12 главных выставок осени: Малевич, Куинджи, Пивоваров и Крайний Север

Выставка «Курс на Север»
«Курс на Север»
- Когда: до 12 октября
- Где: Пушкинский музей
Выставка про Крайний Север в Пушкинском музее оправдывает все ожидания от проекта с таким названием и вместе с тем способна удивлять. В экспозиции собраны самые разные произведения, от детально проработанных гравюр первых исследователей этих суровых земель до поражающих особым свечением северного неба полотен Валентина Серова и Александра Маковского.
Почти каждый зал дополняет какая-то любопытная деталь вроде груды камней, оленьих рогов или россыпи причудливых ракушек. При этом выставка не давит своей атмосферностью, а как бы приглашает зрителя чуть замедлиться и найти красоту в строгих линиях и приглушенных красках.

«Путь к авангарду: диалоги художников в журнале «А—Я»
- Когда: до 18 января 2026 года
- Где: Центр «Зотов»
Отправной точкой для новой выставки Центра «Зотов», подготовленной совместно с Музеем AZ, стал издававшийся с 1979 по 1986 год в Париже журнал неофициального русского искусства «А—Я». Он не только знакомил читателей с работами андеграундных художников вроде Ильи Кабакова и Эрика Булатова, но еще и проводил параллели между их творчеством и наследием русского авангарда.
Архитектура экспозиции позволила этим рифмам обрести плоть и кровь: стены-перегородки напоминают страницы, а развеска работ порой буквально воспроизводит журнальную верстку. Выставка получилась очень насыщенной: картины Казимира Малевича и Павла Филонова вступают в диалог с «мордами» Олега Целкова и «артефактами» Франциско Инфанте. Эта сеть перекличек позволяет ощутить, насколько насыщенная художественная и исследовательская жизнь бурлила в среде неофициального искусства последних десятилетий существования СССР.

Андрей Абрамов. Без названия, 1978 (Коллекция Антона Козлова)
«Шедевры ранней фотографии»
- Когда: до 16 ноября
- Где: Центр визуальной культуры Béton
ЦВК Béton продолжает удивлять богатством своего собрания. Несмотря на то что на выставку в петербургском «Манеже» уехало 600 хрестоматийных работ, в коллекции все еще нашлось, чем удивить столичную публику. В подзаголовок проекта «Шедевры ранней фотографии» вынесен конкретный временной период: 1840–1870-е годы.
На первый взгляд может показаться, что самые первые, еще робкие и неуверенные шаги фотографии могут представлять интерес только для профессионалов. На самом деле буквально за каждой из представленных 70 работ скрывается невероятное открытие или увлекательная история. Чего стоят хотя бы «Бриг на воде» (1856) Ле Грея, ставший первым образцом монтажа в пейзажной фотографии, уникальная архитектурная съемка старинных французских соборов середины XIX века или первые фотопортреты.

Генри Робинсон, «Летний вечер»
«Цветок-гибрид»
- Когда: до 5 октября
- Где: Музей Вадима Сидура
Музей Вадима Сидура — одна из самых смелых площадок Московского музея современного искусства. Здесь уже не первый год проводят неожиданные параллели между наследием Вадима Сидура, его современников-нонконформистов и работами совсем молодых современных художников. Новый проект под названием «Цветок-гибрид» продолжает практику таких сближений, хотя на этот раз речь идет о чуть более поколенчески близких авторах.
Переклички между творчеством Александра Позина и Вадима Сидура заметны невооруженным глазом. Их работы отличает кажущаяся грубость формы, за которой скрывается щемяще-нежное или глубоко трагическое содержание. Новый проект, как все выставки музея этого года, в первую очередь исследует образ цветущего сада как потерянного и обретенного рая.

«Речь о пролитом молоке»
- Когда: с 7 сентября по 15 октября
- Где: музей «Полторы комнаты» (Санкт-Петербург)
Петербургский музей «Полторы комнаты» (герой проекта «РБК Визионеры») продолжает знакомить посетителей с уникальными изданиями произведений Иосифа Бродского. Так называемые livre d’artiste — это всегда нечто гораздо большее, чем просто книга с иллюстрациями того или иного художника. Это отдельное произведение искусства, в котором форма и содержание неразрывно связаны, дополняют и обогащают друг друга.
Творчество Бродского вдохновляло на создание таких livre d’artiste самых разных художников, от Георга Базелица и Антони Тапиеса до Эдуарда Штейнберга. «Речь о пролитом молоке» — собственное издание музея, выпущенное вместе с Виктором Пивоваровым, который за год создал 14 графических работ к рождественскому стихотворению поэта 1967 года. Издание вышло ограниченным тиражом — 58 нумерованных экземпляров. Ознакомиться с ним, а также увидеть записанное к выставке видео Пивоварова можно в пространстве «КВ-7».

Виктор Пивоваров, «Речь о пролитом молоке»
Muzalevsky. Персональная выставка Евгения Музалевского
- Когда: с 9 сентября по 15 ноября
- Где: Alina Pinsky Gallery
Московская Alina Pinsky Gallery подводит итог творческим экспериментам Евгения Музалевского последних трех лет в формате персональной выставки. Это работы, создававшиеся в разных странах и в разных обстоятельствах, но все они объединены глубоко личным чувством цвета и пониманием фигуративности.
В 2023 году в Санкт-Петербурге Музалевский писал абстрактные диптихи на холстах, нарезанных как страницы дневника. Летом 2024 года в просторной барселонской мастерской он обводил контуры теней, а год спустя продолжил эти эксперименты уже в Германии. В 2025 году Музалевский снял в Оффенбахе короткометражный фильм, премьера которого состоится на выставке. В экспозицию также войдут новые вышивки по мотивам работ, выполненные его матерью (первые работы этого цикла в прошлом году показывали в МАММ).

Евгений Музалевский в своей мастерской в Оффенбахе (Германия), 2025
«Архип Куинджи. Иллюзия света»
- Когда: с 12 сентября по 30 марта 2026 года
- Где: Русский музей (Санкт-Петербург)
В корпусе Бенуа Русского музея открывается масштабная ретроспектива Архипа Куинджи, которая объединит более 200 работ мастера. Своим названием проект обязан цитате из Ильи Репина, который писал: «Иллюзия света была его богом, и не было художника, равного ему в достижении этого чуда живописи. Куинджи — художник света». Экспозиция позволит зрителям проследить весь его творческий путь, от первых ученических работ до признанных шедевров, таких как «Радуга» или «Лунная ночь на Днепре».

Архип Куинджи, «Радуга»
«Непрерывный художник»
- Когда: с 18 сентября по 30 ноября
- Где: фонд In artibus
Фонд In artibus продолжит выставочный цикл «Мастера московской школы». На этот раз широкую публику будут знакомить с послевоенным периодом творчества Александра Осмеркина. К 1950-м годам художник, начинавший свой творческий путь одновременно с участниками авангардного объединения «Бубновый валет», уже стал зрелым мастером. На этом этапе Осмеркин переосмысляет свое ранее творчество, внося в него новые смыслы и оттенки. Экспозицию дополнят произведения его старших современников: Ильи Машкова, Петра Кончаловского, Роберта Фалька и других.

Александр Осмеркин, «Патриаршие пруды», 1947
«Яков Чернихов. Образ будущего»
- Когда: с 19 сентября по 11 января 2026 года
- Где: Еврейский музей и центр толерантности
Более 500 работ советского архитектора-новатора соберут в Еврейском музее, чтобы наглядно продемонстрировать, почему современники считали его настоящим визионером. По словам специалистов, наследие Чернихова на многие годы вперед предвосхитило развитие архитектуры, орнаментального искусства, дизайна и даже мультимедиа.
В экспозицию войдут макеты, графические циклы, рукописи, фотографии, документы и личные вещи архитектора. Все они будут рассредоточены по тематическим разделам, которые кураторы предлагают считать «кабинетами». Вместо сквозной хронологии творчества Чернихова они помогут раскрыть главные темы его творчества. Один из кабинетов, к примеру, будет посвящен его преподавательской методике, а другой — экспериментам со шрифтовыми моделями.

Яков Чернихов, «Архитектурная фантазия № 14» из цикла «Архитектурные фантазии 1929–1932»
« (Не) видимый Город М.»
- Когда: с 19 сентября по 7 января 2026 года
- Где: музейный центр «Масловка. Городок художников»
Новый музейный центр «Масловка. Городок художников» откроется выставкой, часть которой впоследствии станет основой для постоянной экспозиции. Под руководством Кирилла Светлякова, недавно покинувшего команду Третьяковской галереи, новая институция будет заниматься изучением и популяризацией наследия московского городка художников, созданного в 1920–1930-е годы.
Здесь жили и творили более 1300 художников, от Владимира Татлина и Александра Тышлера до Эрнста Неизвестного и Вадима Сидура. В состав первой выставки нового музейного центра войдут работы более 50 обитателей Масловки. Посетителей ждут картины, скульптуры, уникальные документы и артефакты, бытовые предметы и даже карнавальные костюмы.

«Свой человек. Владимир Гиляровский»
- Когда: с 16 октября до 25 января 2026 года
- Где: Музей русского импрессионизма
Музей русского импрессионизма готовится отметить 170-летие со дня рождения знаменитого журналиста и писателя Владимира Гиляровского, который был более известен современникам как Дядя Гиляй. Автора «Москвы и москвичей» и короля репортеров посетители выставки увидят глазами самых разных художников, включая Сергея Малютина, чей портрет Гиляровского особенно хвалил Илья Репин (полотно впервые везут в столицу из Астраханской государственной картинной галереи).
Экспозицию дополнят портреты знаменитых современников журналиста — Федора Шаляпина, Антона Чехова, Максима Горького и других. Полотна Владимира Маковского, Абрама Архипова, Василия Верещагина и Константина Коровина позволят проследить, как на рубеже веков стремительно менялась Москва — главная героиня заметок Гиляровского. Этому будет способствовать и подборка появлявшихся в то время технических новинок, предоставленных Политехническим музеем.

Константин Юон, «Московский университет», 1911
«Владимир Немухин. Игра в абстракцию»
- Когда: с 11 ноября по 9 марта 2026 года
- Где: Новая Третьяковка
Новая Третьяковка готовит к ноябрю ретроспективу Владимира Немухина. Выставка «Игра в абстракцию» приурочена к 100-летию со дня рождения знаменитого художника-нонконформиста, члена «Лианозовской группы». На примере больше 70 работ выставка позволит проследить весь творческий путь Немухина с конца 1950-х и вплоть до 2000-х годов. Экспозиция обещает быть разнообразной: помимо живописных полотен с карточными композициями посетители увидят графику, фарфор, скульптуры из дерева и многое другое. Их дополнят личные документы, фотографии, письма, а также 12 работ знаменитых современников Немухина, которые он передал в дар Третьяковке в 2006 году.

В.Н. Немухин, «Натюрморт с картами» 1976









