Главные выставки лета: Матисс, Шагал, Дейнека и не только

Список исследуемых кураторами тем широк и разнообразен: от запаха советского земляничного мыла до бразильских просторов через призму архитектуры. Возможность оказаться в лесу — как в метафизическом, так и во вполне реальном — прилагается.
- «Русские дикие»
- «Красная Москва. Женщина в большом городе»
- «Герои своего времени»
- «Иван Клюн. Цветоформы. Лаборатория художника»
- «Если бы стены стали водой. Лина Бо Барди»
- «Александр Дейнека. Гимн жизни»
- Биеннале частных коллекций
- «Дмитрий Булин. Между царствами»
- «Дом, часть луга, свет вечерний»
- «Полина Шилкините. Реконструкция присутствия / 68°56'23.1756" 33°6'56.4264"»
- «Persona»
- «Цветочек в полуденной истоме»
- «Сообщение. Другая история российской фотографии»
- «Под одним небом. 2016–2025»
- Ночь Биеннале
- «Егор Плотников. Дальний лес»
- «Местечко на Фонтанке. От Шагала до современности»
- «Заповедное»
- «Дом о семи крыльях». II Чувашская биеннале современного искусства
«Русские дикие»
- Когда: 18 июня — 28 сентября
- Где: Музей русского импрессионизма (Москва, Ленинградский пр-т, 15, стр. 11)
Фовизм, ставший вызовом классической живописи и поворотной точкой в развитии европейского модернизма, одновременно оказался пространством пересечения для французского и русского авангарда начала XX века. Именно этот диалог раскрывает выставка «Русские дикие» в Музее русского импрессионизма, созданная в сотрудничестве с ГМИИ им. А.С. Пушкина. Проект объединил более 100 работ Анри Матисса, Отона Фриеза, Альбера Марке и художников, радикально изменивших облик отечественного искусства 1900–1910-х годов: Ильи Машкова, Наталии Гончаровой, Михаила Ларионова, Ольги Розановой и других. Название экспозиции отсылает к статье Давида Бурлюка в альманахе «Синий всадник». И в рамках проекта можно наглядно проследить, как идеи французских фовистов и немецких экспрессионистов нашли отклик в русском символизме, примитивизме и «диком импрессионизме».

«Красная Москва. Женщина в большом городе»
- Когда: до 19 октября
- Где: Центр «Зотов» (Москва, Ходынская ул., 2, стр. 1, 3-й этаж)
Первая ольфакторная выставка Центра «Зотов» посвящена советской парфюмерии 1920–1930-х годов и роли женщины в большом городе. В экспозиции — больше 200 экспонатов, среди которых живопись, графика, плакаты, декоративно-прикладное искусство, предметы быта и редкие духи. Главным героем стала не только культовая «Красная Москва», но и сам запах как исторический документ.
Выставка реконструирует ароматный пейзаж довоенной Москвы: керосин, махорка, сирень, хлеб, мыло, пудра. Центром экспозиции стал «парфюмерный орган» — инсталляция, в которой посетитель может самостоятельно варьировать ноты «Красной Москвы». История женского повседневного опыта раскрывается через отдельные части экспозиции, посвященные профессору Лидии Брюсовой и Полине Жемчужиной, а также журнальным иллюстрациям, советским фильмам и модной графике 1920-х годов.
В рамках публичной программы — лекции о моде и запахе в истории, мастер-классы, городские «обонятельные» прогулки и музыкальные выступления.

«Герои своего времени»
- Когда: до 7 сентября
- Где: МАММ (Москва, ул. Остоженка, 16)
Выставка классика отечественной фотографии Валерия Плотникова включает более сотни портретов советской и российской культурной элиты — от Олега Ефремова и Сергея Соловьева до Марка Захарова и Льва Додина. Все снимки происходят из коллекции фонда Still Art и сопровождаются авторскими подписями, сделанными лично для Елены Карисаловой. С помощью фотографий художник создает в кадре театральную сцену: подбирает костюмы, атмосферу, реквизит. Персонажи — не просто известные имена, а фигуры, с которыми прожита целая эпоха. Выставка сопровождается печатным изданием, продолжающим серию альбомов, посвященных советской и современной фотографии.

Валерий Плотников, «Ленком», 1989
«Иван Клюн. Цветоформы. Лаборатория художника»
- Когда: 9 июля — 16 сентября
- Где: Московский музей современного искусства (Москва, Ермолаевский пер., 17, 4-й этаж)
ММОМА совместно с Фондом Ивана Клюна представляет ретроспективу одного из самых сложных и недооцененных художников русского авангарда. Иван Клюн — близкий друг Малевича, автор первых в истории искусства мобилей, экспериментатор с супрематическими формами и теоретик цвета. В рамках проекта впервые показываются не только абстрактные эксперименты, но и камерные реалистические работы художника — пейзажи, портреты, штудии, созданные параллельно с беспредметными композициями. В экспозицию вошли живопись, скульптура, графика, архивы, а также произведения сына художника, архитектора Георгия Клюнкова. Основная идея проекта — представить Клюна как автора «двойного зрения», способного соединить натурное наблюдение с формальными поисками.

«Если бы стены стали водой. Лина Бо Барди»
- Когда: 10 июля — 19 октября
- Где: Дом культуры «ГЭС-2», Проспект и Галерея С6 (Москва, Болотная наб., 15)
Впервые в России показывают масштабную выставку, посвященную одной из самых влиятельных женщин-архитекторов XX века. Лина Бо Барди (1914–1992) — автор знаковых модернистских построек Бразилии, теоретик, педагог, дизайнер и инноватор, объединившая социальную миссию и архитектурную поэтику. Проект в «ГЭС-2» разворачивается сразу в двух пространствах. На «Проспекте» представлена инсталляция, посвященная культурному центру Sesc Pompéia в Сан-Паулу — бывшей фабрике, преобразованной в многофункциональное общественное пространство. В галерее С6 собраны архивы: наброски, чертежи, макеты, тексты, фотографии и элементы дизайна, которые создают панораму авторского «бардиверсума» — так кураторы называют творческий мир Лины Бо Барди. Выставка предлагает взглянуть на архитектуру как на живую ткань города, текучую и открытую для соучастия. Бо Барди рассматривала культуру не как институт, а как опыт общности — от музейного дизайна до уличной социализации.

«Александр Дейнека. Гимн жизни»
- Когда: 26 июня — 26 октября
- Где: Государственная Третьяковская галерея, корпус на Кадашевской набережной (Москва, Кадашевская наб., 12)
Третьяковская галерея совместно с Курской картинной галереей представляет масштабную ретроспективу Александра Дейнеки — одного из ключевых художников советской эпохи. В экспозиции более 200 произведений живописи, графики, скульптуры, дизайнерских и иллюстративных проектов, охватывающих более четырех десятилетий творчества мастера. Проект включает ранние работы 1920-х годов, журнальную графику и эскизы, а также знаковые произведения, такие как «Футболист» (1932), «Будущие летчики» (1938), «Автопортрет» (1948) и «Юный конструктор» (1966). Многие работы впервые представлены в Москве.
Выставка структурирована в 11 тематических разделов, раскрывающих ключевые мотивы творчества Дейнеки: интерес к труду, спорту, технике и фигуре человека. Центральное место занимает собрание Курской галереи как наиболее полное собрание наследия художника, во многом сформированное при его участии.

Александр Дейнека, «В Севастополе», 1953
Биеннале частных коллекций
- Когда: июнь—октябрь
- Где: Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Казань, Томск, Владивосток и другие города
Фонд «Новые коллекционеры» представил первую Биеннале частных коллекций — межрегиональный проект, в котором участвуют более 40 галерей и институций. Каждая из них показывает выставку, посвященную одному коллекционеру как фигуре культурного влияния, источнику вдохновения для художников и институций, отражению вкусов времени. В программе — фото, живопись, видеоарт, дизайн, племенное искусство, аутсайдер-арт и архивные материалы. Среди площадок — Винзавод, Центр «Зотов», Ruarts, In Artibus, «Триумф», Anna Nova, pop/off/art, Stella Art Foundation и другие институции и галереи.
Среди ключевых проектов: диалог гималайского искусства и современности в In Artibus, уикенд видеоарта в «Зотове», мини-ретроспективы из частных фотоколлекций в Ruarts, усадебные портреты XIX века из собрания Сергея Соловьева во Владимире.
Также в рамках биеннале запущен проект «Обменник» как временный обмен произведениями между коллекционерами и образовательная программа под кураторством Лии Чечик, объединяющая исследователей и практиков в лекциях, ридинг-группах и дискуссиях.

Виктор Пивоваров, «Дятел», 2000
«Дмитрий Булин. Между царствами»
- Когда: до 7 сентября
- Где: МАММ (Москва, ул. Остоженка, 16)
Фотограф Дмитрий Булин исследует образы и мотивы русской сказки, но не как модный стилистический тренд, а как культурный код, в котором сохраняется коллективное воображение. Его новый проект, созданный специально для МАММ, вдохновлен фольклором, обрядами, былинами и трудами Владимира Проппа.
В центре тема перехода между мирами: земным и потусторонним, водным и воздушным. В кадрах появляются персонажи-символы, птицы Сирин и Алконост, фигуры в нарядах, воссозданных по этнографическим фотографиям XIX века и архивным живописным источникам. Художник работает на стыке исследования и художественной реконструкции. Он использует подлинные элементы крестьянского быта и народного костюма (из коллекций Андрея Боровского, Любови Алиповой, Филиппа Маякова), соединяя их с современными визуальными средствами. Проект дополнен видеоартом, созданным с помощью нейросетей на основе сюжетов русских сказок как еще один способ визуализировать трансформации, сны и страхи, хранящиеся в устной традиции.

Дмитрий Булин, «Ид», 2024
«Дом, часть луга, свет вечерний»
Когда: до 31 августа
Где: МОХ при поддержке галереи Mute (Москва, Старомонетный пер., 12)
В выставке художницы Маши Егоровой в пространстве МОХ при поддержке галереи MUTE керамика, текстиль и войлок превращаются в воспоминания о доме, детстве и личной безопасности. Проект вдохновлен поэтикой Рильке и философией Гастона Башляра: дом здесь — не архитектура, а внутреннее убежище, место, где человек чувствует себя в безопасности. Керамические объекты художницы — чашки, вазы, кувшины — намеренно деформированы, прорастают побегами, покрыты лианами. Они теряют функцию и обретают символику. Выставочное пространство включает шатер из ткани — аллюзию на детский шалаш и архетип укрытия. Также впервые в практике Егоровой появляется войлок: мокрое валяние и ковры, напоминающие луг. Природа — еще один «дом», который художница выстраивает из воспоминаний, ощущений и форм.

«Полина Шилкините. Реконструкция присутствия / 68°56'23.1756" 33°6'56.4264"»
- Когда: 22 июля — 15 сентября
- Где: Shift Art (Москва, Тверская ул., 20/1, стр. 1, 4-й этаж)
Новая персональная выставка Полины Шилкините в галерее Shift — исследование памяти и географии через медиумы цифрового искусства, живописи и фотографии. Отправной точкой проекта стали координаты родного для художницы Мурманска. Именно туда она возвращается с помощью архивов, генеративных алгоритмов и нейросетей, чтобы «восстановить» утраченное. В проекте пересекаются документальные и вымышленные образы, распадающиеся на пиксели карты, фрагменты растений и береговых линий. Инсталляции и изображения превращаются в подвижную, гибкую систему координат. Технологии в проекте не самоцель, а инструмент. Шилкините работает на стыке персонального и универсального, визуального и концептуального, превращая индивидуальную топографию в общую метафору забывания, воспоминания и возвращения.

Полина Шилкините, без названия, 2025
«Persona»
- Когда: до 9 августа
- Где: Alina Pinsky Gallery (Москва, ул. Пречистенка, 28)
В галерее Alina Pinsky открылась групповая выставка Persona, посвященная жанру портрета. Проект объединяет 16 современных художников и классиков ХХ века, работающих в живописном, фотографическом, графическом и текстильном медиумах.
Название отсылает к понятию «персоны» в юнгианской психологии — социальной маски, которую человек надевает в обществе, а также к фильму Ингмара Бергмана Persona (1966), где исследуется драма личностного раздвоения.
Смысловой центр экспозиции — масштабные портреты Наталии Турновой. Параллели с ними выстраивают крупноплановые фотографии Василия Кравчука, расфокусированные снимки Тима Парщикова и графика Льва Повзнера.

Лев Повзнер, из серии «Люди на черном», 1970
«Цветочек в полуденной истоме»
- Когда: до 27 июля
- Где: Музей Вадима Сидура (Москва, Новогиреевская ул., 37А)
Музей Вадима Сидура совместно с Московским музеем современного искусства представляют выставку «Цветочек в полуденной истоме» — диалог между графикой молодой художницы Анастасии Рыбаковой и скульптурами Вадима Сидура. Сквозной мотив проекта — метафора сада как утраченного и вновь обретенного рая. В экспозиции хрупкая, зыбкая поэтика цветочных образов Рыбаковой, словно воспоминание, подверженное исчезновению, сочетается с пластической точностью мемориальных форм Сидура. Выставка предлагает зрителю размышления о природе памяти и ее проявлениях — от личного до коллективного.

«Сообщение. Другая история российской фотографии»
Когда: 19 июля — 19 октября
Где: Фонд Ruarts (Москва, Трубниковский пер., 6)
Фонд Ruarts показывает выставку «Сообщение», в которой представлены работы более чем 40 российских фотохудожников от XIX века до наших дней. Куратор проекта Дарья Панайотти предлагает рассматривать фотографию как форму общественного высказывания, в которой преломляется опыт сопричастности, памяти и визуального кода эпохи.
Выставка не следует хронологической логике, а исследует, как фотография отражала и формировала представление о коллективности — от раннесоветского образа толпы до сегодняшнего визуального языка, рожденного в эпоху соцсетей.

«Под одним небом. 2016–2025»
- Когда: до 30 августа
- Где: Фонд In Artibus (Москва, Пречистенская наб., 17. Вход с Курсового переулка)
Фонд In Artibus представляет обновленную версию выставки «Под одним небом» — живопись и графика французских и русских художников XIX–XX веков из коллекции коллекционера и мецената Инны Баженовой. Проект, впервые показанный в 2016 году, прошел с успехом в музеях Уфы, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Ярославля и Саратова, и теперь возвращается в Москву как часть Биеннале частных коллекций. Экспозиция выстраивает диалог между двумя художественными традициями, демонстрируя взаимовлияние и параллельное развитие французской и русской школы. Среди ключевых работ — «Бильярдисты» Оноре Домье, пленэрный этюд Жоржа Сера, виды Монмартра Мориса Утрилло, произведения Машкова, Шевченко, Синезубова и Ряжского.

Морис Утрилло, «Улица в предместье», 1914
Ночь Биеннале
- Когда: 19 июля
- Где: Нижний Новгород — Арсенал, Мытный рынок, гостиница Ермолаевых, ЦЕХ*, НГХМ, Академия «Маяк»
Вечером 19 июля в Нижнем Новгороде пройдет акция «Ночь Биеннале»: с 17:00 до 23:00 (а в Академии «Маяк» — с 9:00 до 23:00) вход на площадки Первой международной Биеннале экологического искусства будет свободным. В экспозиционной программе флагманская выставка «Кожа Земли» на двух площадках (Мытный рынок и гостиница Ермолаевых) и более 250 работ от 70 художников из 35 стран. Также будут открыты «Земное/Планетарное» и «Мечты о доме» в Арсенале, «Зона пчел» в НГХМ, «Цифровые надежды» в мультимедийном пространстве ЦЕХ* и «Чистая энергия» в Академии «Маяк». Все выставки посвящены теме взаимодействия человека и природы, экологическим трансформациям, устойчивости, утопиям и технологиям.

Эдуард Вюйар, «На диване (В белой комнате)», 1890–1893. Выставка «Мечты о доме» в «Арсенале»
«Егор Плотников. Дальний лес»
- Когда: до 26 октября
- Где: Музей искусства Санкт-Петербурга ХХ–ХХI веков (Санкт-Петербург, наб. канала Грибоедова, 103)
Музей искусства Санкт-Петербурга ХХ–ХХI веков представил тотальную инсталляцию художника Егора Плотникова под названием «Дальний лес» и занял все пространство второго уровня третьего этажа.
В экспозиции сочетаются реальные стволы деревьев, живописные полотна и скульптуры людей от почти кукольных до монументальных. Посетитель становится участником пространственного нарратива, проходя через собранный художником ландшафт, в котором соединяются природные и культурные коды.
Работа Плотникова предлагает новый способ сосуществования с природой и искусством — как с равноправными источниками личной трансформации. Это не попытка реконструировать природную среду, а способ создать ритуал возвращения к себе, к телесному восприятию мира и к устойчивым образам прошлого.

«Местечко на Фонтанке. От Шагала до современности»
- Когда: 18 июля — 14 сентября
- Где: KGallery (Санкт-Петербург, наб. реки Фонтанки, 24)
Проект в петербургской KGallery впервые объединит творчество четырех поколений еврейских художников, чья жизнь и искусство неразрывно связаны с Петербургом за последние 150 лет. Экспозиция из семи тематических разделов покажет 24 автора — от классиков до современных мастеров. Зрители увидят, как художники изображали местечко и Ленинград, интерпретировали библейские сюжеты, традиции и еврейский фольклор. Выставка открывается «Еврейской свадьбой» Исаака Аскназия (Русский музей) и представляет звезд первой величины: Марка Шагала, Натана Альтмана, Соломона Юдовина, Анатолия Каплана, Давида Гобермана, группу «Алеф» и современных авторов — Арона Зинштейна, Михаила Карасика и других. Художественное оформление Валерия Полуновского отсылает к образам еврейского искусства и местечек. Проект дополняет образовательная программа и каталог, а сама экспозиция, через диалог поколений художников, представляет еврейское искусство Петербурга как целостное культурное явление.

Анатолий Каплан, «Пастушок», 1974
«Заповедное»
- Когда: до 28 сентября
- Где: Музей-заповедник «Горки Ленинские» (Московская обл., Горки Ленинские, Центральная ул., 1)
Самый масштабный фестиваль современного искусства в Московской области открылся в «Горках Ленинских». В проекте участвуют более 30 художников и арт-групп из разных городов России. На территории музея-заповедника представлены инсталляции под открытым небом, выставки в новой галерее, перформансы и параллельная программа. Работы для участия были выбраны через открытый конкурс: из 300 заявок отобраны проекты как от известных художников (Сергей Катран, Алексей Лука, Ольга Божко), так и от новых авторов. Среди ключевых тем объектно-ориентированная философия, взаимоотношения с природой, «медленное» искусство и экологическое мышление.

Гриша Joy, «K-объект»
«Дом о семи крыльях». II Чувашская биеннале современного искусства
- Когда: 19 июля — 10 августа
- Где: Чебоксары. Чувашский драматический театр им. К. Иванова, культурный центр «Сверхновый», Музей чувашской вышивки, Чувашский национальный музей и другие площадки
Во второй раз в Чебоксарах проходит Чувашская биеннале современного искусства — междисциплинарный проект, в центре которого находятся вопросы идентичности, памяти и культурной преемственности. Тема текущего выпуска «Дом о семи крыльях» отсылает к понятию дома как пространству личного и коллективного опыта, символу связи с традицией, миграции, сосуществования разных этничностей. В биеннале участвуют более 50 художников, работающих в разнообразных медиумах от живописи и графики до инсталляций, видеоарта, объектного и декоративно-прикладного искусства. Программа включает образовательный блок, разработанный совместно с ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, медиаторские экскурсии, мастер-классы для детей, перформативные и просветительские события. Параллельно с выставками запланированы кинопоказы, экскурсии, литературные чтения и тематические маршруты по городу и региону.

Айгуль Актаева, эскиз инсталляции «7_30»










