Стиль
Впечатления Кинофестиваль в Эль-Гуне — 2023: семейные портреты на любой вкус
Стиль
Впечатления Кинофестиваль в Эль-Гуне — 2023: семейные портреты на любой вкус
Впечатления

Кинофестиваль в Эль-Гуне — 2023: семейные портреты на любой вкус

Кадр из фильма «Мечтая и умирая»

Кадр из фильма «Мечтая и умирая»

В египетской Эль-Гуне продолжается кинофестиваль. В центре, как обычно, — разоблачение скелетов, таящихся в семейных шкафах

Из каннского конкурса прямо в конкурс Эль-Гуны попали сразу два фильма, получившие только что изрядное количество номинаций на премию «Золотой глобус». Они, скорее всего, не останутся и без номинаций на «Оскара».

«Анатомия падения» Жюстин Трие

Психологический детектив Жюстин Трие «Анатомия падения» (Anatomy of a Fall), ставший неожиданным и неочевидным победителем Канн (он идет в российском прокате), исследует обстоятельства обычного супружеского ада, скрывающего за буржуазным фасадом: нелюбовь, измены, зависть и разочарование. Постепенно зрителям становятся известны все загнанные в подполье драмы одной интеллигентной франко-немецкой семьи, члены которой говорят друг с другом в прямом смысле слова на разных языках. А сам ли выпал из окна альпийского шале некий муж или ему помогла в этом его законная жена, которую стали за это судить справедливым французским судом присяжных, — это уже нюансы.

Кадр из фильма «Анатомия падения»

Кадр из фильма «Анатомия падения»

«Май декабрь» Тодда Хейнса

«Май декабрь» (May December) Тодда Хейнса — еще один каннский фильм, чей прокат в России недавно был анонсирован. В означенной в названии дихотомии Джулианне Мур отведена роль «декабря». За «майскую» свежесть отвечает ее гораздо более молодой муж (Чарлз Мелтон): по утверждению героини, именно он в нежном возрасте 13 лет соблазнил ее, замужнюю даму. Эта история вызвала национальный скандал, и абьюзерше пришлось отсидеть срок за педофилию. Теперь, когда страсти улеглись и пара уже не одно десятилетие живет вместе, давние события вот-вот станут основой для, судя по всему, не очень хорошего фильма: с целью сбора материала для роли абьюзерки в городок в штате Джорджия выехала известная актриса с лицом Натали Портман. Автор таких шедевров, как «Вдали от рая» и «Кэрол», Тодд Хейнс, бесспорно, мастер высокой мелодрамы по следам Дугласа Сирка и Р. В. Фассбиндера, но этот фильм об оправданиях и самообмане не отнесешь к числу его главных свершений. Сам материал из области мыльной оперы не располагает к зеркальным композициям и монологам в духе бергмановской «Персоны». Впрочем, на «Золотые глобусы» фильм номинирован в категории «Комедия или мюзикл», хотя ни шуток, ни пения в нем вроде бы нет.

Кадр из фильма «Май декабрь»

Кадр из фильма «Май декабрь»

«Задира» Шарлотты Риган

Режиссер фильма «Как заниматься сексом» (How to Have Sex) Молли Мэннинг Уокер в качестве оператора сняла еще один британский дебют — «Задиру» (Scrapper) Шарлотты Риган (выйдет в российский прокат в январе). Сюжет, как часто бывает у «независимых», не блещет особой оригинальностью: как в другой недавней британской картине «Солнце мое», он касается взаимоотношений разлученных немилосердной судьбой отца и дочери. Причем исполняющие роли отцов Пол Мескал (в «Солнце моем») и звезда «Треугольника печали» Харрис Дикинсон (в «Задире») играют персонажей старше себя, чтобы подчеркнуть их инфантильность и незрелость.

Утратив мать, нахальная 12-летняя девочка не столько витает в облаках детства, сколько твердо стоит на ногах, хитроумно водя за нос работников социальных служб и промышляя воровством велосипедов — совсем как в шедеврах итальянского неореализма. Однако, к неудовольствию девочки, обнаруживается, что она не полная сирота, вследствие чего ей приходится взять под опеку отца, который сам еще не вырос из детских штанишек. В фильме есть и несомненная милота, и искренний интерес к жизни маленьких людей из рабочих кварталов, и нежелание сводить рассказ о ней к ползучему и унылому реализму. Неудивительно, что фильм выигрывает главные призы везде, где участвует в конкурсах, — в частности, на фестивале «Санденс» (в Эль-Гуне его показали вне конкурса).

Кадр из фильма «Задира»

Кадр из фильма «Задира»

«Мечтая и умирая» Нельсона Ео

Не упрекнешь в избыточном реализме и сингапурскую эзотерическую вещицу «Мечтая и умирая» (Dreaming & Dying) Нельсона Ео, ставшую одной из победительниц фестиваля в Локарно. Она сообщает о том, что в зрелом возрасте любовь может мутировать в самые причудливые формы. Тема любовного треугольника между немолодой супружеской парой и их студенческим другом приобретает оригинальное звучание, когда друг оборачивается русалом, предлагая своей экс-подруге плыть в морские пучины подальше от постылого мужа.

Кадр из фильма «Мечтая и умирая»

Кадр из фильма «Мечтая и умирая»

«Ни слова» Ханны Слак

Из Торонто в Эль-Гуну приплыл немецкий фильм «Ни слова» (Not a Word) Ханны Слак — мрачный атмосферный триллер о фатальном непонимании между работающей матерью и сыном-подростком: непонимание вот-вот разразится ужасной катастрофой, тем более что действие разворачивается на фоне грозовых зимних пейзажей Бретани, но — о чудо! — стоит матери ненадолго отложить айфон, из которого постоянно доносится звон мессенджеров, как взаимопонимание вдруг налаживается. С другой стороны, до сына ли героине Марен Эггерт, которая, как Лидия Тар из одноименного фильма с Кейт Бланшетт, в качестве дирижера исступленно репетирует в Берлинской филармонии Пятую симфонию Малера? Но даже при такой занятости пару слов для задумавшегося о суициде подростка все-таки можно было найти, хотя удивительно, что, в отличие от матери, мы ни разу не видим сына с мобильником — исключительно с дроном. И неизвестно еще, что хуже.

Кадр из фильма «Ни слова»

Кадр из фильма «Ни слова»

«Странный путь» Гуто Паренте

Главный победитель международного конкурса фестиваля «Трайбека» «Странный путь» (A Strange Path) бразильца Гуто Паренте возвращает нас в уже полузабытые, но от этого не менее странные ковидные ужасы: по сюжету молодой экспериментальный фильммейкер возвращается в Сан-Паулу из Лиссабона и по причине локдауна вынужден делить утлое жилье со своим сумасшедшим отцом. Когда тот, закашлявшись, пропадает, герой подозревает, что отец оказался в больнице, но выясняется, что это не так. Куда пропал папаша, неизвестно, но по поводу этой пропажи испытываешь исключительно положительные чувства, к тому же она дает режиссеру возможность помедитировать относительно странных путей взаимодействия двух совершенно чужих, хотя по дефолту и родственных душ.

Кадр из фильма «Странный путь»

Кадр из фильма «Странный путь»

«Семейный портрет» Люси Керр

Американка Люси Керр представила вне конкурса ранее показанный в Локарно экспериментальный «Семейный портрет» (Family Portrait): собравшаяся на фоне ковида семья желает сделать групповой снимок, но данное вполне себе невинное намерение никак не удается осуществить, поскольку этого явно не хочет режиссер: никаких других причин в общем-то нет. Зато получившееся действо можно назвать перформансом, размывающим границы между бытием и небытием, которое, как истина, всегда где-то рядом.

Кадр из фильма «Семейный портрет»

Кадр из фильма «Семейный портрет»

Кинофестиваль в Эль-Гуне — 2023: бедные-несчастные