Стиль
Культура Команда питчинга Мастерской Брусникина
РБК Визионеры

Команда питчинга Мастерской Брусникина

Фото: пресс-служба
Увидели и воплотили в жизнь новаторский подход к выпуску спектаклей

Понятие «питчинг» пришло из киноиндустрии. Это презентация, на которой сценаристы и режиссеры защищают идеи будущих фильмов перед инвесторами. Режиссеры-брусникинцы переизобрели формат питчинга, адаптировав его для театра: теперь любой молодой режиссер может показать эскиз спектакля на сцене и получить финансовую поддержку продюсеров.

  • Мастерская Брусникина — независимый театр, созданный актером, режиссером и педагогом Дмитрием Брусникиным на основе набранного им курса в Школе-студии МХАТ. Сегодня это один самых востребованных коллективов в российском театре.
  • Своего пространства у театра нет. Площадки, на которых можно увидеть брусникинцев, — «Практика», «Театр.doc», Боярские палаты, пространство «Внутри».
  • Кураторы питчинга — актеры и режиссеры мастерской.
  • Каждый сезон три-четыре представленных эскиза превращаются в полноценные спектакли.
  • В разные годы питчинг проходил в культурном пространстве «Поле», в Доме творчества писателей Переделкино и в пространстве Театрального центра «На Плющихе».

Идея провести питчинг возникла у команды Мастерской Брусникина летом 2021 года. Режиссеры хотели представить будущие спектакли в формате эскизов — показать наброски, которые потенциально могли бы вырасти в готовые постановки. Первое мероприятие было внутренним, закрытым и проходило на родной площадке брусникинцев — в независимом театре «Практика». А уже через полгода команда организовала питчинг в Музее Москвы в открытом формате, пригласив зрителей.

«Слово "питчинг" всегда было киношным термином, в театре его не использовали, — рассказывает Мария Синицына, директор Мастерской Брусникина. — Наш первый показ мы назвали питчингом неофициально, про себя. А потом решили, что это подходящее название для проекта. Со временем другие театры тоже стали говорить о процессе просмотра и отбора эскизов как о питчинге. Слово стало общепринятым в нашей среде. Здесь мы были первыми, и здорово, что коллеги посчитали идею важной и применимой».

Отбор и показ эскизов

«Сначала мы приглашаем к участию режиссеров, с которыми нам было бы интересно создать спектакль, — продолжает Мария Синицына. — Потом собираем заявки, где в свободной форме описана идея и даны вводные — например, сколько актеров нужно задействовать. Кураторы питчинга отбирают самые интересные заявки и голосуют за лучшие. В работе остаются от четырех до шести заявок, которым суждено превратиться в эскизы».

Сцена из спектакля «Гриша не свидетель»
Сцена из спектакля «Гриша не свидетель»

Критерии отбора — художественная ценность и возможность реализации проекта. Для Мастерской важны готовность режиссера активно работать над эскизом и укомплектованность творческой команды.

«Мы обеспечиваем молодым командам эскизов инфраструктуру — кастинг, техническую команду, оборудование, инструменты, репетиционные пространства. Несмотря на то что Мастерская Брусникина — независимый театр без государственной поддержки, мы можем похвастаться результатами: по итогам каждого питчинга три-четыре эскиза вырастают в спектакли. Потрясающая, если вдуматься, статистика», — делится Мария Синицына.

После представления эскиза на питчинге команда, которая работала над ним, получает обратную связь от экспертов и зрителей. На ее основе режиссеры впоследствии дорабатывают эскиз. А заинтересованные продюсеры решают, готовы ли поддержать производство спектакля.

Сцена из спектакля «Плотник»
Сцена из спектакля «Плотник»

Основная часть зрителей питчинга — аудитория Мастерской Брусникина, молодые и увлеченные экспериментальным современным театром люди. Кроме того, команда всегда зовет на показы тех, кто может оказать поддержку будущим премьерам: это художественное руководство театров и потенциальные финансовые или идейные партнеры.

Лица питчинга

В проекте участвуют актеры и режиссеры с разным бэкграундом. У дебютантов есть шанс показать свой эскиз на одной сцене с опытными мастерами: например, с Юрием Квятковским, независимым театральным режиссером, чья опера «Аскет» родилась именно в результате питчинга. Из других знакомых лиц — Алина Насибуллина и ее «Каменный цветок», Саша Золотовицкий и спектакль «Мы уже здесь», Михаил Плутахин и «Простодурсен. Великий театр».

«В то же время нам важно, что несколько режиссерских дебютов, состоявшихся на питчинге Мастерской Брусникина, стали точкой входа в профессию и в итоге выросли в замечательные и любимые спектакли», — говорит Мария Синицына.

Сцена из спектакля «Гномы Гну»
Сцена из спектакля «Гномы Гну»

Судьба спектаклей складывается по-разному, и показ эскиза на питчинге — не обязательно «билет в будущее». «Мне жаль, что в силу разных обстоятельств мы не играем несколько спектаклей, — добавляет Синицына. — Однако другие постановки, появившиеся на питчингах разных лет, прекрасно живут в репертуарном режиме. И весной мы ожидаем три премьеры по результатам питчинга 2024 года».

«Театр — не там, где стены»

Большинство спектаклей Мастерской Брусникина проходят в театре «Практика» — на родной площадке команды. Однако своего дома у нее до сих пор нет. Некоторые спектакли можно увидеть вне Большого Козихинского переулка — например, постановка Саши Золотовицкого «Мы уже здесь» про колонизацию Марса, ставшая хитом питчинга прошлого года, прямо сейчас идет в пространстве «Внутри», одном из самых перспективных новых театральных пространств Москвы.

Сцена из спектакля «Ѳ (Фита)»
Сцена из спектакля «Ѳ (Фита)»

«Дмитрий Брусникин, основатель нашей мастерской, всегда настраивал ребят на то, что театр — не там, где стены и сцена, а там, где жизнь, — говорит Мария Синицына. — Для нас доверительные отношения единомышленников важнее, чем развитая инфраструктура, удобная доступность или громкое имя. Мы бесконечно благодарны Музею современного искусства "Гараж" за то, что он выдерживает интенсивные репетиции эскизов, и Театральному центру "На Плющихе", который принял нас в своих стенах в 2024 году, — за то, что подарил ощущение дома».

Эксперименты и сотворчество

Дмитрий Брусникин, легендарная фигура в российской театральной педагогике, первым стал изучать со студентами вербатим — подвид документального театра, в котором спектакли состоят из реальных монологов или диалогов обычных людей. Документалистика, пластика, музыка, поэзия, проза — в спектаклях брусникинцев могло одновременно существовать все и сразу, сшибая неподготовленного зрителя с ног (не в буквальном смысле). Этот же подход унаследовал питчинг: если взглянуть на эскизы разных лет, можно встретить эксперименты с клоунадой, кукольным театром, мокьюментари, звуком, стендапом, пластикой. Никто не ограничивает режиссеров, ценность идеи они доказывают на сцене.

Фото: пресс-служба

Кроме того, питчинг как мероприятие никогда не ограничивается только показами — помимо основной программы зрители могут послушать лекцию, побывать на читке пьесы или послушать DJ-сет. «Нам интересны разные близкие театру области. Например, молодая драматургия с уходом нескольких важных фестивалей для драматургов переживает не лучшие времена. Люди остались в России, пишут, но как найти площадку, где они будут услышаны? Для нас это возможность познакомить наших актеров, режиссеров и зрителей с их творчеством. Мы нарочно делаем параллельную программу питчинга гибкой, поскольку она, по нашему мнению, должна быть отражением современных процессов, которые происходят в искусстве», — заключает Мария Синицына. 

Авторы
Теги