Кинофестиваль в Эль-Гуне — 2023: чрезвычайный гламур
Кинофестиваль в египетской Эль-Гуне проходит в шестой раз, но не в октябре, как это было всегда. Пару месяцев назад казалось, что нынешняя редакция фестиваля будет отменена из-за войны в близлежащем секторе Газа. Но фестиваль, чьим слоганом служат простые слова Cinema for Humanity («Кино за гуманизм»), не мог остаться в стороне от творящихся по соседству событий: сначала оргкомитет перевел 5 млн египетских фунтов на нужды гражданского населения Газы, с которым он демонстрирует полную солидарность, а позже объявил о переносе мероприятия — на две недели, потом на два месяца.
По их истечении война, к сожалению, не закончилась, но дальше отодвигать фестиваль было нельзя: подходит к концу календарный и финансовый год. Поэтому было принято решение провести «специальную редакцию» фестиваля, отказавшись от обычной для Египта атмосферы преувеличенной праздничности (этого не произошло) и присовокупив к уже объявленным фильмам программу палестинского кино. Серьезность момента призван акцентировать дресс-код: приглашенным и аккредитованным гостям настойчиво рекомендован black tie как основная форма одежды. Также запланирован ужин со сбором пожертвований для гуманитарных нужд Газы.
Спешно подготовленная программа «Окно в Палестину» (Window on Palestine) получилась внятной и представительной: в частности, в ней показывается новая документальная картина «Прощай, Тверия» (Bye Bye Tiberias), в которой режиссер Лина Суалем снимает возвращение домой своей знаменитой матери — палестинской актрисы Хиам Аббас (номинантка премии «Эмми» за одну из главных ролей в сериале «Наследники») и на примере четырех поколений женщин своей семьи рассказывает о том, что значит остаться без родины.
Кадр из фильма «Прощай, Тверия»
Краткая история Эль-Гуны
Основанный всего 33 года назад курортный город на Красном море (население — 15 тыс. жителей) находится в 25 км от облюбованной россиянами Хургады и состоит по преимуществу из шикарных отелей. Идея о проведении здесь кинофестиваля пришла в красивую голову известной всему арабскому миру египетской певицы и кинозвезды Бушры после посещения проходившего в Эль-Гуне чемпионата мира по игре в сквош. Мысль о создании фестиваля, равняющегося на знаменитые старые европейские ярмарки тщеславия в Венеции и Каннах, оказалась близка местным бизнесменам — братьям-миллиардерам Нагибу и Сами Савирисам. В результате Нагиб Савирис, к чьему имени обычно прибавляется слово «инженер» (в Египте профессия инженера пользуется большим уважением), стал основателем фестиваля, а его брат, отец-основатель города, — председателем совета директоров. У него свой интерес в придании Эль-Гуне позитивного имиджа, превращении города в образец «высокого уровня туристического обслуживания, гламура, толерантности, безопасности и современности» (так гласит официальный пресс-релиз).
GFF (Gouna Film Festival) быстро стал главным кинособытием арабского мира, пришедшим на смену фестивалям в Дубае и Абу-Даби, когда те благополучно умерли один за другим. Под предводительством уважаемого во всем мире эксперта по кинематографу арабских стран Интишаля Аль-Тимими фестиваль оброс большим количеством параллельных инициатив, главная из которых, CineGouna Platform, служит и творческой лабораторией, и площадкой для девелопмента и финансирования особенно перспективных арабских киноработ. Проекты, появляющиеся при посредничестве фестиваля, часто обнаруживаются в официальных программах в тех же Каннах и Венеции, после чего с гордостью показываются в Эль-Гуне.
Истории глобального Юга
Несмотря на то что российское кино в этом году по традиции последних времен блистательно отсутствует (раньше здесь показывали и «Аритмию», и «Капитан Волконогов бежал», и «Мама, я дома»), этот фестиваль стал хорошим напоминанием о необходимости инклюзивности, о том, что современное кино отнюдь не сводится к европейскому или американскому дискурсу. Что есть на Земле, например, огромный континент Африка и у этого континента своя История и свои истории, рассказывать которые берется в том числе и кино.
«Прощай, Джулия» Мохамеда Кордофани
Один из главных претендентов на призы в Эль-Гуне (а они сопровождаются изрядным денежным содержанием: общий призовой фонд составляет $225 тыс.) — уже отмеченный Призом свободы в каннском конкурсе «Особый взгляд» фильм из Судана «Прощай, Джулия» (Goodbye Julia), уверенный в своей прямолинейности дебют Мохамеда Кордофани, рассказывающий простую мелодраматическую историю, впрочем, как нельзя лучше знакомящую зрителя с положением дел в этой африканской стране, ныне распавшейся на две части — Судан и Судан Южный. И неудивительно: арабы (северяне) считают себя высшей расой и относятся к черным (южанам) как к рабам. Действие происходит аккурат накануне развала страны. В результате трагических обстоятельств на фоне перманентной революционной ситуации певица Мона (муж не дает ей заниматься любимым делом, поскольку, по его мнению, женщина должна сидеть дома и постоянно кого-то рожать) становится причиной смерти мужа чернокожей Джулии, о чем та не знает. Снедаемая чувством вины, красавица Мона берет красавицу Джулию в дом в качестве служанки и начинает исступленно заботиться о ее сыне. Спустя несколько лет сытой жизни Джулия обретает политическое самосознание, позволяющее ей адекватно отнестись и к своей сердобольной хозяйке, и к ее нелюбимому мужу.
Кадр из фильма «Прощай, Джулия»
«Как заниматься сексом» Молли Мэннинг Уокер
Интересные выводы можно сделать и из самого факта включения во внеконкурсную программу фестиваля в Эль-Гуне фильма под названием «Как заниматься сексом» (How to Have Sex) британской дебютантки Молли Мэннинг Уокер. Он свидетельствует о неожиданном для мусульманской страны свободомыслии. Еще один лауреат каннской программы «Особый взгляд» без особого успеха прошелестел по нашим экранам — его прокатчик не скрывает, что в России была показана сокращенная (пусть и на 30 секунд) версия. В каком виде будет предъявлена в Эль-Гуне хроника летних каникул трех отвязных тинейджерок, отправившихся на остров Крит, чтобы забыться после школьных экзаменов, остается только гадать.
Кадр из фильма «Как заниматься сексом»