Стиль
Впечатления Канны-2025: альфа-самки большого кино
Впечатления

Канны-2025: альфа-самки большого кино

Кадр из фильма «Альфа»
Кадр из фильма «Альфа»
В конкурсе фестиваля предъявили очередные манифесты «новой женственности» — фильмы Линн Рэмси и Жюлии Дюкурно

«Умри, моя любовь» Линн Рэмси

В ассортименте фильмов на тему женской истерики, бессмысленной и беспощадной, которую зачем-то раз за разом поднимают сами женщины-режиссеры, как будто бы сейчас, на новом витке эмансипации, у них нет других тем, — картина многоопытной Линн Рэмси «Умри, моя любовь» (Die, My Love) — бесспорно, самая виртуозная. Смотреть фильм, вдохновленный самим Скорсезе и мастерски играющий на расшатанных нервах публики, никогда не скучно, но в итоге и ему не удается добавить ничего нового к теме женской токсичности.

В истории женщины по имени Грейс, испытывающей серьезные психологические проблемы после рождения ребенка, Дженнифер Лоуренс бесстрашно обнажает зубы (она ползает на карачках, рычит, сдирает ногтями обои и сеет вокруг себя хаос) и целлюлит, воплощая на экране замысел режиссера представить на экране клинически экстремальный «портрет явления». Фильм, до предела наполненный разнообразными проявлениями безумия (эротическими фантазиями героини в том числе), фиксирует разрушение семьи вроде бы на совершенно пустом месте: была любовь и страсть, но вот жена в буквальном смысле вцепляется мужу (несчастный Роберт Паттинсон) в глотку, ругает его импотентом и всякими другими плохими словами.

Степень выгорания героини такова, что при ее появлении в лесу начинает полыхать даже лес. Степень режиссерского мастерства Линн Рэмси такова, что по сравнению с ним могут отдохнуть другие «женские фильмы».

Кадр из фильма «Умри, моя любовь»
Кадр из фильма «Умри, моя любовь»

«Альфа» Жюлии Дюкурно

Если персонаж Дженнифер Лоуренс расшибала лбом стеклянную дверь, то героиня «Альфы» (Alpha) — нового усилия Жюлии Дюкурно, чей «Титан» несколько лет назад удостоился «Золотой пальмы», а потом с треском провалился по всему миру, — расшибает лоб уже о кафель бассейна, окрашивая кровью его синюшно-хлорированную воду.

Когда истерика не является предметом исследования, она может стать «творческим методом». Режиссер «боди-хорроров» Дюкурно явно страдает нервным тиком, будучи не в состоянии ни минуты посидеть спокойно: то включает Бетховена, то стробоскоп, ее 13-летняя героиня Альфа то зачем-то лезет в молнию на стропила, а то на нее обрушивается потолок, она то решает потерять девственность, то решает ее не терять, а лучше сыграть ночью в футбол, а еще лучше перепробовать все смертные напитки на дискотеке, где топчутся мраморными ногами полумертвые женщины. Мрамор — это то, во что, по версии Дюкурно, станут превращаться люди в результате распространения нового вируса.

В начале фильма кто-то из одноклассников сделал лежавшей в отключке Альфе татуировку «А» на ее руке, и вот полфильма бедная мать (Голшифте Фарахани) мается, не передался ли девочке вирус, от которого человек постепенно превращается в мраморную статую и окаменевает в агонии, как дядюшка Альфы Амин (исхудавший и изможденный до последней возможности Тахар Рахим), продолжающий, впрочем, являться маме и дочке в горячечных видениях, пока не рассыпается наконец в пыльную труху.

Кадр из фильма «Альфа»
Кадр из фильма «Альфа»

«Ренуар» Тиэ Хаякавы

После тяжелого случая Дюкурно фильмы, посвященные онкологии, уже не вызывают такого ужаса. Заунывный японский «Ренуар» (Renoir, в честь висящей на стене репродукции, а также импрессионистской манеры Тиэ Хаякавы) — еще одна вылазка в поэтический мир детства с его фантазиями, первым столкновением с реальностью и в меру косноязычным рассказом о том, «как я провел этим летом». 11-летняя Фуки может блеять как овца и ржать как лошадь, а также увлекаться практической магией, но вылечить отца, умирающего от рака, не может ни она, ни лекарство за миллион иен, которое он покупает у шарлатана, попутно обольстившего его жену. Действие происходит в 1980-е, интернета еще нет, но 11-летняя девочка, познакомившись по телефону с педофилом, отважно отправляется к нему на свидание, анекдотически, как в ситкоме, прерванное неожиданным возвращением матери. Что тут еще скажешь?

Кадр из фильма «Ренуар»
Кадр из фильма «Ренуар»

«Нино» Полин Локес

В продолжение темы серьезных заболеваний, непременно присутствующей во всех фестивальных лайнапах, в программе «Неделя критики» показали дебют француженки Полин Локес «Нино» (Nino) — лирическую зарисовку о нескольких днях из жизни 28-летнего парня по имени Нино (восходящее канадское дарование Теодор Пеллерен). Вначале ему диагностируют рак горла — как объясняет фильм, болезнь молодых людей, напрямую связанная с оральным сексом. Утром в понедельник у Нино первый сеанс терапии, и до этого времени ему обязательно нужно найти друга, который будет рядом в эту ответственную минуту, а также сдать биоматериал, ибо шансы стать отцом после лечения, увы, не столь велики. Обе задачи оказываются непросты в выполнении, хотя по факту у Нино все получается как нельзя лучше, с чем его можно только поздравить.

Фильмы такого рода немыслимы без финального оптимистического взгляда в будущее, иначе их просто никто не станет смотреть. В кино тему рака начала разрабатывать Аньес Варда: в ее шедевре «Клео от 5 до 7» (1962) молодая певица практически в режиме реального времени ждала результатов анализов — финал оказывался достаточно оптимистическим. «Нино» следует подобной драматургической канве, но по понятным причинам уже не может похвастать оригинальностью: тема рака возникает в кино с завидной регулярностью и трудно сказать, о каких его видах еще не был снят фильм (было бы интересно почитать социологическое исследование о популярности таких фильмов у зрителя, хотя и без него есть некоторые догадки на этот счет). Конечно, это отражение «новой нормы», когда онкологическими заболеваниями болеет все больше людей, но, с другой стороны, они уже не являются тем приговором, которыми были во времена «Клео».

Кадр из фильма «Нино»
Кадр из фильма «Нино»

Канны-2025: «Новая волна» до сих пор освежает

«Любовные письма» Алис Дюард

С радостями и проблемами материнства разбираются и показанные в «Неделе критики» французские «Любовные письма» (Des preuves d'amour) дебютантки Алис Дюард. Скорое рождение ребенка тоже вызывают в героине (Элла Румпф) разнообразные сомнения (в собственном терпении, например) и вопросы по отношению к собственной матери (Ноэми Львовски) — знаменитой пианистке, совершенно не утруждавшей себя ее воспитанием, отчего у дочери теперь комплекс недолюбленного ребенка. Она честно пытается подготовиться к предстоящей миссии — волонтерит в качестве няни с малолетними детьми друзей, посещает вводные курсы по деторождению, на которых падают в обмороки мужчины, — но ничего из этого не в состоянии подготовить ее к предстоящему ужасу и счастью.

Режиссер далека от идеализации процессов вынашивания, рождения и воспитания детей, но отнюдь не впадает и в чистую физиологию, всегда находя ее связь с тем, что творится в голове и душе женщины. Ее фильм — «любовное письмо» современной матери во всем многообразии ее социальных проявлений.

Кадр из фильма «Любовные письма»
Кадр из фильма «Любовные письма»

«Да будет воля моя» Джулии Ковальски

В «Двухнедельнике режиссеров» показали еще один вызывающий хоррор (польско-французский, сельскохозяйственной тематики) — «Да будет воля моя» (Que ma volonté soit faite) Джулии Ковальски. Еще одна парабола о подавлении женщины еще раз заставит поежиться видавшего виды фестивального зрителя. Действие разворачивается где-то на французских задворках, в польском деревенском кругу — для автора это средоточие всего ужаса мира, вместилище токсичности и морально-нравственной деградации. Девушку по имени Навойка (героическая Мария Вробель) притесняют отвратительные мужчины на ферме и в семье, а она безропотно батрачит на отца и братьев в отсутствии матери, чье «проклятие» она унаследовала. Свою фрустрацию Навойка вымещает на ни в чем не повинном теленке — будучи одержима злым духом, она испытывает приступы, в которых ей видятся огонь и различная расчлененка. Коровы и без того подвержены болезням, и эту порчу навел на них явно навойкин злой глаз. Но явно не героиня, по мысли автора, срочно нуждается в экзорцизме. Изгнать бесов необходимо из того омерзительного окружения, что довело ее до такого невменяемого состояния.

В финале Навойка, не посмотрев фильм «Умри, моя любовь», поджигает лес вокруг себя (удивительно, как страдает вокруг нее живая природа, сама же она, будучи альтер-эго автора, всегда остается нетронутой) и, обмазавшись нечистотами, обнаженная проходит средь односельчан, обдавая их осуждающим взглядом. Накануне ее звероподобные родственники прикончили свободолюбивую городскую жительницу, смущавшую их откровенными нарядами, — она была единственным светлым пятном в жизни сельчанки. И вот теперь, расцепив кулаки мужской токсичности, Навойка с гордостью занимает ее место.

Кадр из фильма «Да будет воля моя»
Кадр из фильма «Да будет воля моя»

«Девушка в снегах» Луиз Эмон

Там же в «Двухнедельнике» состоялась премьера атмосферного дебюта Луиз Эмон «Девушка в снегах» (L’Engloutie / The Girl in the Snow) — готической аллегории на тему мягкой женской силы, способной не только выживать в ультрапатриархальном окружении, но и оказывать на него вполне убийственное воздействие. В отсталую альпийскую деревушку на грани веков — прошлого и позапрошлого — прибывает молодая учительница начальных классов (отличная молодая итало-французская актриса Галатея Беллуджи выглядит настолько неиспорченной, что все последующее вызывает небольшой эстетический шок). Ее героиня по имени Эме, наоборот, испорчена образованием, подтолкнувшим ее к заразе феминизма и социализма. Пожилые жители деревни, как могут, протестуют против ее методов — например, против пропагандируемого ею обычая мыться хотя бы раз в месяц (это не просто не вредно, но даже полезно, утверждает юная прогрессистка). Будучи девушкой довольно раскрепощенной, Эме отнюдь не подавляет в себе эротическое начало: в одной из первых же сцен она предстает мастурбирующей в процессе чтения книжки Декарта. Поскольку половина фильма снята практически в темноте, при свете лучины, не очень понятно, что делает Эме с увесистой сосулей, прихваченной ею в ванну. Может быть, правы были старухи, и ей не стоило мыться так часто? Впрочем, если суеверные старцы видят в тебе ведьму, то не лучше ли ею стать, хотя бы из инстинкта самосохранения? Вкусив любви Эме, молодые охотники модельной внешности (Матье Лукси и Самюэль Кирше) один за другим погибают в снежных бурях, но девушка остается безучастна по отношению к этим драматическим фактам. Непроницаемый «летний» финал указывает на то, что Эме как минимум не остановится в деле уничтожения мужчин. На это же указывает и очень своеобразный звуковой ряд, скептически или даже цинично комментирующий происходящее на манер классических итальянских джалло.

Кадр из фильма «Девушка в снегах»
Кадр из фильма «Девушка в снегах»

Подписывайтесь на телеграм-канал «РБК Стиль»

Авторы
Теги