Стиль
Впечатления Берлинале-2023: аниме, анима и полная бездуховность
Стиль
Впечатления Берлинале-2023: аниме, анима и полная бездуховность
Впечатления

Берлинале-2023: аниме, анима и полная бездуховность

Кадр из фильма «Внутри себя я танцую», реж. Леандро Кох и Палома Шахманн
Кадр из фильма «Внутри себя я танцую», реж. Леандро Кох и Палома Шахманн
Сегодня завершилась конкурсная программа Берлинского фестиваля. Рассказываем о последних показанных в ней и за ее пределами фильмах

Под занавес на фестивале вспомнили об анимации. «Судзуме» (Suzume) Макото Синкая — первое японское аниме, показанное в берлинском конкурсе после триумфа здесь в 2002 году «Унесенных призраками» Хаяо Миядзаки. С нетерпением ожидаемая фанатами «Судзуме», конечно, не идет ни в какое сравнение с этим и другими шедеврами Миядзаки — как и положено гению, он легко перешагивает любые границы, в том числе возрастные, картину же Синкая довольно сложно смотреть тем, кому чуть больше 14 лет.

Впрочем, повествование о девочке, бегающей по всей Японии с трехногой табуреткой, в которую вселился дух некоего «закрывателя дверей» (так он предотвращает природные катастрофы), смотреть все же увлекательнее, чем еще один полнометражный мульт — занудный китайский «Арт-колледж 1994» (Art College 1994), в котором студенты пекинского учебного заведения озвучивают статичное изображение непроходимыми банальностями об искусстве.

В детско-юношеском конкурсе Generation накануне показали еще одно аниме — китайское «Глубокое море» (Deep Sea) Тянь Сяопеня. Это изобретательное кислотно-калейдоскопическое мультдейство тоже визуально отсылает к творчеству Миядзаки. Сентиментальный сюжет: девочка Шенсю под влиянием многоглазой водоросли оказывается на дне океана в поисках потерянной матери. В Китае картина стала новогодним кассовым рекордсменом.

Еще один никчемный конкурсный фильм, австралийский «Лимб» (Limbo) Ивана Сена, — очередная инкарнация сюжета о падшем ангеле-полицейском, оказавшемся в аду среди австралийских аборигенов и расследующем 20-летней давности убийство маленькой девочки.

Кадр из фильма «Лимб», реж. Иван Сен
Кадр из фильма «Лимб», реж. Иван Сен

Показанный в программе Berlinale Special триллер под названием «Последняя ночь Аморе» (L'ultima notte di Amore) Андреа Ди Стефано тоже рассказывает о хорошем полицейском и его схождении в ад. Положительный мужчина по фамилии Аморе (главный сейчас итальянский актер Пьерфранческо Фавино) 35 лет отслужил верой и правдой в полиции Милана, ни разу не выстрелив из табельного оружия, чтобы аккурат перед выходом на пенсию связаться с китайской мафией. Та обещала ему беспечную и легкую жизнь, но, конечно же, кинула самым жестоким образом. Фильм аккуратно обыгрывает законы жанра, но обогатить богатую традицию итальянского полицейского детектива у него не получается.

© Universal Pictures International Italy

…Вне зависимости от того, как ляжет призовая карта (жюри состоит из семи человек, пять из которых женщины), лучший фильм Берлинале — «Красное небо» (Roter Himmel) Кристиана Петцольда. Он вроде бы из тех фильмов, что с наслаждением отображают прелести бытия, которые заключаются даже в его драмах. Как «Назови меня своим именем», например. Действие картины Петцольда тоже разворачивается в жаркие летние дни в дачной местности неподалеку от моря и в основном концентрируется на прихотливом развитии отношений оказавшихся под одним кровом молодого писателя (Томас Шуберт), молодого фотографа (Лэнгстон Уйбель) и девушки, временно работающей мороженщицей, а вообще-то литературоведа (Паула Бер, лауреатка «Серебренного медведя» за предыдущий фильм Петцольда «Ундина»).

Но эти отношения развиваются на фоне маячащей совсем рядом катастрофы: горят леса, по которым блуждают герои (английское название картины — Afire, «В огне»), и эта поначалу почти незаметная — даром что она разворачивается в двух шагах — трагедия озаряет своим пламенем мелкие драмы тщеславия и самолюбия, которые по привычке раздувает писатель, явно считающий себя чем-то вроде «инженера человеческих душ». Он зациклен на себе и не в состоянии разглядеть не только дальней, но и близкой перспективы — тех людей, которые находятся возле него. Изменит ли его то, чему он стал свидетелем, неизвестно, но по крайней мере появляется шанс освободиться от надуманных химер и в конце концов написать что-то путное.

Кадр из фильма «Красное небо», реж. Кристиан Петцольд
Кадр из фильма «Красное небо», реж. Кристиан Петцольд

Удивительна способность Петцольда быть многозначным без многозначительности, взыскательным без морализма, стильным без манерничанья. Он соединяет знакомые элементы в историю с абсолютно шокирующим финалом и даже может позволить себе, как летний дождь, остановить действие — например, чтобы дважды (!) послушать в исполнении Паулы Бер стихотворение Гейне, удивительное по красоте звучания немецкого языка.

Берлинале-2023: железные женщины

Еще один фильм о мельчайших «здесь» и «сейчас», составляющих ткань жизни, так и называется «Здесь» (Here). Картина бельгийца Баса Девоса из конкурса Encounters — обаятельное минималистское полотно, чей главный герой, молодой румын, встречает в лесу молодую же китаянку, и вместе они долго рассматривают породы мха — первого и, вероятно, последнего вида растений на Земле. До этой судьбоносной встречи румын, по профессии строитель, интересовался в основном морковкой и другими овощами в своем холодильнике. Перед отъездом из Брюсселя на родину он варит из всего этого суп и кормит им друзей и знакомых, но случайная встреча с исследовательницей мха вдохновляет его и на новый суп, и на изменение планов. Кажется, еще никогда дымящаяся на плите кастрюлька не выступала метафорой зарождения любви. Приземленной, но вполне романтической.

Кадр из фильма «Здесь», реж. Бас Девос
Кадр из фильма «Здесь», реж. Бас Девос

«Отсутствие» (Xue yun, Absence) Ву Ланга, тоже из конкурса Encounters, — медитация на тему способов существования души в текущих бездуховных обстоятельствах. Метафизическую китайскую душу воплощает Ли Каншэн, звезда фильмов Цай Минляна, теперь немного поношенная. Его герой возвращается на тропический остров Хайнань после десятилетнего пребывания в тюрьме, чтобы найти мир вокруг себя изменившимся до неузнаваемости. Но дивный мир небоскребов и обещанных рекламой возможностей может только поманить, чтобы безжалостно отбросить к точке входа. И все же герой отказывается от мести повторно надувшим его мошенникам, из-за которых он и оказался в тюрьме. Вместе с женщиной из своего прошлого, ныне «обманутой дольщицей», он вселяется в недостроенный в прямом и переносном смысле на воде дом, где, как может, обустраивается среди свай и обшарпанного бетона. Иногда к ним заплывают утки и наведывается стадо коз — явно дружественные, в отличие от большинства людей, души.

Кадр из фильма «Отсутствие», реж. Ву Ланг
Кадр из фильма «Отсутствие», реж. Ву Ланг

В ничем не уступающем «большому кино» норвежском минисериале «Архитектор» (Arkitekten), выполненном в современном лаконичном формате — четыре серии по 20 минут — и показанном в программе Berlinale Series, люди тоже живут в, казалось бы, совершенно не приспособленных для этого условиях. Действие происходит в недалеком будущем, когда в результате тотального экономического спада покупка квартиры станет совсем недоступной роскошью даже для представителей среднего класса. Главная героиня, работающая интерном в архитектурной фирме, рада отхватить за €2300 криптой место в подземном гараже. Тут же поступает и задание от заказчика — решить вопрос о строительстве в центре Осло тысячи новых квартир. Решение напрашивается само собой.

Дебют Керрен Люмер-Клабберс — свежая и оригинальная попытка вообразить себе наше урбанистическое будущее: даже если вынести за скобки самые апокалиптические сценарии, оно представляется довольно проблематичным.

© Internationale Filmfestspiele Berlin

Режиссер Сусана Номбре в показанном в «Форуме» фильме «Город Рабат» (Cidade Rabat), наоборот, со свойственным португальским авторам педантизмом фиксирует теплые приметы ускользающего прошлого. 40-летняя героиня в последний раз видит мать, когда та рвет фотокарточки с изображением мест, которые посетила. Ее опустевший дом, куда героиня не может и не хочет вернуться, все равно остается для нее местом притяжения и забвения бытовых неудач.

Кадр из фильма «Город Рабат», реж. Сусана Номбре
Кадр из фильма «Город Рабат», реж. Сусана Номбре

Обращено к прошлому и любопытное коллажное произведение молодых аргентинцев Леандро Коха и Паломы Шахманн «Внутри себя я танцую» (Adentro mío estoy bailando, английское название The Klezmer Project). Авторы играют версии самих себя — молодых евреев, увлеченных исследованием музыкальной культуры клезмер, распространенной среди говоривших на идиш евреев Восточной Европы. Сегодня она почти вымерла в связи с тем, что главным еврейским языком давно стал иврит. Леандро изначально все это было до лампочки, но влечение к Паломе заставило его взяться за докьюментари на тему клезмера и в поисках забытых мелодий отправиться в Румынию, Молдавию и на Украину, где еще один гонимый народ, цыгане, сохранил для нас звуки навсегда ушедшей культуры.

Включенный в конкурс Encounters фильм — одновременно и романтическая драма о поиске своих корней, и этнографическое исследование, и фильм о съемках фильма, и радиопьеса с закадровым чтением рассказа о горестной судьбе Янкеля, влюбленного в прекрасную дочь раввина.

Берлинале-2023: назови меня другим именем