Берлинале-2024: выиграл репортаж о распаковке африканских культурных ценностей
Кадр из фильма «Дагомея»
Жюри под руководством голливудской актрисы с африканскими корнями Лупиты Нионго («12 лет рабства», «Черная пантера», «Звездные войны: Скайуокер. Восход») вынесло, пожалуй, самое удивительное решение за все обозримое прошлое, когда на главных фестивалях мира перестали побеждать лучшие фильмы, когда по-настоящему талантливых режиссеров стали недвусмысленно отодвигать в сторонку, когда началось время активистов (точнее, активисток), правильно высказывающихся по той или иной актуальной повестке.
«Золотой медведь» — «Дагомея» Мати Диоп
Берлинский «Золотой медведь» второй раз подряд достается документальному фильму. В 2023 году он отошел скромной гуманистической вещи «На «Адаманте» (Sur l’Adamant) — серии интервью людей с «особенностями развития» и умственными расстройствами. В этом году главный приз фестиваля получает документальный фильм «Дагомея» (Dahomey) режиссера Мати Диоп. Ее фильм, продолжительностью 67 минут, повествует о возвращении награбленных французами ценностей назад в Африку, в страну Бенин, ранее известную как королевство Дагомея. И вот украденные колониалистами 130 лет назад артефакты возвращаются на родину, и из темных контейнеров, в которых их перевозят, начинают звучать их голоса (сходным образом звучит голос погибшего бегемота в еще одном крупном лауреате Берлина, фильме «Пепе»). Артефакты переживают, как приживутся они на новом месте, в новой стране. А студенты местного университета на оживленных дебатах требуют не ограничиваться возвращением 26 артефактов и ждут оставшиеся семи тысяч.
Уроженка Франции с африканскими корнями Мати Диоп, потрясая «Золотым медведем», активно топила на сцене за Палестину. Несколько лет назад она уже удостоилась каннского Гран-при и, если так дальше пойдет, соберет все главные мировые призы, оставшись при этом загадкой даже для продвинутых зрителей.
Кадр из фильма «Дагомея»
Для фестиваля важно, чтобы победившие на нем фильмы шли дальше, выходили в прокат, пользовались успехом у зрителей, номинировались на «Оскара» и другие призы. Проследите судьбу награжденной в Каннах «Анатомии падения» и выигравших в Венеции «Бедных-несчастных» — это настоящий глобальный успех. Что ожидает «Дагомею»? Примерно то же самое, что прошлогодний «Адамант». Известность в кругу узких специалистов.
При этом в берлинском конкурсе был другой документальный фильм — «Архитектон» (Architecton) Виктора Косаковского. Настоящий блокбастер с уникальными съемками тектонических процессов, происходящих в земной коре, с интересной философией, с симфонической оригинальной музыкой за кадром — настоящая кинематографическая симфония! Но симфонии сегодня не очень нужны, особенно в исполнении белых цисгендерных мужчин. Другое дело — репортаж об упаковке и распаковке африканских культурных ценностей.
Когда главный приз уходит столь специфическому зрелищу, имеющему весьма отдаленное отношение к искусству, задача жюри (а в него, помимо Лупиты Нионго, входили режиссеры «крутого артхауса» Альберт Серра, Кристиан Петцольд, Брэйди Корбет, Энн Хуэй и украинская поэтесса Оксана Забужко) — продемонстрировать тем не менее поддержку ими чистого «искусства для искусства».
Гран-при — «Потребности путешественника» Хон Сан-су
В качестве такового был избран беспроигрышный вариант — уже осыпанный всеми существующими призами корейский многостаночник Хон Сан-су, снимающий по паре-тройке фильмов в год. Ему достался второй по значению приз, Гран-при, за очередную милую виньетку под названием «Потребности путешественника» (A Traveler’s Needs).
Изабель Юппер изображает в нем бездомную немолодую француженку, непонятно как и зачем оказавшуюся в Корее и выживающую там, продавая корейцам уроки французского, не являясь при этом профессионалом на педагогическом поприще. Получая приз, Хон Сан-су недоуменно спросил у жюри, что они нашли в его фильме. Может быть, мораль о том, что люди одновременно и предсказуемы, и не познаваемы для других людей, так же как культуры и страны, которые они представляют? Интересно, что последний раз Хон получал берлинское Гран-при ровно два года назад за произведение под названием «Фильм писательницы». А годом раньше он увез из Берлина приз за сценарий («Вступление»). А в 2020 году — приз за режиссуру («Женщина, которая убежала»). Так что выбор нынешнего берлинского жюри, оригинальным, мягко говоря, не назовешь.
Кадр из фильма «Потребности путешественника»
Лучшая режиссерская работа — Нельсон Карлос де лос Сантос Ариас
Зато кто мог предположить, что лучшим режиссером Берлинале-2024 назовут доминиканца Нельсона Карлоса де лос Сантос Ариаса за претенциозный нишевый фильм «Пепе» (Pepe)? Видимо, потому что это первый игровой фильм, снятый (пусть и не полностью) с точки зрения бегемота. К тому же, к сожалению, уже покойного. Берлинале давно не может похвастать большим количеством сенсационных премьер, но в отношении инклюзивности (в том числе гендерной, возрастной, национальной и т.д.) он впереди всех других фестивалей. «Пепе» — еще одно обличение зверского колониализма, которому в этом сезоне не грозит пройти незамеченным.
Кадр из фильма «Пепе»
Приз жюри — «Империя»
И вновь компенсация «большому искусству» — на сей раз не самому удачному фильму полуклассика авторского хардкора Брюно Дюмона «Империя» (L’ Empire). Этой вызывающей недоумение помеси его комедийного сериала «Малыш Кенкен» с пародиями на «Звездные войны» и рыцарскими романами отошел Приз жюри.
Кадр из фильма «Империя»
Лучшие роли — Себастиан Стэн и Эмили Уотсон
Что касается наград за мужскую и женскую роли, то столь старомодное разделение по половому признаку в Берлине несколько лет назад отменили, теперь здесь вручают призы за лучшую главную и второплановую роли. За лучшую главную роль в этом году наградили американца Себастиана Стэна за сатирическую параболу «Другой человек» (A Different Man) Аарона Шимберга — первые 50 минут фильма актер самоотверженно носит маску больного с ужасающими опухолями на лице. «Серебряного медведя» за роль второго плана получила отличная британская актриса Эмили Уотсон, воплотившая образ безжалостной монахини в открывшей Берлинале антиклерикальной ирландской драме «Такие мелочи» (Small Things Like These) фламандского режиссера Тима Милантса.
Лучший сценарий — Маттиас Гласнер, «Умирание»
За сценарий отметили одного из лучших современных немецких режиссеров Маттиаса Гласнера: его трехчасовой кинороман под оптимистическим названием «Умирание» (Sterben) — автобиографическая семейная сага, полная парадоксальных художественных идей и, как ни странно, жизни. В слабом, несмотря на всю инклюзивность, берлинском конкурсе этот фильм мог бы претендовать на одну из главных наград, но сочинение Гласнера действительно имеет не только кинематографическую, но и литературную ценность.
Ларс Айдингер в фильме «Умирание»
За художественный вклад (лучшему оператору) и другие призы
«Серебряного медведя» за выдающийся художественный вклад вручили оператору Мартину Гшлахту, не без поэтического тумана снявшему очень мрачный исторический фильм «Дьявольская баня» (Des Teufels Bad) австрийцев Вероники Франц и Северина Фиалы — он вскрывает феномен массовых убийств детей религиозными женщинами: согласно верованиям далеких времен, только так они могли добровольно закончить жизнь и не попасть в ад.
Лучшим дебютом фестиваля был назван показанный в «Панораме» вьетнамский поэтически-медитативный этюд под названием «Ку ли не плачет» (Cu Li Never Cries) дебютанта Фам Нгок Лана — стильное черно-белое повествование о немолодой вьетнамке и ее обезьянке с огромными жалостливыми глазами.
Лучшим документальным фильмом стал снятый израильско-палестинским режиссерским коллективом фильм «Нет другой земли» (No Other Land), также удостоенный приза зрителей программы «Панорама». Молодые палестинцы и израильтяне, стоявшие рядом на сцене Берлинале-паласа, уже этой мизансценой показывали, что, вопреки призывам Мати Диоп, примирение и совместная работа возможны.
Среди игровых картин «Панорамы» по результатам голосования зрителей победили коста-риканские «Воспоминания пылающего тела» (Memorias de un cuerpo que arde) Антонеллы Судасасси Фурнисс, чья 70-летняя героиня делится коллективным опытом женщин своего поколения (в основном, негативным) и призывает к сексуальному освобождению в старости.
Главного приза в конкурсе Encounters удостоилась еще одна документальная картина — «Прямое действие» (DIRECT ACTION) Гийома Кайло и Бена Рассела. Фильм продолжительностью 216 минут фиксирует деятельность фермеров и анархистов-активистов — или «эко-террористов», как называет их французское правительство.