Стиль
Впечатления Главные выставки лета: Матисс, Шагал, Дейнека и не только
Впечатления

Главные выставки лета: Матисс, Шагал, Дейнека и не только

Выставка «Русские дикие»
Выставка «Русские дикие»
Автор телеграм-канала «В белом кубе», журналист Дарья Коноваленко рассказывает, в каких музейных и галерейных залах проводить летние часы

Список исследуемых кураторами тем широк и разнообразен: от запаха советского земляничного мыла до бразильских просторов через призму архитектуры. Возможность оказаться в лесу — как в метафизическом, так и во вполне реальном — прилагается.

«Русские дикие»

  • Когда: 18 июня — 28 сентября
  • Где: Музей русского импрессионизма (Москва, Ленинградский пр-т, 15, стр. 11)

Фовизм, ставший вызовом классической живописи и поворотной точкой в развитии европейского модернизма, одновременно оказался пространством пересечения для французского и русского авангарда начала XX века. Именно этот диалог раскрывает выставка «Русские дикие» в Музее русского импрессионизма, созданная в сотрудничестве с ГМИИ им. А.С. Пушкина. Проект объединил более 100 работ Анри Матисса, Отона Фриеза, Альбера Марке и художников, радикально изменивших облик отечественного искусства 1900–1910-х годов: Ильи Машкова, Наталии Гончаровой, Михаила Ларионова, Ольги Розановой и других. Название экспозиции отсылает к статье Давида Бурлюка в альманахе «Синий всадник». И в рамках проекта можно наглядно проследить, как идеи французских фовистов и немецких экспрессионистов нашли отклик в русском символизме, примитивизме и «диком импрессионизме».

Фото: пресс-служба

Увидеть Матисса и не умереть: как фовисты вдохновили русских авангардистов

«Красная Москва. Женщина в большом городе»

  • Когда: до 19 октября
  • Где: Центр «Зотов» (Москва, Ходынская ул., 2, стр. 1, 3-й этаж)

Первая ольфакторная выставка Центра «Зотов» посвящена советской парфюмерии 1920–1930-х годов и роли женщины в большом городе. В экспозиции — больше 200 экспонатов, среди которых живопись, графика, плакаты, декоративно-прикладное искусство, предметы быта и редкие духи. Главным героем стала не только культовая «Красная Москва», но и сам запах как исторический документ.

Выставка реконструирует ароматный пейзаж довоенной Москвы: керосин, махорка, сирень, хлеб, мыло, пудра. Центром экспозиции стал «парфюмерный орган» — инсталляция, в которой посетитель может самостоятельно варьировать ноты «Красной Москвы». История женского повседневного опыта раскрывается через отдельные части экспозиции, посвященные профессору Лидии Брюсовой и Полине Жемчужиной, а также журнальным иллюстрациям, советским фильмам и модной графике 1920-х годов.

В рамках публичной программы — лекции о моде и запахе в истории, мастер-классы, городские «обонятельные» прогулки и музыкальные выступления.

Фото: пресс-служба

Запахи 1920-х: какой получилась выставка «Красная Москва» в Центре «Зотов»

«Герои своего времени»

  • Когда: до 7 сентября
  • Где: МАММ (Москва, ул. Остоженка, 16)

Выставка классика отечественной фотографии Валерия Плотникова включает более сотни портретов советской и российской культурной элиты — от Олега Ефремова и Сергея Соловьева до Марка Захарова и Льва Додина. Все снимки происходят из коллекции фонда Still Art и сопровождаются авторскими подписями, сделанными лично для Елены Карисаловой. С помощью фотографий художник создает в кадре театральную сцену: подбирает костюмы, атмосферу, реквизит. Персонажи — не просто известные имена, а фигуры, с которыми прожита целая эпоха. Выставка сопровождается печатным изданием, продолжающим серию альбомов, посвященных советской и современной фотографии.

Валерий Плотников, «Ленком», 1989

Валерий Плотников, «Ленком», 1989

«Иван Клюн. Цветоформы. Лаборатория художника»

  • Когда: 9 июля — 16 сентября
  • Где: Московский музей современного искусства (Москва, Ермолаевский пер., 17, 4-й этаж)

ММОМА совместно с Фондом Ивана Клюна представляет ретроспективу одного из самых сложных и недооцененных художников русского авангарда. Иван Клюн — близкий друг Малевича, автор первых в истории искусства мобилей, экспериментатор с супрематическими формами и теоретик цвета. В рамках проекта впервые показываются не только абстрактные эксперименты, но и камерные реалистические работы художника — пейзажи, портреты, штудии, созданные параллельно с беспредметными композициями. В экспозицию вошли живопись, скульптура, графика, архивы, а также произведения сына художника, архитектора Георгия Клюнкова. Основная идея проекта — представить Клюна как автора «двойного зрения», способного соединить натурное наблюдение с формальными поисками.

Фото: пресс-служба

«Если бы стены стали водой. Лина Бо Барди»

  • Когда: 10 июля — 19 октября
  • Где: Дом культуры «ГЭС-2», Проспект и Галерея С6 (Москва, Болотная наб., 15)

Впервые в России показывают масштабную выставку, посвященную одной из самых влиятельных женщин-архитекторов XX века. Лина Бо Барди (1914–1992) — автор знаковых модернистских построек Бразилии, теоретик, педагог, дизайнер и инноватор, объединившая социальную миссию и архитектурную поэтику. Проект в «ГЭС-2» разворачивается сразу в двух пространствах. На «Проспекте» представлена инсталляция, посвященная культурному центру Sesc Pompéia в Сан-Паулу — бывшей фабрике, преобразованной в многофункциональное общественное пространство. В галерее С6 собраны архивы: наброски, чертежи, макеты, тексты, фотографии и элементы дизайна, которые создают панораму авторского «бардиверсума» — так кураторы называют творческий мир Лины Бо Барди. Выставка предлагает взглянуть на архитектуру как на живую ткань города, текучую и открытую для соучастия. Бо Барди рассматривала культуру не как институт, а как опыт общности — от музейного дизайна до уличной социализации.

Фото: Даниил Анненков / Дом культуры «ГЭС-2»

Погружение в «бардиверсум»: что смотреть на выставке Лины Бо Барди в «ГЭС-2»

«Александр Дейнека. Гимн жизни»

  • Когда: 26 июня — 26 октября
  • Где: Государственная Третьяковская галерея, корпус на Кадашевской набережной (Москва, Кадашевская наб., 12)

Третьяковская галерея совместно с Курской картинной галереей представляет масштабную ретроспективу Александра Дейнеки — одного из ключевых художников советской эпохи. В экспозиции более 200 произведений живописи, графики, скульптуры, дизайнерских и иллюстративных проектов, охватывающих более четырех десятилетий творчества мастера. Проект включает ранние работы 1920-х годов, журнальную графику и эскизы, а также знаковые произведения, такие как «Футболист» (1932), «Будущие летчики» (1938), «Автопортрет» (1948) и «Юный конструктор» (1966). Многие работы впервые представлены в Москве.

Выставка структурирована в 11 тематических разделов, раскрывающих ключевые мотивы творчества Дейнеки: интерес к труду, спорту, технике и фигуре человека. Центральное место занимает собрание Курской галереи как наиболее полное собрание наследия художника, во многом сформированное при его участии.

Александр Дейнека, «В Севастополе», 1953

Александр Дейнека, «В Севастополе», 1953

Биеннале частных коллекций

  • Когда: июнь—октябрь
  • Где: Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Казань, Томск, Владивосток и другие города

Фонд «Новые коллекционеры» представил первую Биеннале частных коллекций — межрегиональный проект, в котором участвуют более 40 галерей и институций. Каждая из них показывает выставку, посвященную одному коллекционеру как фигуре культурного влияния, источнику вдохновения для художников и институций, отражению вкусов времени. В программе — фото, живопись, видеоарт, дизайн, племенное искусство, аутсайдер-арт и архивные материалы. Среди площадок — Винзавод, Центр «Зотов», Ruarts, In Artibus, «Триумф», Anna Nova, pop/off/art, Stella Art Foundation и другие институции и галереи.

Среди ключевых проектов: диалог гималайского искусства и современности в In Artibus, уикенд видеоарта в «Зотове», мини-ретроспективы из частных фотоколлекций в Ruarts, усадебные портреты XIX века из собрания Сергея Соловьева во Владимире.

Также в рамках биеннале запущен проект «Обменник» как временный обмен произведениями между коллекционерами и образовательная программа под кураторством Лии Чечик, объединяющая исследователей и практиков в лекциях, ридинг-группах и дискуссиях.

Виктор Пивоваров, «Дятел», 2000

Виктор Пивоваров, «Дятел», 2000

«Дмитрий Булин. Между царствами»

  • Когда: до 7 сентября
  • Где: МАММ (Москва, ул. Остоженка, 16)

Фотограф Дмитрий Булин исследует образы и мотивы русской сказки, но не как модный стилистический тренд, а как культурный код, в котором сохраняется коллективное воображение. Его новый проект, созданный специально для МАММ, вдохновлен фольклором, обрядами, былинами и трудами Владимира Проппа.

В центре тема перехода между мирами: земным и потусторонним, водным и воздушным. В кадрах появляются персонажи-символы, птицы Сирин и Алконост, фигуры в нарядах, воссозданных по этнографическим фотографиям XIX века и архивным живописным источникам. Художник работает на стыке исследования и художественной реконструкции. Он использует подлинные элементы крестьянского быта и народного костюма (из коллекций Андрея Боровского, Любови Алиповой, Филиппа Маякова), соединяя их с современными визуальными средствами. Проект дополнен видеоартом, созданным с помощью нейросетей на основе сюжетов русских сказок как еще один способ визуализировать трансформации, сны и страхи, хранящиеся в устной традиции.

Дмитрий Булин, «Ид», 2024

Дмитрий Булин, «Ид», 2024

«Дом, часть луга, свет вечерний»

Когда: до 31 августа
Где: МОХ при поддержке галереи Mute (Москва, Старомонетный пер., 12)

В выставке художницы Маши Егоровой в пространстве МОХ при поддержке галереи MUTE керамика, текстиль и войлок превращаются в воспоминания о доме, детстве и личной безопасности. Проект вдохновлен поэтикой Рильке и философией Гастона Башляра: дом здесь — не архитектура, а внутреннее убежище, место, где человек чувствует себя в безопасности. Керамические объекты художницы — чашки, вазы, кувшины — намеренно деформированы, прорастают побегами, покрыты лианами. Они теряют функцию и обретают символику. Выставочное пространство включает шатер из ткани — аллюзию на детский шалаш и архетип укрытия. Также впервые в практике Егоровой появляется войлок: мокрое валяние и ковры, напоминающие луг. Природа — еще один «дом», который художница выстраивает из воспоминаний, ощущений и форм.

Фото:  mox.bureau / Instagram (входит в корпорацию Meta, признана экстремистской и запрещена в России)

«Полина Шилкините. Реконструкция присутствия / 68°56'23.1756" 33°6'56.4264"»

  • Когда: 22 июля — 15 сентября
  • Где: Shift Art (Москва, Тверская ул., 20/1, стр. 1, 4-й этаж)

Новая персональная выставка Полины Шилкините в галерее Shift — исследование памяти и географии через медиумы цифрового искусства, живописи и фотографии. Отправной точкой проекта стали координаты родного для художницы Мурманска. Именно туда она возвращается с помощью архивов, генеративных алгоритмов и нейросетей, чтобы «восстановить» утраченное. В проекте пересекаются документальные и вымышленные образы, распадающиеся на пиксели карты, фрагменты растений и береговых линий. Инсталляции и изображения превращаются в подвижную, гибкую систему координат. Технологии в проекте не самоцель, а инструмент. Шилкините работает на стыке персонального и универсального, визуального и концептуального, превращая индивидуальную топографию в общую метафору забывания, воспоминания и возвращения.

Полина Шилкините, без названия, 2025

Полина Шилкините, без названия, 2025

«Persona»

  • Когда: до 9 августа
  • Где: Alina Pinsky Gallery (Москва, ул. Пречистенка, 28)

В галерее Alina Pinsky открылась групповая выставка Persona, посвященная жанру портрета. Проект объединяет 16 современных художников и классиков ХХ века, работающих в живописном, фотографическом, графическом и текстильном медиумах.

Название отсылает к понятию «персоны» в юнгианской психологии — социальной маски, которую человек надевает в обществе, а также к фильму Ингмара Бергмана Persona (1966), где исследуется драма личностного раздвоения.

Смысловой центр экспозиции — масштабные портреты Наталии Турновой. Параллели с ними выстраивают крупноплановые фотографии Василия Кравчука, расфокусированные снимки Тима Парщикова и графика Льва Повзнера.

Лев Повзнер, из серии «Люди на черном», 1970

Лев Повзнер, из серии «Люди на черном», 1970

«Цветочек в полуденной истоме»

  • Когда: до 27 июля
  • Где: Музей Вадима Сидура (Москва, Новогиреевская ул., 37А)

Музей Вадима Сидура совместно с Московским музеем современного искусства представляют выставку «Цветочек в полуденной истоме» — диалог между графикой молодой художницы Анастасии Рыбаковой и скульптурами Вадима Сидура. Сквозной мотив проекта — метафора сада как утраченного и вновь обретенного рая. В экспозиции хрупкая, зыбкая поэтика цветочных образов Рыбаковой, словно воспоминание, подверженное исчезновению, сочетается с пластической точностью мемориальных форм Сидура. Выставка предлагает зрителю размышления о природе памяти и ее проявлениях — от личного до коллективного.

Фото: Денис Лапшин

«Сообщение. Другая история российской фотографии»

Когда: 19 июля — 19 октября
Где: Фонд Ruarts (Москва, Трубниковский пер., 6)

Фонд Ruarts показывает выставку «Сообщение», в которой представлены работы более чем 40 российских фотохудожников от XIX века до наших дней. Куратор проекта Дарья Панайотти предлагает рассматривать фотографию как форму общественного высказывания, в которой преломляется опыт сопричастности, памяти и визуального кода эпохи.

Выставка не следует хронологической логике, а исследует, как фотография отражала и формировала представление о коллективности — от раннесоветского образа толпы до сегодняшнего визуального языка, рожденного в эпоху соцсетей.

Фото: пресс-служба

«Под одним небом. 2016–2025»

  • Когда: до 30 августа
  • Где: Фонд In Artibus (Москва, Пречистенская наб., 17. Вход с Курсового переулка)

Фонд In Artibus представляет обновленную версию выставки «Под одним небом» — живопись и графика французских и русских художников XIX–XX веков из коллекции коллекционера и мецената Инны Баженовой. Проект, впервые показанный в 2016 году, прошел с успехом в музеях Уфы, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Ярославля и Саратова, и теперь возвращается в Москву как часть Биеннале частных коллекций. Экспозиция выстраивает диалог между двумя художественными традициями, демонстрируя взаимовлияние и параллельное развитие французской и русской школы. Среди ключевых работ — «Бильярдисты» Оноре Домье, пленэрный этюд Жоржа Сера, виды Монмартра Мориса Утрилло, произведения Машкова, Шевченко, Синезубова и Ряжского.

Морис Утрилло, «Улица в предместье», 1914

Морис Утрилло, «Улица в предместье», 1914

Ночь Биеннале

  • Когда: 19 июля
  • Где: Нижний Новгород — Арсенал, Мытный рынок, гостиница Ермолаевых, ЦЕХ*, НГХМ, Академия «Маяк»

Вечером 19 июля в Нижнем Новгороде пройдет акция «Ночь Биеннале»: с 17:00 до 23:00 (а в Академии «Маяк» — с 9:00 до 23:00) вход на площадки Первой международной Биеннале экологического искусства будет свободным. В экспозиционной программе флагманская выставка «Кожа Земли» на двух площадках (Мытный рынок и гостиница Ермолаевых) и более 250 работ от 70 художников из 35 стран. Также будут открыты «Земное/Планетарное» и «Мечты о доме» в Арсенале, «Зона пчел» в НГХМ, «Цифровые надежды» в мультимедийном пространстве ЦЕХ* и «Чистая энергия» в Академии «Маяк». Все выставки посвящены теме взаимодействия человека и природы, экологическим трансформациям, устойчивости, утопиям и технологиям.

Эдуард Вюйар, «На диване (В белой комнате)», 1890–1893. Выставка «Мечты о доме» в «Арсенале»

Эдуард Вюйар, «На диване (В белой комнате)», 1890–1893. Выставка «Мечты о доме» в «Арсенале»

«Егор Плотников. Дальний лес»

  • Когда: до 26 октября
  • Где: Музей искусства Санкт-Петербурга ХХ–ХХI веков (Санкт-Петербург, наб. канала Грибоедова, 103)

Музей искусства Санкт-Петербурга ХХ–ХХI веков представил тотальную инсталляцию художника Егора Плотникова под названием «Дальний лес» и занял все пространство второго уровня третьего этажа.

В экспозиции сочетаются реальные стволы деревьев, живописные полотна и скульптуры людей от почти кукольных до монументальных. Посетитель становится участником пространственного нарратива, проходя через собранный художником ландшафт, в котором соединяются природные и культурные коды.

Работа Плотникова предлагает новый способ сосуществования с природой и искусством — как с равноправными источниками личной трансформации. Это не попытка реконструировать природную среду, а способ создать ритуал возвращения к себе, к телесному восприятию мира и к устойчивым образам прошлого.

Фото: пресс-служба

«Местечко на Фонтанке. От Шагала до современности»

  • Когда: 18 июля — 14 сентября
  • Где: KGallery (Санкт-Петербург, наб. реки Фонтанки, 24)

Проект в петербургской KGallery впервые объединит творчество четырех поколений еврейских художников, чья жизнь и искусство неразрывно связаны с Петербургом за последние 150 лет. Экспозиция из семи тематических разделов покажет 24 автора — от классиков до современных мастеров. Зрители увидят, как художники изображали местечко и Ленинград, интерпретировали библейские сюжеты, традиции и еврейский фольклор. Выставка открывается «Еврейской свадьбой» Исаака Аскназия (Русский музей) и представляет звезд первой величины: Марка Шагала, Натана Альтмана, Соломона Юдовина, Анатолия Каплана, Давида Гобермана, группу «Алеф» и современных авторов — Арона Зинштейна, Михаила Карасика и других. Художественное оформление Валерия Полуновского отсылает к образам еврейского искусства и местечек. Проект дополняет образовательная программа и каталог, а сама экспозиция, через диалог поколений художников, представляет еврейское искусство Петербурга как целостное культурное явление.

Анатолий Каплан, «Пастушок», 1974

Анатолий Каплан, «Пастушок», 1974

«Заповедное»

  • Когда: до 28 сентября
  • Где: Музей-заповедник «Горки Ленинские» (Московская обл., Горки Ленинские, Центральная ул., 1)

Самый масштабный фестиваль современного искусства в Московской области открылся в «Горках Ленинских». В проекте участвуют более 30 художников и арт-групп из разных городов России. На территории музея-заповедника представлены инсталляции под открытым небом, выставки в новой галерее, перформансы и параллельная программа. Работы для участия были выбраны через открытый конкурс: из 300 заявок отобраны проекты как от известных художников (Сергей Катран, Алексей Лука, Ольга Божко), так и от новых авторов. Среди ключевых тем объектно-ориентированная философия, взаимоотношения с природой, «медленное» искусство и экологическое мышление.

Гриша Joy, «K-объект»

Гриша Joy, «K-объект»

«Дом о семи крыльях». II Чувашская биеннале современного искусства

  • Когда: 19 июля — 10 августа
  • Где: Чебоксары. Чувашский драматический театр им. К. Иванова, культурный центр «Сверхновый», Музей чувашской вышивки, Чувашский национальный музей и другие площадки

Во второй раз в Чебоксарах проходит Чувашская биеннале современного искусства — междисциплинарный проект, в центре которого находятся вопросы идентичности, памяти и культурной преемственности. Тема текущего выпуска «Дом о семи крыльях» отсылает к понятию дома как пространству личного и коллективного опыта, символу связи с традицией, миграции, сосуществования разных этничностей. В биеннале участвуют более 50 художников, работающих в разнообразных медиумах от живописи и графики до инсталляций, видеоарта, объектного и декоративно-прикладного искусства. Программа включает образовательный блок, разработанный совместно с ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, медиаторские экскурсии, мастер-классы для детей, перформативные и просветительские события. Параллельно с выставками запланированы кинопоказы, экскурсии, литературные чтения и тематические маршруты по городу и региону.

Айгуль Актаева, эскиз инсталляции «7_30»

Айгуль Актаева, эскиз инсталляции «7_30»

Подписывайтесь на телеграм-канал «РБК Стиль»

Авторы
Теги
Дарья Коноваленко