Стиль
Впечатления Похищение, мистификации, идентичность: что смотреть на The Art Film Festival
Впечатления

Похищение, мистификации, идентичность: что смотреть на The Art Film Festival

Кадр из фильма «Птицы радости и печали»

Кадр из фильма «Птицы радости и печали»

О фильмах из программы 8-го фестиваля The Art Film Festival, который пройдет с 20 октября по 2 ноября, рассказывает его программный директор Марина Торопыгина

«Дело было в Нигерии»

2025, режиссер Эма Эндосио Дилен

История о том, как молодые и страстные ребята, фанаты современного танца, пытаются сделать карьеру в нигерийском шоу-бизнесе. Место действия — город Лагос со своим своеобразным ритмом и размахом, который определяет общую интонацию фильма и резонирует с витальностью главных героев. У себя на родине фильмы нигерийских режиссеров необычайно популярны, так что кинопроизводство в Нигерии даже называют иногда Нолливудом по аналогии с Голливудом и Болливудом. В этой истории традиционный для нигерийского кино рисунок актерской игры, а также постановки мизансцен и танцев соединяются с традициями фестивального кино, обращенного к современным социальным проблемам.

Подписывайтесь на телеграм-канал «РБК Стиль»

Кадр из фильма «Дело было в Нигерии»

Кадр из фильма «Дело было в Нигерии»

«Анатолий Белкин. Высокая вода»

2025, режиссер Юлия Бобкова

Анатолий Белкин — одна из важнейших фигур в мире современного российского искусства. Свою карьеру он начал еще в 1970-е годы как один из ярких представителей неофициального ленинградского искусства и с тех пор не останавливался. Основатель журналов «Собака.ru» и «Вещь.doc» Белкин — неотъемлемая часть Петербурга и его процессов, художник, который тонко и точно чувствует связь между прошлым и настоящим. «Высокая вода» застает художника в процессе подготовки выставки в Эрмитаже и прямо отсылает к названию его инсталляции.

Кадр из фильма «Анатолий Белкин. Высокая вода»

Кадр из фильма «Анатолий Белкин. Высокая вода»

«Тени за кадром»

2025, режиссер Иван Батурин

Людмила Кусакова была одной из ведущих художниц Мосфильма. Среди ее работ, к примеру, «Гранатовый браслет» Абрама Роома, «Айболит-66» Ролана Быкова и «Сто дней после детства» Сергея Соловьева. Фантазия позволяла ей находить источники вдохновения в самых неожиданных или даже неподходящих местах, словно подтверждая тезис о том, что цветы — и какие! — могут расти из сора. Однажды художница обнаружила на свалке обломки корабля и большой стеклянный шар — из этого получилась люстра, украшающая дом волшебника в фильме Марка Захарова «Обыкновенное чудо». Фильм о жизни и творчестве Людмилы Кусаковой сделан в жанре анимации, что кажется одновременно логичным и поэтичным.

Кадр из фильма «Тени за кадром»

Кадр из фильма «Тени за кадром»

«Птицы радости и печали»

2024, режиссер Василиса Кузьмина

Фильм рассказывает об уникальном направлении в искусстве — русской майолике — и о том, как она повлияла на архитектурный декор российских городов в эпоху модерна. Возрождение старинной технологии, корни которой уходят в византийскую традицию, связано с именем Петра Ваулина — энтузиаста и исследователя. Он работал в Абрамцево в мастерских Саввы Мамонтова бок о бок с такими мастерами, как Врубель, Коровин, Васнецов и Серов.

Дизайнеры — о том, могут ли народные промыслы стать модными

Кадр из фильма «Птицы радости и печали»

Кадр из фильма «Птицы радости и печали»

«Анна Мариани. Путешествие с фотоаппаратом»

2024, режиссер Альберто Рено

Фотохудожница из Бразилии Анна Мариани впервые познакомилась с фотографией, когда направлялась в туристическую поездку в Европу — один из знакомых дал ей фотоаппарат и посоветовал сделать снимки на память. Так ее первыми объектами стали памятники античной Греции. Фильм воссоздает маршрут путешествий фотохудожницы по бразильским провинциям в 1970-е и 1990-е годы. Сама Мариани называла снимки, сделанные в те годы, фотографическими записями или заметками. Герои ее кадра — местные жители, непритязательные пейзажи и скромные постройки — могут показаться на первый взгляд не столь эффектными, как монументальные памятники. Но в простоте традиционной народной архитектуры тоже открывается связь времен. Сделанные ею в те годы фотографии впоследствии были признаны классикой бразильского фотоискусства.

Кадр из фильма «Анна Мариани. Путешествие с фотоаппаратом»

Кадр из фильма «Анна Мариани. Путешествие с фотоаппаратом»

«Выставка прощения»

2024, режиссер Тайтус Кафар

Тайтус Кафар — афроамериканский художник, работы которого находятся в коллекциях Музея Уитни, МоМА и Метрополитен-музея. Дебютный фильм Кафара об истории отношений успешного нью-йоркского художника с отцом, который когда-то бросил жену и малолетнего сына, основан на реальных событиях из его собственной биографии, а в кадре фигурируют его же произведения. Стилистика работ Тайтуса Кафара напоминает Лондонскую школу, а в цикле History in the Making он предлагает критический взгляд на исторические и современные события сквозь сюжеты европейской и американской живописи XVIII–XIX вв.

Кадр из фильма «Выставка прощения»

Кадр из фильма «Выставка прощения»

«Тиранский заговор»

2024, режиссер Манфреди Лючибелло

В этом фильме речь идет о подделке или, вернее, мистификации, затрагивающей выставку современного искусства, которая готовилась в столице Албании. История началась в декабре 2000 года, когда известному фотографу и постановщику Оливьеро Тоскани предложили сформировать секцию фотографий для Тиранской биеннале. Сам Тоскани в свое время получил широкую известность как автор шокирующей рекламы Benetton. Неудивительно, что и для предложенной ему секции куратор выбрал художников нарочито провокационных, рассчитывая в том числе на то, что интерес к событию возрастет. Скандал действительно случился, но совсем не тот.

Кадр из фильма «Тиранский заговор»

Кадр из фильма «Тиранский заговор»

«Пионеры японского авангарда»

2025, режиссер Амели Равалек

Вторая половина XX века стала для Японии эпохой глубоких социальных и политических перемен: страна переживала травматические последствия Второй мировой войны и искала пути к самостоятельности и самоопределению. Сложно сказать, что именно послужило решающим импульсом: то ли изменения в жизни общества повлияли на художественную свободу и провокации авангардистов, то ли их творчество, вдохновленное европейскими и американскими новаторами начала XX века, само стало катализатором осмысления и стимулирования этих перемен. Японский авангард явил миру образы и формы, в которых угадываются как следы европейского модернизма, так и пути, уходящие вглубь национальной мифологии и традиционной культуры Японии. Фильм Амели Равалек как раз об этом.

Гид по Японии: когда поехать, где жить, где поесть, что посмотреть

Кадр из фильма «Пионеры японского авангарда»

Кадр из фильма «Пионеры японского авангарда»

«Это лучшее, что у нас есть»

2025, режиссер Алексей Мартынов

Название выставки, которую газета The Art Newspaper Russia организовала в Московском музее современного искусства на Гоголевском бульваре, могло показаться ее посетителям провокационным. Своеобразную игру продолжает и одноименный фильм, посвященный той экспозиции. Правда, посетитель на ней всего один — Антон Лапенко. В беседах и спорах с куратором (ее играет Алиса Кретова) он проходит по экспозиции, а в финале сбрасывает маску.

Гид по фестивалю «Каро/Арт»: Бутусов, Триер и недружелюбный Би Гань

Кадр из фильма «Это лучшее, что у нас есть»

Кадр из фильма «Это лучшее, что у нас есть»

«Ча-Ча-Чайнатаун»

2024, режиссер Лука Юаньюань Ян

В начале XX века ночные клубы Сан-Франциско, в которых выступали китайские танцовщицы, были центром притяжения. Героиня фильма, 92-летняя танцовщица Коби И, застала в молодости расцвет этого жанра и в 1930-е годы была владелицей знаменитого клуба Forbidden City. Уже в 1950-е, с приходом более ярких и откровенных зрелищ, китайские кабаре пришли в упадок. Однако Коби И осталась верна традициям. Историю об этой удивительной маленькой женщине, путешествующей со своей труппой с концертами по США, Кубе и Китаю, сняла молодая китайская режиссер Лука Юаньюань Ян. Она предлагает зрителю не только экскурс в историю развлечений XX века, но и во всех смыслах женский взгляд на такие темы, как национальная идентичность, культурная память и отношение людей старшего возраста к себе и окружающим.

Кадр из фильма «Ча-Ча-Чайнатаун»

Кадр из фильма «Ча-Ча-Чайнатаун»

«Интегральное исчисление»

2024, режиссер Борис Юхананов

В «Интегральном исчислении» недавно ушедшего режиссера, художника и поэта Бориса Юхананова события происходят в сознании Интеграла — живого космического корабля-разума, футуристического субъекта, летящего по своей «патавселенной» и играющего в игры с самим собой. Зрителю, решившемуся наблюдать за этими играми, придется запастись терпением, ведь в общей сложности (фильм состоит из двух частей) действо длится 5 часов. Фильмы продолжают проект Бориса Юхананова «МИР РИМ» по «римскому циклу» трагедий Шекспира. Проект, задуманный еще в 2020 году как новый шаг в области исследования процессуального искусства, был представлен зрителю в несколько этапов на площадке «Электротеатра Станиславский».

«Свобода — это статус самораскрытия человека»: карьера Бориса Юхананова

Кадр из фильма «Интегральное исчисление»

Кадр из фильма «Интегральное исчисление»

«Украденный Караваджо»

2025, режиссер Джошуа Кассар Гаспар

Похищение знаменитой картины великого мастера в этом сюжете, к счастью, вымышленное. Однажды утром Орфеус, служитель собора Св. Иоанна, обнаруживает, что из оратория украдено полотно Караваджо, изображающее святого Иеронима. Расследование начинает мальтийская полиция, к которой вскоре присоединяется детектив из Вашингтона. По мере развития событий поиски кажутся все более безнадежными, и таинственный незнакомец, с которым сталкивается Орфеус, только усиливает это впечатление. Расследование ведет участников в мир иллюзий, заблуждений и семейных тайн. И хотя все события фильма — художественный вымысел, съемки в интерьере знаменитого собора на Мальте придают действию убедительности.

Кадр из фильма «Украденный Караваджо»

Кадр из фильма «Украденный Караваджо»

«Новая волна»

2025, режиссер Ричард Линклейтер

Париж 1959 года. Жан-Люк Годар только готовится снять свой будущий шедевр «На последнем дыхании», в то время как его коллеги по журналу Cahiers du cinéma уже представили свои работы: у Клода Шаброля вышли «Красавчик Серж» и «Кузены», у Франсуа Трюффо — «Четыреста ударов». Годар уговаривает продюсера Жоржа де Борегара снять фильм по мотивам газетной заметки из раздела криминальной хроники. А на главные роли приглашает начинающего актера, своего друга Жан-Поля Бельмондо и юную американку Джин Сиберг, недавно переехавшую во Францию. Ричард Линклейтер с нежностью и вниманием наблюдает за героями «Новой волны», которые сразу после выхода фильма стали частью истории мирового кинематографа.

Кадр из фильма «Новая волна»

Кадр из фильма «Новая волна»

 

Авторы
Теги
Марина Торопыгина