Стиль
Впечатления Берлинале-2023: без Голливуда, но со Спилбергом
Стиль
Впечатления Берлинале-2023: без Голливуда, но со Спилбергом
Впечатления

Берлинале-2023: без Голливуда, но со Спилбергом

Кадр из фильма BlackBerry, реж. Мэтт Джонсон
Кадр из фильма BlackBerry, реж. Мэтт Джонсон
16 февраля открывается 73-й Берлинский кинофестиваль, следить за повесткой которого для «РБК Стиль» будет кинокритик Стас Тыркин. В преддверии начала смотра — о программе этого года, контекстах и сосисках

Две последние редакции фестиваля были скорректированы эпидемиологической обстановкой: в феврале 2021 года он состоялся онлайн, в 2022 году — только для тех, кто мог предъявить QR-код двухфазной европейской прививки. Предстоящий Берлинале пройдет без ограничений, но на фоне беспрецедентной политической турбулентности. «Самый политизированный» фестиваль «большой тройки» и проходящий параллельно ему Европейский кинорынок, разумеется, не могли пройти мимо столь экстремальных событий и анонсировали серию показов и специальных мероприятий, посвященных Украине и Ирану, где в прошлом году назрела предреволюционная ситуация.

По ассортименту картин из Украины и об Украине Берлинале оставляет далеко позади прошлогодние Канны и Венецию — впрочем, полгода назад эти, в основном документальные, фильмы еще не были сделаны. «Восточный фронт» (Eastern Front) Виталия Манского и Евгения Титаренко включен во второй по значению берлинский конкурс Encounters, и его премьера неслучайно состоится 24 февраля. Вне конкурса пройдет гала-премьера докьюментари Шона Пенна «Суперсила» (Superpower), снятого им вместе с Аароном Кауфманом во время недавних поездок по Украине. Польский док «В Украине» (W Ukrainie) Петра Паулюса и Томаша Вольского попал в экспериментальный «Форум». Документальный фильм «Железные бабочки» (Iron Butterflies) Романа Любого и игровой «Ты меня любишь?» (Ty mene lubysh? /Do You Love Me?) Тони Ноябревой вошли в программу «Панорама», а в детско-юношескую секцию Generation включили еще один док, «Мы не угаснем» (We Will Not Fade Away) Алисы Коваленко и короткометражку «Просыпаясь в тишине» (Waking Up in Silence) Милы Жлуктенко. Еще одна короткометражка «Это свидание» (It's a Date) Нади Парфан будет бороться за «Золотого медведя» в конкурсе Berlinale Shorts.

Кадр из фильма «Железные бабочки», реж. Роман Любый
Кадр из фильма «Железные бабочки», реж. Роман Любый

Российское кино в мирное время всегда было представлено на Берлинале довольно обильно: только в последние годы в разных секциях фестиваля участвовали, среди других, фильмы Алексея Германа-младшего и отдельные части «Дау» Ильи Хржановского, «Кислота» Александра Горчилина и «Страна Саша» с главной молодой российской кинозвездой Марком Эйдельштейном. В этом году повезло только дебютантке Малике Мусаевой, живущей в Германии выпускнице мастерской Александра Сокурова, чья снятая на чеченском языке картина под отличным названием «Клетка ищет птицу» вошла в уже упомянутый конкурс Encounters.

Кинообщественность узнала об этом фильме еще весной прошлого года, когда Сокуров выступил с гневной отповедью отборочной комиссии одной из программ Каннского фестиваля, посмевшей не включить в нее картину его ученицы.

Кадр из фильма «Голда», реж. Гай Наттив
Кадр из фильма «Голда», реж. Гай Наттив

Берлинале в четвертый раз проходит под художественным руководством Карло Шатриана, бывшего шефа фестиваля в Локарно, делающего упор на более экспериментальные и экстремальные киноработы. Он сменил на посту многолетнего директора Дитера Косслика, при котором Берлинале стал отлично функционирующей машиной и самым большим по количеству зрителей публичным кинофестивалем в мире. Косслик был смещен по призыву лучших немецких кинорежиссеров, написавших открытое письмо в вышестоящие культурные инстанции. Они писали о том, что по уровню программы Берлин сильно уступает Каннам и Венеции (что чистая правда) и ему нужен руководитель, который наконец сделает фестиваль конкурентоспособным. Но кто бы ни стоял у руля фестиваля в столице Германии, ему приходится сталкиваться с объективными обстоятельствами.

Почему фильм «Неуместный трах, или Безумное порно» победил на Берлинале

Например, с тем, что на дворе не бархатный сезон, и под боком нет ни лагуны, ни ривьеры. Или с тем, что перенос дат проведения церемонии «Оскар» плачевно сказался на голливудском присутствии: мейджоры, кажется, потеряли к Берлину всякий интерес. Трудно поверить, но в этом году на Берлинале не состоится ни одной большой голливудской премьеры, хотя здесь бывали когда-то и «Пиксар», и «Марвел», и Хью Джекман, и Уэс Андерсон.

Недостаток приезжающих с премьерами звезд фестиваль восполняет теми, кто отправляется в Берлин по другим поводам: Стивен Спилберг прибудет на собственную ретроспективу и за почетным «медведем», а актриса Кристен Стюарт возглавит жюри главного конкурса. Незаслуженно рано, по мнению некоторых. Вчерашней старлетке предстоит оценить 19 произведений разной степени арт-хаусной лютости.

Кадр из фильма «Иди ко мне, детка», реж. Ребекка Миллер
Кадр из фильма «Иди ко мне, детка», реж. Ребекка Миллер

Среди тех, что могут привлечь к себе внимание публики: с нетерпением ожидаемое фанатами аниме «Судзуме» (Suzume) Макото Синкая и фильм BlackBerry канадца Мэтта Джонсона, история забытого ныне смартфона. Disco Boy Джакомо Аббрудзесе, в котором Франц Роговски играет русского наемника «иностранного легиона», или Manodrome южноафриканца Джона Тренгова, в котором всегда субтильный Джесси Айзенберг («Социальная сеть») обещает предстать накаченным мачо. Программа главного конкурса составлена с вызовом и радикализмом, это песнь независимому, низкобюджетному, не просто «авторскому», но нишевому кино. Добрая половина его относительно молодых авторов не показывала свои работы дальше Локарно, что открывает возможность открытий и сюрпризов.

Из маститых режиссеров, соревнующихся в этом году за «Золотого медведя», можно назвать только Филиппа Гарреля и Маргарете фон Тротту. Вездесущий кореец Хонг Сансу, снимающий по нескольку фильмов в год, отправлен на этот раз в Encounters. Отдельная песня — актуальные немецкие авторы. Присутствие в главном конкурсе культовых в узких кругах представителей «берлинской школы» — Ангелы Шанелек, Кристиана Петцольда и примкнувшего к ним Кристофа Хохауслера — столь же неизбежно, как присутствие сосисок в здешнем меню.

Фильмом открытия станет снятая вне голливудской студийной системы американская комедия «Иди ко мне, детка» (She Came to Me) Ребекки Миллер с Энн Хэтуэй и Питером Динклэйджем из «Игры престолов» (она выйдет в российский прокат 13 апреля). Специальный гала-показ заготовлен «Голде» (Golda) Гая Наттива — байопику Голды Меир с Хелен Миррен в роли первой и единственной женщины на посту израильского премьер-министра. Но самым звездным выходом Берлинале неизбежно окажется немецкая премьера фильма «Тар» (Tár), за который Кейт Бланшетт, скорее всего, получит свой третий «Оскар». Впрочем, мировая премьера этой картины состоялась полгода назад в Венеции.

Гуманизм, тучи, секс: каким получился 72-й Берлинский кинофестиваль