Приз за тело: как устроены фитнес-марафоны и почему они подходят не всем
Первые фитнес-марафоны возникли в 2014–2015 годах. Они быстро обрели вирусную популярность: правила довольно просты, результаты заметны, да и увесистые призы, которые можно выиграть, со счетов списывать тоже не стоит. Желающий принять участие покупает подходящий ему тарифный пакет (обычно они отличаются уровнем «персонализации») и ждет старта марафона. Марафон длится в среднем месяц, в течение которого участник каждый день получает видеоинструкции с тренировками, рекомендации по питанию, доступ к чату, а также каждую неделю выполняет особые задания с целью выиграть один из призов. По окончании результаты участников оценивают лайками по фотографиям «до и после», а призовые места раздают эксперты, затеявшие марафон.
Сегодня подобных фитнес-марафонов стало так много, что для удобства пользователей появляются сайты-агрегаторы. Например, Мarafonator: здесь в режиме реального времени появляются одни, закрываются другие, а третьи восстают из пепла под новыми названиями. Вот уже несколько лет пальму первенства по популярности удерживает мать всех марафонов — проект «Бешеная сушка», известный своей вызывающей агрессией. Тактика уничижения, отсылающая к популярным шоу, вполне рабочая. Шоумены-тренеры не только в довольно подробных физиологических деталях описывают, как ваш жир — а вместе с ним и вы — будет гореть в адском котле, но и раздают не всегда уместные, а иногда и вовсе оскорбительные советы, вроде объяснения, каким должно быть расстояние между ног у девушки, чтобы привлечь мужчину. Разгульный русский язык вообще дает вволю поиздеваться над словом «жир» и придумать к нему производные вроде «Супержиротопка» — название другого фитнес-марафона.
«Агрессивная манера общения с потенциальными участниками привлекает людей доминирующего типа, которые привыкли принимать решения быстро и сразу, они легко реагируют на исходящий вызов. Например, волевые женщины, которые хорошо зарабатывают и легко расстаются с энной суммой денег. В спорте и физических тренировках такие агрессивные слоганы способствуют быстрому привлечению большого количества людей, в отличие от более интеллигентных призывов», — комментирует Екатерина Ермакова, эксперт по функциональному питанию.
Причин популярности того или иного марафона несколько. В одних весь мир крутится вокруг эксцентричной личности — вроде Василия Смольного и его «Бешеной сушки», в других — вокруг популярного блогера (Екатерина Усманова и ее марафон по прокачке пятой точки), третьи берут в проект звезд, которые продвигают бренд (Виктория Боня и проект «PROсушка»). Многие другие, как говорил Тайлер Дерден в «Бойцовском клубе», копии, снятые с копий, которые, в свою очередь, сняты с копий. Размножаясь со скоростью бактерий, они заполоняют собой все пространство социальных сетей.
Алексей Чернов получил травму колена, которая практически поставила крест на его занятиях спортом. Молодому, привыкшему к подвижному образу жизни человеку страшно претило бездействие. Изучая различные методики по мышечной нагрузке, он узнал о кроссфите — запатентованной в США системе физических нагрузок. Аналог советского ОФП (общей физической подготовки) стал для Алексея выходом из положения. Затем было обучение, получение соответствующего сертификата и тренерская практика.
Оказалось, от кроссфита до онлайн-марафона — один шаг. Команда Алексея готовилась к соревнованиям по кроссфиту, и чтобы выглядеть визуально лучше, они решили поспорить между собой, кто качественнее «подсушится». «Есть бодибилдерские стандарты сушки во время подготовки к соревнованиям. В этот момент из рациона убираются все углеводы. И это не имеет абсолютно никакой связи со здоровым питанием. Сами бодибилдеры, по крайней мере честные, не рекомендуют использовать такой подход к питанию продолжительное время», — рассказывает Алексей.
Кто все эти люди
Создателями марафонов становятся либо тренеры, желающие разнообразить сферу деятельности, либо их бывшие участники. Пройдя через два-три сезона, а то и через один, экс-сопричастные находят в себе амбиции выступить экспертами и обучить других полученным знаниям. По сути эта передача знаний от человека к человеку и лежит в основе марафонов вкупе с минимальной базой из советских учебников по физкультуре и физиологии. Но в популярности марафона, пожалуй, решающую роль играет харизма его создателя: чем она ярче выражена, тем большей популярностью будет пользоваться проект. А несколько скандалов с инфлюэнсерами-экспертами, которые «по-твинпиксовски» оказались не теми, кем кажутся, пока не мешают людям вливать деньги в «улучшенную версию себя». Другими словами, критичность мышления при выборе наставника не помешает.
Из этого спора возник первый проект Чернова под названием «Бурпимания», построенный по принципу уже существовавших на тот момент онлайн-марафонов. Делаешь берпи (англ. burpee) — получаешь деньги. Призовой фонд был небольшой (60 тыс. руб. за первое место, 30 тыс. — за второе, 10 тыс. — за третье), участников также немного (около 140 человек за один сезон марафона), но подход был куда более индивидуальным. За сотней «бурпиманов» следило шесть наставников, которые, ко всему прочему, могли позвонить участнику вместо будильника с пожеланиями доброго утра.
Одно из главных правил, считает Алексей Чернов, аккуратно донести технику выполнения упражнений, находясь удаленно, во избежание повреждения мышц и суставов. Еще одна важная часть — рекомендации по питанию. Алексей несколько лет пытался выяснить причины кризиса, который на тот момент испытывала его кожа: общался с диетологом и изучал аспекты влияния привычек в питании на организм и внешние проявления. После нескольких экспериментов на определенной фокус-группе он вывел стандартную программу с базовыми постулатами по питанию, которую позже использовал в своем проекте.
Чтобы лучше понять механику марафонов и подглядеть любопытные особенности, наставники «Бурпимании» сами прошли через «Бешеную сушку» и участвовали в других похожих проектах. Процессы оказались детально продуманными: специальная платформа и приложение, куда ежедневно выкладывают задания с видеоинструкциями, групповые чаты, объединенные по городам, отзывчивые специалисты поддержки по прозвищу «миньоны» и элементы геймификации — чтобы побороться за главный приз, участник каждую неделю обязан выполнять определенное видеозадание. Большая часть создателей менее раскрученных марафонов присылают понурый заархивированный файл с рекомендациями в обмен на оплату и приглашают в небольшой чат.
Проект «Бурпимания» просуществовал два года и имел определенный успех, о чем говорило сложившееся вокруг него комьюнити, большое число положительных отзывов и выразительные фотографии «до и после». Лишившись углеводов и подвергнувшись комплексу неизбежных физических упражнений — на улице, в офисе, дома, в отпуске, — тело действительно преображается на глазах. Однако в определенный момент создатели проекта поняли, что лишь небольшой процент прошедших марафон впоследствии продолжает питаться осознанно и тренироваться на том же уровне.
Большинство забрасывает упражнения и набрасывается на углеводы так, словно завтра те перестанут существовать, а килограммы тем временем возвращаются с парой-тройкой новых друзей. Сознание автоматически начинает видеть углеводы даже в фонарном столбе и призывает потреблять их в немереном количестве, чтобы дать поскорее затянуться полученной ранее безуглеводной ране.
«Я не знаю, почему такой формат фитнеса был назван марафоном. На самом деле это спринт: 28 дней люди куда-то мчатся, а потом, остановившись у первого же забора, не могут сделать и шага», — размышляет Алексей. Его проект сменил название на «Мания тела и гибкости» и формат. Теперь он подразумевает индивидуальное сопровождение по тренировкам и питанию на продолжительный срок с добавлением растяжки — важный аспект при силовых нагрузках, помогающий мышцам быстрее восстанавливаться. Создатели пытаются донести до подопечных, что заниматься спортом и тренироваться соответствующим образом нужно не один внушающий ужас месяц, а всю жизнь, которая может быть легкой и приятной.
Независимый тренер сети фитнес-клубов World Class Максим Томилин полагает, что, безусловно, эффекта участники марафона достигают. Вопрос — какой ценой. «Как правило, практически во всех марафонах всем дают универсальную нагрузку без учета ортопедического индекса (уровень здоровья опорно-двигательного аппарата. — «РБК Стиль») и ряда других индивидуальных показателей», — рассуждает Максим. По его мнению, у недавно родивших женщин (а это большая доля участников марафонов) есть определенные проблемы с поясничным отделом позвоночника, а также мышцы живота максимально растянуты после ношения плода, поэтому им нельзя выполнять упражнения, связанные с прыжками. Самое безобидное, что можно получить в таком случае, — грыжа, которая способна повлечь за собой и более серьезные проблемы. «Также многие люди путают понятия "сушка" и здоровое похудение, — добавляет Томилин. — Смысл "сушки" — отсутствие углеводов. Нехватка одного из нутриентов замедляет качественный процесс жиросжигания. При "сушке" человек не худеет, он просто теряет мышечную массу. Стрелка весов ползет вниз, а люди радуются, еще не зная, к каким последствиям это может привести».
Кажется, это работает
В самих программах тренировок и рекомендациях по питанию нет ничего инновационного, почти всю информацию можно найти в открытых источниках, которыми делятся известные бодибилдеры и фитнестренеры, но сам формат онлайн-марафона — нечто более привлекательное, чем рутинное посещение зала после работы или одинокая планка в пустой квартире. В первую очередь люди идут за групповой поддержкой. Стать частью некоего сообщества, где взбодрят, когда ты не сможешь подняться с пола после очередной порции берпи, уберегут от покупки пончика из Krispy Kreme, поделятся тысячей и одним рецептом приготовления куриной грудки. В общем, человеку нужен человек, и желательно с такими же проблемами. Место сбора — групповой чат. Меркантильное, но честное желание других — выиграть один из призов, в числе которых автомобили, премиальные услуги красоты и здоровья и, конечно, деньги (счет идет на сотни тысяч и миллионы). Третьи приходят через «инстаграмное радио». Алгоритм обязательно выдаст фото, с которого, полное вдохновения, смотрит лицо коллеги, резко похудевшей в короткий срок.
Эксперт по функциональному питанию Екатерина Ермакова, учившаяся в Нью-Йоркском институте интегративного питания (IIN), видит опасность для участников марафонов в дисфункции щитовидной железы, а также в проблемах с пищеварительной системой и нарушении баланса микробиома кишечника. В то же время дисбаланс микробиома может запустить цепочку негативных реакций в организме — от понижения иммунитета, который на 90% «живет» в кишечнике, до депрессии, так как рейс «кишечник — мозг» летит без стыковки.
«Щитовидная железа — очень чувствительный орган, и любые резкие изменения в организме могут привести к сбою в гормональной системе, — объясняет Ермакова. — Также из-за частичного или полного отсутствия углеводов могут случиться неполадки с работой пищеварительной системы и микробиомом кишечника. Ведь большое количество углеводов содержится в овощах, в том числе клубневых, в цельных злаках, богатых клетчаткой. Отсутствие их в рационе не дает полезным бактериям нужной подпитки».
Подобные марафоны, считает она, могут иметь положительные последствия, если создателям действительно удастся привить полезные привычки следить за питанием и заниматься спортом хотя бы на 70–80% от того, что участники делали во время марафона. «Как минимум, это достигается за счет разнообразия в питании, — объясняет она. — А если большинство людей будет с нетерпением ждать конца марафона, чтобы "официально" съесть целый торт, это говорит о соответствующем качестве их организации».
Создатели марафонов, кто бы они ни были, могут утверждать, что продают стиль жизни, но в большинстве случаев лишь ставят на паузу затяжную песню угрызений совести. Участники сжигают калории путем десяти берпи в день, а затем — мосты, совсем скоро забывая, что значит это слово. Все-таки спорт и здоровое питание — это образ мышления, в котором нет места компульсивному желанию похудеть к лету, а есть только беспрерывная, растянутая во времени и пространстве установка похудеть к жизни.