Стиль
Жизнь Что такое эмбодимент и зачем учиться управлять телесными реакциями
Стиль
Жизнь Что такое эмбодимент и зачем учиться управлять телесными реакциями
Жизнь
Что такое эмбодимент и зачем учиться управлять телесными реакциями
Отношение общества к телу меняется: некоторые люди воспринимают свою физическую оболочку не просто как данность, а используют ее для расширения своих возможностей. Выясняем, зачем это нужно и как работает.

Современный человек разобщен со своим телом в силу разных причин: плохая экология, перенаселенность городов, стрессы, диджитализация. Люди сосредоточены на своих мыслях, редко обращают внимание на эмоции и совершенно забывают о своем отражении в зеркале. Более того, тело воспринимается как источник сложностей: его нужно кормить, лечить, одевать, ублажать, а оно в ответ болит, устает и вообще мешает быть высокоэффективным и многозадачным. Это больше не безопасное место и не источник новых ресурсов. Адепты эмбодимент-движения утверждают, что практики, включенные в их подход, помогают найти потерянный контакт с телесностью, научиться «присутствовать» в теле, сделав его местом отдыха и перезарядки, что в итоге поможет существенно изменить качество жизни. В Москве проводником в эту сферу выступает Татьяна Новоселова, руководитель программы «Эмбодимент-коучинг. Развитие эмоционально-телесного интеллекта» при Московском институте психоанализа (ранее Институте практической психологии НИУ ВШЭ). Она помогла нам разобраться в том, как некоторым удается отыскать в себе телесную природу и обнаружить в этом новые смыслы.

 

Главные имена

В 1960–1970 годах XX века начал возрождаться интерес к индивидуальности и личностному развитию, главным образом в США. Распространение восточных практик на Западе, возвращение к идеям гуманизма, интерес к телу как объекту, научные исследования в области мозга и сознания слились в одну отправную точку эмбодимент-движения. Кстати, ростки социальных течений феминизма, бодипозитива или всецелого интереса к личностному росту и саморазвитию произрастают из той же самой лунки.

Ричард Строцци-Хеклер тренировал американский спецназ морской пехоты с помощью айкидо. Занятия были призваны усилить не только боевое и физическое, но и интеллектуальное превосходство элитных войск. Таким образом он стал одним из основоположников эмбодимент-направления, основав Институт Строцци. Экс-супруга психолога Венди Палмер придумала собственный подход «leadership embodiment», в рамках которого помогает формировать лидерские качества — психологическую устойчивость, целеустремленность, креативность — и налаживать социальные связи, работая со стресс-паттернами (стрессовыми телесными реакциями). Пол Линден — еще один основатель движения, мастер айкидо — занимается преодолением «застрявших» в теле психологических травм и решением конфликтов в рамках подхода «Being in Movement».

В России первую школу эмбодимента открыл Стюарт Хеллер, автор метода невербального коучинга «Система пяти колец». Отцы-основатели оригинального подхода долгое время занимались какими-либо традиционными восточными практиками, исследовали, как они помогают формировать свою личность и лидерские компетенции. Главным их открытием было то, что основным приемам можно обучить других. То есть человеку не обязательно проводить месяцы и годы на тренировках — вместо этого можно освоить определенные элементы и получить нужный для жизни эффект, например, стать более стрессоустойчивым и энергичным. Такая методика и легла в основу современного подхода.

© serkan6/gettyimages.com

Тело в дело

Эмбодимент эклектичен, он подпитывается множеством практик. Это также обусловлено тем, что у каждого свой темперамент и разная степень контакта с собственной телесностью. Тем не менее существует некий стандартный набор, в который входит несколько техник. Первая — «сканирование тела». Участнику предлагается включить внутреннее внимание и последовательно «обозревать» все части своего тела и внутреннего пространства — от пальцев ног до макушки головы. Вторая — «центрирование». Это комплекс способов, помогающих вернуть внимание внутрь себя, уйти от стрессовых реакций, которые включаются автоматически и ограничивают наш спектр возможностей. Так можно научиться замечать и осознавать стрессовую реакцию и управлять ей. Третья техника — «самонаблюдение», то есть ведение дневника. Нам свойственно многое забывать, что вызывает ощущение безрезультатности. Но, взглянув на собственные записи, практикующий может оценить значительность изменений. Четвертый метод дает возможность самостоятельно подобрать для себя какую-либо телесную практику, будь то йога, айкидо, танец, театральный перформанс и другие. Для расширения своих возможностей и в качестве способа познать непривычную телесную репрезентативность рекомендуется выбирать практику по модели «инь-ян», то есть что-либо нетипичное для темперамента. Например, мягкому человеку — бокс, скромному — зажигательные танцы, слишком активному — контактную импровизацию или флоатинг (процедура тотального расслабления). Для формирования новых привычек в выбранных практиках важна регулярность.

Эмбодимент и наука

Телесность и ее роль в нашей жизни не раз подвергались естественно-научным, философским и культурологическим исследованиям. В целом история изучения эмбодимента представляет собой попытку переосмыслить природу человека и найти ответы на вечные вопросы вроде «Кто мы есть?», «Что есть сознание?» или «Как стать счастливым?». Существуют интересные работы в области психологии познания, обращающие внимание на одну из фундаментальных проблем — как соотносятся материальное (психика) и нематериальное (сознание). Например, двухаспектная теория сознания, которую активно продвигал Спиноза в противовес дихотомии «разум-тело» Декарта, говорит о том, что это две стороны одной медали. То есть все, что происходит с телом, влияет на то, как человек воспринимает себя и жизнь вокруг, как думает и принимает решения, и наоборот, экология сознания будет влиять на физическое состояние. Большой трехтомник «История тела» — интереснейшее антропологическое исследование, которое рассматривает телесные практики Европы от Ренессанса до нашего времени. В издании описывается, как менялось отношение к телу на протяжении веков; как ему следовало манифестировать себя; какие социальные и сексуальные практики поощрялись, а какие были под запретом, и так далее. Профессор Гарварда Тальма Лобель в книге «Теплая чашка в холодный день» собрала сотни научных работ про взаимосвязь между нашим познанием, способностью думать, воспринимать и физическими аспектами: цветом, температурой, расстоянием, освещенностью. Например, нашла ответ на вопрос, почему в красном платье вас будут воспринимать не так, как в белом или голубом, и почему на деловой встрече хорошо поить собеседника горячим чаем или кофе. Многие вещи здесь могут показаться очевидными, но это эмпирическая база, которая лишь подтверждает наши интуитивные догадки о неделимой связи сознания с физической реальностью.

© serkan6/gettyimages.com

Эмбодимент в психотерапии

На Западе, как и в России, элементы эмбодимента уже используются в психотерапевтической практике. Это распространено не только в бизнес- и лайф-коучинге, но и в терапии травмы, где клиенту шаг за шагом помогают войти в контакт с замороженными в теле эмоциями и выразить их. Симбиоз терапии и эмбодимент-методик может научить управлять стрессом — одной из главных проблем XXI века, а также лучше понимать и осознавать, как возникают эмоции и как они связаны с физическим состоянием, как заключить гармоничный союз между телом и самосознанием. Многие практики достаточно просты. Например, перед важными переговорами рекомендуется отжиматься от пола или от стены. На уровне тела — это умение отталкивать и удерживать границы, а на уровне сознания — умение отстаивать свою позицию. Через подобные упражнения человек овладевает эмоционально-телесным языком, который у большинства развит плохо.

Где и как примкнуть к движению

Одной из первых в Россию пришла Школа невербального коучинга Стюарта Хеллера, которую на данный момент ведут его сертифицированные российские коллеги. В Великобритании Марк Уолш и Френсис Брайерс организовали открытую программу Embodied Facilitator Course (EFC) для обучения эмбодименту. В России этот курс EFC в 2015 году открыла Александра Вильвовская. Проект Boddy.pro проводит курсы в корпоративном контексте с уклоном в область лидерства и коммуникаций. Ключевые знания о теле предлагает российское отделение школы американского психолога Кристин Коул «Somatic body». На уровне образовательных институций пока существует единственная программа профессиональной переподготовки «Эмбодимент-коучинг» в Московском институте психоанализа. Она предназначена не только для коучей, но и для тех, кому хочется найти контакт со своим телом и лучше понять себя. Занятия проходят по модульной системе — один уик-энд раз в месяц. Студенты впитывают информацию в течение двух дней, затем практикуются самостоятельно и обсуждают процесс с другими участниками, а через месяц приходят на следующий модуль. Для практики используются большие, светлые пространства, что считается очень важным в обучении.

Но для того, чтобы сделать первый шаг, достаточно попробовать заняться тем, что никогда не приходилось делать раньше. Например, почаще обращать внимание на свои ощущения, спрашивать себя: «Что я чувствую?», вести дневник и отмечать, что меняется в отношении с миром, людьми, делами или проектами. Благо, количество литературы об эмоционально-телесном подходе достаточно для открытия книжного клуба. Для начала можно пройтись по основным вехам: «Мудрость незнания. Айкидо — искусство интуитивных решений» Венди Палмер, «Измененные черты характера. Как медитация меняет ваш разум, мозг и тело» Дэниела Гоулмана и Ричарда Дэвидсона, «Городской монах» Педрама Шонжая, «Антистресс. Как победить стресс, тревогу и депрессию без лекарств и психоанализа» Давида Серван-Шрейбера. Также можно посетить ознакомительные однодневные сессии или открытые уроки, например независимый воркшоп Татьяны Новоселовой «Как хотеть и делать», где обсуждается стратегия достижения целей, применяются телесные метафоры: модель «ведение — следование», «треугольник поддержки» и другие практики.

© serkan6/gettyimages.com

Тело для счастья

Интерес корпораций к философии «well-being» / «work-life balance», то есть хорошего самочувствия / баланса между работой и личной жизнью, имеет тенденцию возрастать. В недавнем отчете Минздрава РФ появилась информация о корпоративных программах, в которых наравне со стандартом ДМС уделяется внимание психологическому просвещению и антистрессовым методикам. Люди хотят быть счастливыми, получать удовольствие от работы и личной жизни, но не владеют необходимым инструментарием, потому что счастье — это что-то из области философии, и как измерить его уровень применительно к собственной жизни, никто не знает. Некоторые другие компетенции, которыми люди жаждут овладеть, также слишком абстрактны: креативность, успешность, смелость. Вопрос «Что мне нужно сделать, чтобы стать более уверенным в себе?» приводит в тупик. Как утверждают адепты эмбодимента, этот подход конкретно объясняет, каким образом с помощью своего тела человек может раскрыть в себе тот или иной потенциал. Как стоять, смотреть, дышать, какую позу принимать и с какой интонацией говорить — эмбодимент раскладывает неуловимую, абстрактную компетенцию счастья, уверенности в себе на конкретные составляющие, помогает найти этим понятиям телесное измерение и применить его в жизни.

Андрей Анучин
бизнес-тренер, сертифицированный коуч

Руководителям и лидерам важно уметь подавать правильные невербальные сигналы и замечать их же у своих подчиненных. Люди доверяют тем руководителям, которые ясно заявляют о своих целях, и облик которых — поза, жесты, эмоциональное состояние — внушает доверие. Использование практик эмбодимента позволяет обрести лидеру нужное для успешного руководства физическое и эмоциональное состояние, а также усилить чувствительность к невербальным сигналам других людей. Например, руководитель поручает что-либо подчиненному, который говорит «да», но тело его выражает обратное. Если руководитель способен заметить это и прояснить причину сопротивления, то качество управления значительно возрастет.

Елена Симульман
психолог, юрист, бизнес-тренер по телесному и интегральному интеллекту

Даже если говорить о деятельности, где одни люди минимально контактируют с другими, то и там способность управлять телесными реакциями позволяет лучше рассчитывать свои силы, регулировать нагрузку, распределять приоритеты, поддерживать баланс «работа — отдых». Эмбодимент доступен всем, кто в принципе способен управлять своим вниманием. Вовлеченными в практику остаются те, кто замечает от нее эффект. Если человек не воспринимает и не наблюдает эффект, то он, скорее всего, перестанет продолжать. Поэтому важно, кто и как сопровождал его на начальном этапе. Минус практик может быть в том, что когда человек обращает внимание на свое тело, ему становится сложнее игнорировать его сигналы, потребности, не замечать ряд ценностей — как своих, так и других людей. Те, кто не готов учитывать эту информацию в повседневной жизни, могут столкнуться с внутренним конфликтом интересов.