Стиль
Впечатления Почему Большой Египетский музей — великий: отвечают эксперты
Впечатления

Почему Большой Египетский музей — великий: отвечают эксперты

Статуя Рамзеса II в Большом Египетском музее
Статуя Рамзеса II в Большом Египетском музее
В 2025 году в Гизе открылся Большой Египетский музей — крупнейшая археологическая институция в стране. Почему он заслуживает того, чтобы запланировать путешествие в Египет, рассказывают эксперты и его первые гости

Подписывайтесь на телеграм-канал «РБК Стиль»

О проекте нового музея, который объединит всю историю Египта, стало известно еще в 1992 году. В то время Египетский музей в Каире тускло освещался, а экспозиции страдали от вибраций большого города. В 2003-м контракт на проектирование новой институции получило архитектурное бюро Heneghan Peng Architects, однако в 2011 году на три года строительство было заморожено из-за событий «арабской весны» и отставки Хосни Мубарака. Из-за пандемии работу снова прервали, но уже в конце 2023-го музей частично открыли для небольших экскурсионных групп, а 1 ноября 2025-го — для всех.

Сегодня это самый масштабный и дорогой архитектурный музейный комплекс в Египте, который охватывает 24 тыс. кв.м выставочной площади. В нем 12 залов, вмещающих различные произведения искусства, в том числе артефакты из гробницы Тутанхамона, а на территории комплекса построено отдельное здание, где представлена ладья царя Хуфу (Хеопса). Посетителям также сразу же полюбилась крупнейшая часть музея — Большая лестница цивилизации высотой с шестиэтажный дом и с видом на пирамиды Гизы.

Почему Большой Египетский музей — великий: отвечают эксперты

Виктор Солкин, ведущий российский египтолог, действительный член Международной ассоциации египтологов (IAE)

«Это первый музей такого масштаба, посвященный наследию одной цивилизации. Он собрал бесценные шедевры. Чего стоят только сокровища гробницы Тутанхамона и солнечная ладья царя Хуфу (Хеопса). Его важнейшая функция в том, что в экспозицию было помещено более 57 тыс. памятников, которые раньше находились в региональных археологических хранилищах и не были доступны публике. Это огромный объем новых образов и знаний, который позволит глубже понять цивилизацию, процветавшую на берегах Нила более трех тысячелетий и ставшую источником многих направлений культуры всего человечества.

Некоторые уникальные произведения искусства и исторические свидетельства, например, ценнейшие рельефы из припирамидного храма знаменитого царя Снофру в Дахшуре до этого лежали на складах более 50 лет. То, что после открытия каждый день музей посещают 19 тыс. человек, а билеты продаются мгновенно, показывает степень востребованности проекта. Очень важна и другая, невидимая, посетителям часть музея — 19 реставрационных лабораторий нового поколения, созданных под руководством японских специалистов. Здесь в том числе были отреставрированы те памятники Тутанхамона, которые не экспонировались раньше, например, царские кожаные кирасы.

У профессионального сообщества много вопросов к дизайну экспозиционных пространств музея, которые больше напоминают торговый молл и столь масштабны, что в них теряются памятники, даже колоссальные царские изображения. Большие проблемы в отдельных зонах есть с освещением экспонатов. Нужно понимать, что музей ценен не сам по себе, а как совокупность всех коллекций и того, как они представлены зрителю. Но, несмотря на все недочеты, это передовой научный и консервационный центр, который был нужен Египту, учитывая колоссальную ценность его древнего наследия. Был рад помочь этому проекту с этикетажем на русском языке для великолепных шедевров скульптуры, представленных на Большой лестнице цивилизации (одна из крупнейших частей экспозиции, предлагающая посетителям ознакомиться с экспонатами, расположенными по тысячелетиям)».

Почему Большой Египетский музей — великий: отвечают эксперты

Айрат Багаутдинов, историк архитектуры, экскурсовод, руководитель образовательной компании «Глазами инженера» и герой проекта «РБК Визионеры»

«Как правило, музеи — это здания, где есть большое пространство для фантазии архитектора, закладывания разных образов, метафор, смыслов, работы с историей, поэтому я за ними внимательно слежу.

Мне нравится Большой Египетский музей. Почему? Во-первых, у него интересная композиция. Вы сначала идете по большому открытому двору, затем проходите сквозь темный монументальный входной портал, а потом попадаете на грандиозную лестницу, которая ведет вас в основное пространство. Не нужно быть очень близко знакомым с архитектурой, чтобы понять, что это похоже на устройство египетского храма — какого-нибудь, скажем, Амона-Ра в Карнаке. Работа с историей здесь строится на нескольких уровнях. Из заднего фасада «торчат» три полупирамиды. Это, можно сказать, эркеры, ориентированные на три большие пирамиды в Гизе, расположенные прямо перед этой стеной. И снова появляется интересная, буквально пространственная связь с историей, причем не только на уровне визуальных отсылок.

Здание Большого Египетского музея

Здание Большого Египетского музея

Кроме того, мне нравится фасад: он работает с мотивами пирамиды и зигзага, а также со слегка золотистой металлической решеткой. Все это, конечно, напоминает нам эстетику ар-деко, и не случайно. Это такая «пасхалка» уже для историков архитектуры, потому что этот стиль, появившись в 1920–1930-е, в наибольшей степени черпал вдохновение в культуре Египта, преклонялся перед ним. Поэтому такая интеграция мотива логична: это своеобразное возвращение обратно на египетскую землю».

Почему Большой Египетский музей — великий: отвечают эксперты

Евгения Филиппова, сооснователь проекта Front

«Я была среди тех счастливчиков, которым удалось попасть в музей ровно в день официального открытия. Я фактически ждала этого со всем миром — если не 20 лет, то десять точно. Всю жизнь преданно поклоняюсь арабской культуре, с недавних пор изучаю арабский, именно египетский диалект. Так что, когда появилась первая за несколько лет возможность куда-то поехать, было решено всем пожертвовать и отправиться именно в Каир, чтобы стать свидетелем открытия Большого Египетского музея.

Попадая сюда, в первую очередь понимаешь, почему у него такие масштабы. Не только чтобы уместить все археологические находки. Сейчас он становится главным археологическим музеем, в котором собраны все реликвии из разных уголков страны.

Экспозиция на Большой лестнице цивилизации

Экспозиция на Большой лестнице цивилизации

Обычного человека придавливает величием, заявленным с порога, где всех встречает завирусившаяся 11-метровая статуя фараона Рамсеса II, которую привезли из Мемфиса. Благо, свет, который проникает сквозь крышу здания, придает легкости: музей построен так, что в залах очень много воздуха. Это создает правильный баланс.

Каир-2025: лауреаты «Золотой пирамиды» и шедевры музея GEM

Дальше огромная шестиэтажная лестница, которая тоже визуально поделена на блоки. Сначала посетителей ждет несколько уровней египетской скульптуры, после — колониально-обелисковые экспозиции и, наконец, саркофаги. В конце нее вход в выставочные галереи, где представлены разные произведения искусства — от живописи до скульптуры. Каждый из предметов — бесценная археологическая находка. Им от трех до пяти тысяч лет, и они, кстати, так и расположены по тысячелетиям. Но все открыто, то есть не все скульптуры и представленные там экспонаты находятся за витринами. Возможность взаимодействовать с каждым из них уникальна. Не говоря о том, что это совершенно потрясающие, утонченные вещи, способ изготовления которых 4 тыс. лет назад сложно вообразить.

Проходя по залам, постепенно выходишь к главному, куда весь поток туристов и устремлен, — к галерее с экспонатами из гробницы Тутанхамона. Тут потрясает и масштаб, и то, в каком виде (местами идеально) это сохранилось. Представлены десятки ваз, пар сандалий, множество украшений невероятной красоты. Конечно же, три саркофага и то, чего все ждали, — золотая маска Тутанхамона. Вокруг нее собирается толпа, которая не сравнится даже с желающими увидеть «Мону Лизу» в Лувре.

Для тех, кто с детьми, есть еще и детский музей, вовлекающий в историю через цифровые экраны. Например, можно узнать, как ведутся раскопки и как происходит мумификация.

В основном здании я провела восемь часов с перерывом на обед. Кстати, в музее есть огромная территория с современными кафе и сувенирными магазинами, соответствующими всем нынешним канонам работы с музейным мерчем. Там можно купить на память что угодно — от магнитиков до шарфов и ювелирных украшений.

Лодка Хуфу (Хеопса)
Лодка Хуфу (Хеопса)

Если после всего увиденного еще останутся силы, можно выйти во двор с фонтаном и перейти в следующее здание, где представлена лодка Хуфу (Хеопса). Она была найдена в 1954 году рядом с одной из пирамид Хеопса и предназначалась для его вознесения к Амону-Ра, богу Солнца. А в здании вокруг нее сооружен спиралевидный постамент, с которого можно рассмотреть предмет с разных углов зрения.

С 1 декабря музей перешел исключительно на онлайн-продажу билетов, а также ввел слоты из-за огромного наплыва посетителей. Кстати, в планах институции также открытие пешеходной дороги к пирамидам, которые сейчас видно с большой лестницы». 

Авторы
Бэтси Исакова