Культурная афиша ноября: Дягилев, Татлин и «Ковчег искусства»

«Ионеско»
2, 3 ноября
На сцене Театра Ермоловой
Начало 30-го сезона в своей творческой биографии Диана Вишнева отмечает вместе с созданным ею фестивалем современной хореографии Context. Занимаясь исследованием форматов, форм и возможностей, фестиваль часто выходит за рамки привычного и с точки зрения репертуара, и с точки зрения классических площадок. «Ионеско» — вечер в двух актах. В первом труппа Context появится в «Театре бесконечно повторяющихся действий» Олега Степанова. Во втором Диана Вишнева и Жиль Роман станут героями из «Стульев» Мориса Бежара.

Диана Вишнева
«5 углов»
7 ноября — 10 мая
Фонд Ruarts
Новое исследование фонда Ruarts, посвященное теме искусства уличной волны, смотрит на мир глазами коллекционеров. «5 углов» — это пять собраний: самого фонда и его основателя Марианны Сардаровой, арт-директора Ruarts Катрин Борисов, а также художника Дмитрия Аске, сооснователя Биеннале уличного искусства «Артмоссфера» Сабины Чагиной и основателя издательства тиражного искусства «Формат Один» Эльчина Али-заде. Эти коллекции и становятся углами или точками зрения, двух одинаковых среди которых не найти.

Дима Retro, «Вечное ожидание», 2021
XVI фестиваль «Дягилев P.S.»
12 ноября — 14 декабря
БДТ, «Балтийский дом», Александринский театр, ЦСИ им. Сергея Курехина, Музей театрального и музыкального искусства, Дом танца «Каннон Данс», Дом Радио
Свой новый сезон фестиваль «Дягилев P.S.» открывает постановкой «Сати/Весна священная» Театра танца Си Син, сразу перекидывая мостик от сегодняшнего дня к десятым годам XX века, когда Сергей Дягилев, не планировавший представлять публике ничего привычного, взбудоражил ее балетом «Весна священная», поставленным на музыку Игоря Стравинского. Через несколько лет музыку к новому балету «Русских сезонов» написал и Эрик Сати. Имена двух композиторов соединяются в вечере одноактных балетов Театра танца Си Син. Уже в контекстах сегодняшнего дня прозвучат произведения, ставшие каноническими, — они дадут старт фестивалю с большой и очень разной программой балетов, музыкальных вечеров и выставки «Пьер и Сильфиды».

«Татлин. Конструкция мира»
22 ноября — 22 марта
Центр конструктивизма «Зотов»
При всем масштабе фигуры и воплощенных ею замыслов, выставок, целиком и полностью посвященных Владимиру Татлину, в России за последние 30 лет не было. Центр конструктивизма «Зотов» (герой проекта «РБК Визионеры») исправляет эту ситуацию проектом «Татлин. Конструкция мира». В частности, он на конкретных примерах, эскизах и реконструкциях позволяет убедиться, насколько смелыми были мечты и взгляды авангардиста. Башня Татлина, не воплотившись в жизни, воплотилась в истории и стала одним из главных символов русского авангарда. На выставке она появляется в основательном контексте: как появлялись идеи и во что воплощались во всей последовательности и всем масштабе творческого пути Владимира Татлина.

«Мастер и Маргарита»
8, 9 ноября
Большой театр
Масштабный балет, поставленный специально для труппы Большого театра хореографом Эдвардом Клюгом в 2021 году, вызывает ажиотаж каждый раз, когда попадает на афишу. Сюжет романа Михаила Булгакова волей и художественной мыслью постановщика оказывается связан с белой плиткой бассейна. Именно такую метафору выбирает Эдвард Клюг, решая вопрос множественных сложносочиненных декораций емко и метко, вполне в булгаковском ключе. Музыку для балета написал композитор Милко Лазар, который «делит» сцену и внимание с произведениями Альфреда Шнитке.

«Сентиментальная ценность»
В прокате с 20 ноября
На улице Осло стоит дом. Он видел многие поколения и многие драмы, он хохотал, замирал, прятался вместе с детьми, содрогался, когда хлопают двери. Он продолжает стоять и сегодня, проживая новую свою главу. Сестры Нора и Агнес в нем уже не живут. Нора — театральная актриса, каждая премьера которой — громкий успех, если не считать того, что перед выходом на сцену она неизменно пытается сбежать подальше. У Агнес — семья. Однако в дом возвращается Густав: режиссер с новым сценарием подмышкой и отец, давно уехавший подальше от семьи. Их история полнится травмами и трещинами, которые каждому еще предстоит прожить, чтобы снова почувствовать себя частью целого. «Сентиментальная ценность», получившая в этом году на Каннском фестивале Гран-при жюри, позволяет вспомнить и драматурга Генрика Ибсена, и режиссера Ингмара Бергмана с его «Осенней сонатой». В сценарии Йоакима Триера, как и всегда, совсем нет фальши или натянутости: это касается и актерской игры, и костюмов, и любой мелькающей в кадре детали. Все здесь — жизнь. Не просто отдельной семьи с ее конкретными сентиментальными — и не очень — ценностями, но в определенном смысле каждого из нас.

«Новая волна»
В прокате с 6 ноября
Режиссер Ричард Линклейтер с головой нырнул в мир французской новой волны, чтобы понаблюдать за тем, как Жан-Люк Годар снимает свой дебют «На последнем дыхании». Он не готов соглашаться на привычные правила, потому что уже изобрел свои. Сегодня они вошли в историю мирового кинематографа, но пока, в 1959 году, кажутся съемочной группе слегка странными, если не сказать сомнительными. Взгляд визионера никогда не оказывается привычным, и Годар — одно из ярких тому подтверждений.

«КВ-7. Олег Кудряшов»
25 октября — 25 января
Пространство «КВ-7» музея «Полторы комнаты»
Первая в Петербурге персональная выставка и ретроспектива творчества художника Олега Кудряшова одновременно с этим еще и разговор: о сложной судьбе и ее поворотах, об авторском методе и чуткости взгляда и линии Кудряшова. Выбиравший цинковые листы, он сравнивал свои гравюры с живописью и никогда не оборачивался на других, идя своим собственным путем. Куратор и инициатор выставки — Александр Бродский, чьи художественные и архитектурные решения всегда составляют отдельное впечатление. В случае с выставкой в «КВ-7» это, помимо прочего, возможность оказаться в настоящей мастерской Кудряшова.

XVII международный фестиваль Vivacello
7–19 ноября
Концертный зал им. Чайковского, ДК «Рассвет», Рахманиновский зал консерватории
Под неизменным кураторством виолончелиста Бориса Андрианова Vivacello из года в год представляет программы, в центре внимания которых — виолончельная музыка. Это не только тотальное погружение в историю, но и возможность наблюдать за тем, что происходит в сегодняшнем дне: каждый год по заказу фестиваля современный композитор пишет сочинение для виолончели с оркестром. В этот раз это триптих Георгса Пелециса «Молдавские вина», который прозвучит на концерте-открытии. Важным фестивальным акцентом также станет внимание к струнно-смычковым инструментам разных культур — так Vivacello совершит своеобразное музыкальное путешествие вокруг света.

Первый книжный фестиваль Дома культуры «ГЭС-2»
1–3 ноября
Дом культуры «ГЭС-2»
Дом культуры «ГЭС-2» проводит свой первый книжный фестиваль, смотря на тему чтения широко, через попытку понять и принять разные точки зрения и взгляды. Книги — действительно та призма, которая позволяет взглянуть на мир и самого себя в нем шире и объемнее. На парковке «ГЭС-2» на три дня обоснуются стенды сотни издательств, а в самом Доме культуры пройдут дискуссии и паблик-токи с участием издателей, писателей, просветителей, а вместе с тем открытые встречи книжных клубов и читки современной прозы.

«Ковчег искусства»
25 октября — 7 декабря
Masters: dom
Экспозиция, представляющая произведения современных художников из собрания основателя школы Masters Полины Бондаревой, знаменует начало новой главы. В октябре у школы появился дом в историческом здании Кокоревского подворья, где будут проходить не только семинары или лекции студентов Masters, но события публичной программы и выставки, первой в череде которых и стал «Ковчег искусства», позволяющий взглянуть на время через призму личного выбора.

«Гриша не свидетель»
26 ноября
Театр «Практика»
Показанный на Питчинге Мастерской Брусникина (герой проекта «РБК Визионеры») эскиз режиссера Андрея Гордина превратился в спектакль на сцене театра «Практика». «Гриша не свидетель» поставлен по одноименному роману в стихах писателя Насти Рябцевой и на сцене обретает форму поэтического стендапа о мальчике Грише, которому надоело быть безмолвным наблюдателем происходящих вокруг него событий: так, слово за словом, шаг за шагом меняется его личная действительность, а вместе с тем и мир вокруг.

4-я ярмарка современного искусства |catalog|
28–30 ноября
ЖК «Золотой»
К четвертому своему выпуску ярмарка |catalog| меняет площадку проведения, а это всегда гарантирует новые контексты и смыслы. Жилой квартал «Золотой» на берегу Москвы-реки сполна погрузится в мир современного искусства. Концепция этого выпуска и публичная программа окажутся связаны с темой потребления и тем, как современное искусство становится неотъемлемой частью жизни и ее образа.











