Стиль
Впечатления Канны-2025: Триер № 2 и автобиографическое «Паломничество»
Стиль
Впечатления Канны-2025: Триер № 2 и автобиографическое «Паломничество»
Впечатления

Канны-2025: Триер № 2 и автобиографическое «Паломничество»

Кадр из фильма «Сентиментальная ценность»
Кадр из фильма «Сентиментальная ценность»
Одним из потенциальных призеров Каннского фестиваля может оказаться драма, имеющая некоторую «сентиментальную ценность»

«Сентиментальная ценность» Йоакима Триера

«Сентиментальная ценность» (Sentimental Value) норвежца Йоакима Триера — объемный кинороман, литературную версию которого уютно было бы читать на диване под клетчатым пледом: он дает легко усвояемую «пищу для размышления», не нарушая при этом спокойствия читателя — ни интеллектуального, ни душевного. По сравнению с предыдущей картиной Триера № 2, «Худший человек на свете», это в меньшей степени хипстерский «молодежный» продукт — автор еще не впал в «папино кино», но уверенно направляется по этому адресу. Он желает быть новым Бергманом, технично компонуя в кадре лица двух сестер, пока еще — опять же для легкости употребления — не искаженные непереносимыми страданиями. Среди его вдохновений, несомненно, и Чехов: не зря персонажи фильма — все представители творческой интеллигенции — время от времени его упоминают.

Это история старого дома и его обитателей — членов дисфункциональной семьи, чьи основы сотрясает непомерное артистическое эго ее патриарха, режиссера Густава Борга (выдающийся артист Стеллан Скарсгард убедителен даже в роли кинематографического авторитета прошлых времен, хотя это задача почти непосильная, особенно если кадры из его военной драмы, снятые Триером, нисколько не подтверждают предполагаемого величия). Как и положено режиссерам, он юзает и потом выбрасывает людей, в том числе собственных дочерей. Одна из них (Инга Ибсдоттер Лиллеос), снявшаяся в детстве в военном шедевре, потом была отцом полузабыта. Теперь очередь другой дочки (Ренате Реинсве), и без того истерички, не умеющей преодолеть страх сцены перед спектаклем: отец написал для нее гениальный, как говорят читавшие, сценарий. Но дочь по понятным причинам не хочет к нему прикасаться. Тогда манипулятивный отец приглашает на эту роль вымышленную версию Эль Фаннинг, чья природная американская фальшивость ясно указывает на то, что не бывать ей избранницей великого норвежского режиссера, а работа над несомненным шедевром примирит непримиримых отца и дочь.

Фильм Триера снискал самые продолжительные аплодисменты в этом году, а может, даже и в каннской истории (кто-то пишет о 15 минутах, кто-то о 19-ти, Бергману в любом случае аплодировали меньше) — это говорит не столько о художественном качестве фильма, сколько о публике, приветствующей подобный хорошо «упакованный», грамотный, выполненный без особых признаков вдохновения, симулякр.

Кадр из фильма «Сентиментальная ценность»
Кадр из фильма «Сентиментальная ценность»

«Паломничество» Карлы Симон

В своем «Паломничестве» (Romería) испанка Карла Симон рассказывает автобиографическую историю: 18-летняя девушка с небритыми по испанской моде подмышками, вырвавшись из дома приемных родителей, ведет поиск следов родителей покойных биологических. Если не знать о печальной сиротской судьбе режиссера, ничто в этом фильме не настроит тебя на сочувствие к ее альтер-эго. Да если и знать — тоже. В результате первых изнурительно скучных полутора часов этого зрелища мы знакомимся со всеми остальными родственниками девушки, в результате чего узнаем, что ее молодые родители (действие происходит в начале нулевых), будучи наркоманами, умерли от СПИДа, а родственники благополучно сделали вид, будто ничего такого и не было.

Последние полчаса девушка воображает себя и своего лохматого кузена на месте родителей и обретает, наконец, лад с собой: теперь она может поступить в киношколу и стать выдающейся кинематографисткой.

Что и произошло: Карла Симон уже успела завоевать «Золотого медведя» в Берлине (с уровнем тамошнего отбора последних лет это неудивительно) за свою сельскохозяйственную драму «Земля Алькаррас» (сборы в России — 706 тыс. руб.). Есть режиссеры, которые так снимают поток жизни, когда в кадре ничего вроде бы не происходит, что оторваться от этого «ничего» решительно невозможно. Карла Симон сознательно или в силу природного дарования, наоборот, способна превратить в ничто любую потенциально даже самую драматическую историю, в том числе свою собственную.

Кадр из фильма «Паломничество»
Кадр из фильма «Паломничество»

Канны-2025: альфа-самки большого кино

«Скажите ей, что я ее люблю» Роман Боринже

В числе «специальных показов» фестиваля — искренний, несмотря на крепкую «сделанность», постдок Роман Боринже «Скажите ей, что я ее люблю» (Dites-lui que je l'aime). Боринже — известная актриса, особенно знаменитая ранними ролями («Дикие ночи», «Полное затмение»), дочь не менее известного актера Ришара Боринже («Подземка», «Налево от лифта», «Повар, вор, его жена и ее любовник»). Решив перенести на экран одноименную автобиографическую книгу политика и писательницы Клементины Отэн, она примеряет на себя ее жизненную ситуацию.

Между ними оказывается много общего. И мать Отэн, и мать Боринже умерли, когда им было чуть за 30 — от алкоголизма и наркомании соответственно. Обе были актрисами, личностями не без творческих амбиций, удовлетворить которые они не смогли (за них это сделали дочери), — из тех, кого обыватели называют «плохими матерями»: легко и ненадолго сходились с мужчинами, не считали воспитание дочерей основной целью своей жизни, не всегда мыли посуду и т.д. В момент безвременной смерти своих матерей девочкам было еще очень мало лет, чтобы они могли осознать путаную историю их жизни, драму их отношений с родителями, мужьями и даже другими детьми (о наличии которых Роман не подозревала). Как детективы, они разматывают клубки жизней полузнакомых им женщин — и, будучи уже намного старше своих матерей, оказываются в состоянии не только понять и простить их, но и заново полюбить, испытать благодарность.

Кадр из фильма «Скажите ей, что я ее люблю»
Кадр из фильма «Скажите ей, что я ее люблю»

«Метеоры» Юбера Шаруэля

Показанный в программе «Особый взгляд» фильм «Метеоры» (Météors) Юбера Шаруэля — еще одна сочувственная зарисовка о потерянной юности. Эпизоды из жизни двух бесперспективных молодых друзей из депрессивного региона Франции начинаются с кражи ими огромного и красивого кота породы мейн-кун с целью последующей перепродажи оного за огромную для них сумму в €5 тыс. Далее их посещает столь же удачная идея вылова огромного же карпа по прозвищу Моби Дик и получения премии на ту же сумму. Глупость юности рифмуется только с ее энергичностью. При этом один из друзей (Идир Азугли) уже приговорен к судьбе метеора из-за наркомании и алкоголизма, эпилепсии и цирроза печени. У второго (восходящая звезда Поль Киршер), работающего в фастфуде, шансов чуть больше: он обнаруживает большую вменяемость в выборе жизненных приоритетов и даже пускается во все тяжкие, чтобы наставить своего друга на путь истинный.

Кадр из фильма «Метеоры»
Кадр из фильма «Метеоры»

«Караван» Зузаны Киршнеровой

Еще один участник конкурса «Особый взгляд», чешский «Караван» (Karavan) Зузаны Киршнеровой — безвыходная история материнской любви, облеченная в форму то предсказуемого, то непредсказуемого роуд-муви. Мать (главная чешская кинозвезда Анна Гейслерова) путешествует по Италии в доме на колесах с подростком-сыном и случайно прибившейся компаньонкой. Сын с синдромом Дауна не говорит, познавая окружающий мир в основном посредством прикосновений. В возрасте созревания и здоровые подростки часто делаются невыносимы, что уж говорить о симпатичном и несчастном Давиде: он начинает кусать и даже поколачивать (пока еще несильно и в шутку) свою столь же симпатичную и несчастную маму, в то же время испытывая смутные чувства по отношению к их попутчице с розовыми волосами, которые он тоже часто трогает. Для матери путешествие по не самым гламурным, хотя и приморским, местам Калабрии — последняя попытка «зацепиться», как это некогда удалось ее подруге по сбору фруктов. Теперь у соотечественницы есть итальянский муж, дом, «нормальные» (как формулирует она сама) дети — а у героини «Каравана» есть только сын «с особенностями», с которым становится все сложнее и сложнее, и что будет дальше, не знает никто.

Трагизм этих отношений напоминает о «Долгих проводах» Киры Муратовой, где у героини Зинаиды Шарко был вполне себе «нормальный» сын, хотя тоже не лишенный, как и все мы, своих «особенностей». Героиня Гейслеровой, точнее какая-то ее часть, явно задумывается о том, как бы попрощаться с Давидом, пока на нее еще делают стойку калабрийские фермеры, но выхода в этой истории нет, помимо еще большего отложенного трагизма. Мир «нормальности» раз за разом отторгает героиню, и ей не остается ничего, кроме как с достоинством нести свой крест.

Кадр из фильма «Караван»
Кадр из фильма «Караван»

Подписывайтесь на телеграм-канал «РБК Стиль»

Авторы
Теги