Дизайнеры — о том, могут ли народные промыслы стать модными
Юля Еремеева, дизайнер и автор бренда украшений berega
Народные промыслы достаточно «воспеты», к этой теме обращались многие деятели дизайна и искусства. Но почему они не пользуются интересом у широкой аудитории и не стали модными, другой вопрос. Ремесленничество подразумевает под собой человека, который делает для человека. Его труды должны продаваться, и на них должен быть спрос. А в Союзе коммерция была запрещена. Народные промыслы просто не развились самостоятельно. Только сейчас у нас появилась возможность жить на заработок от ручной работы. Но мы еще очень далеки от понимания ее цены и ценности.
В «Берегах» я рассказываю про культуру Русского Севера, потому что я ее понимаю. Моя семья из деревни в Архангельской области. У меня два дома — Москва и Заостровье. Работа над брендом — это постоянное исследование нашей территории и истории. Вот сейчас мы занялись строительством мастерской — купили старинный северный дом, недалеко от нашего, после его реконструкции там будут делаться украшения.
Основной источник вдохновения — народный северный костюм. Его изучениям я занимаюсь с помощью реконструкции. Ручные техники шитья и вышивки, сочетания материалов, цветов, силуэты, конструкции, образы — бесконечный предмет исследования. В «берегах» есть несколько видов украшений. Пёрлышко — украшение на шею, родом с Пинеги. Браслет — три ряда нитей с «насаженным» перламутром. Можно носить и на руке, и на шее. Лента на голову — в каждой коллекции появляются новые варианты этого украшения в виде ободка с лентой или бисерной поднизью. Ожерелок — ожерелье по мотивам того, что любили носить в Олонецкой губернии. Нежный перелив перламутра, необычная фактура, простая форма — это вещь, которую можно деликатно носить каждый день, а можно сделать и главным акцентом в образе.
Основная вышивка в украшениях — «сажение по бели». Это уникальная техника, бытовавшая на территории нашей страны. Она сохранилась преимущественно в вещах, сделанных в XVIII и XIX веках — предметах костюма, головных уборах и украшениях. Самые ранние предметы с сажением, которые мы можем увидеть — это церковные вещи XIV века. Особенность техники: на основу (ткань, холст, холст с картоном) нашивается льняной или хлопковый бель-шнур по рисунку в две (или более) проходки рядом, и на эту основу из шнура нашивается (сажается) нить с жемчугом, перламутром, бисером. Плотный настил шнура дает дополнительную жесткость, стабильность и объем вышивке. Благодаря научным сотрудникам и мастерам сейчас об этой технике можно узнать из надежных источников и обучиться ей. Пёрлышко berega сделано в этой технике вышивки и вдохновлено ожерельем из традиционного Пинежского костюма, который сейчас хранится в музее «Марьин дом» в селе Чакола Архангельской области. Такая маленькая частичка народного костюма смогла воплотиться в украшениях berega. Простая форма дает нам возможность наслаивать смыслы и образы в эту маленькую вещь, эта работа, как и сама вышивка, — долгая, кропотливая, многослойная и наполненная.
Главная трудность в изготовлении украшений — их трудоемкость и времязатратность. Кроме меня, над «бережными» украшениями трудятся еще две вышивальщицы, Ольга Скорнякова и Варвара Русакова. Моя задача — достойно оплачивать эту тяжелую работу.
Сейчас стало сложнее покупать материалы: стразы, бисер, перламутр и жемчуг. Ассортимент стал меньше, а цены выше.
Народные промыслы могут быть модными и актуальными. Мы насытились качественными вещами из массмаркета и готовы обратить внимание на что-то вдумчивое, уникальное, с историей. Люди готовы покупать у людей. Что надо сделать для того, чтобы спрос на ремесленные предметы стал более массовым? Увеличивать доходы людей, их платежеспособность.
Софья Швыркова, художник, дизайнер, основательница марки украшений Secrets
Сложно отделить промыслы от стереотипов и представить их в новом, свежем ключе. Думаю, дело в сильном советском наследии и стереотипах, связанных с этими техниками. Материальная культура того времени была сильно ограничена, и гжель, хохлома, финифть из объектов искусства превратились в обыденную часть ежедневного быта.
Я давно хотела поработать с техникой росписи по горячей эмали. Прошлым летом я оказалась в Ростове, сходила на экскурсию на фабрику и поняла, что это судьба. «Ростовская финифть» — одно из старейших российских производств, сохранивших эту традиционную ювелирную технику. Ценно, что они открыты к сотрудничеству и новым проектам. Основным вдохновением для коллекции стали викторианские драгоценности lover’s eye с портретными миниатюрами глаз, которыми тайно обменивались влюбленные. Мы представили, как могло бы выглядеть такое драгоценное послание от влюбленной девушки, если бы она жила в Смоленске или другом небольшом русском городе. Так, в коллекции появились цветочные мотивы: васильки, синеющие в пшеничных полях, и фиалки-анютины глазки с дачной грядки. А вместо традиционных дорожек из круглых камней драгоценности дополнили «слезами» из горного хрусталя огранки «капля».
При работе над коллекцией я не думала о коммерческом успехе. Мы делали ее во имя красоты. Я понимала сложность выбранной темы и стилистики и предполагала, что коллекция может «не зайти». Удивительно, но она побила все наши рекорды по скорости продаж. Коллекция получила очень теплую поддержку, благодаря которой о Secrets узнала новая аудитория. Для меня важно, что такое сложное направление нашло отклик: мы планируем развивать его и дальше.
Эта коллекция стала настоящим вызовом для нашего производства и вывела нас на новый уровень качества. Для меня было важно сделать идеальной каждую деталь, поэтому разработка заняла почти год. Процесс создания происходил в двух городах и в два этапа: в Ростове расписывались пластины финифти, а в Костроме собирались драгоценности. На ростовской фабрике работает большая команда художников, и у каждого своя рука, свой стиль. Я попросила сделать несколько образцов пластин разного авторства, чтобы выбрать, кто будет расписывать весь тираж. Из Ростова готовые пластины финифти отправились в Кострому к нашим ювелирам. Там их вручную оправили в серебро без применения клея и закрыли ажурными решетками с замочной скважиной.
У этих драгоценностей нет изнанки, они прекрасны со всех сторон. Непредвиденная проблема возникла на этапе закрепления пластин в металл: оказалось, что каждая из них чуть отличается по форме и размеру. Из-за этого срок запуска коллекции пришлось сдвинуть почти на месяц.
По-настоящему массовыми народные промыслы вряд ли могут стать. Во-первых, это всегда ручная работа мастера, которая не может стоить дешево. Во-вторых, такая эстетика требует сложной стилизации. Но, конечно, к промыслам можно и нужно привлекать больше внимания, рассказывать о них, задействовать в коллаборациях с актуальными брендами. На мой взгляд, прежде всего не хватает информационной поддержки: часто найти адекватную информацию и контакты производств и мастеров бывает сложно, приходится собирать данные по крупицам. Трудности возникают и в коммуникации, многие частные мастера не ориентированы на коммерческое сотрудничество. Думаю, это лечится временем и практикой: чем больше будет успешных примеров коллабораций, тем легче и понятнее этот процесс станет для всех.
Алена Ахмадуллина, дизайнер, основательница Alena Akhmadullina
В последнее время есть запрос на локальное и уникальное, и промыслы отвечают этому запросу. На фоне расширения работы высокотехнологичных компаний с искусственным интеллектом идет усиление и упрочнение позиций маленьких компаний с ручным производством. Вместе с тем, непопулярность в широком смысле слова "промыслы" связана с отсутствием инфраструктуры: предприятия НХП (народных художественных промыслов) не интегрированы в индустрию, у них часто нет даже базового технического оснащения, на некоторых фабриках нет компьютеров. Они не участвуют в коммерческих процессах, происходящих в моде.
Масштабный проект по созданию модных линий одежды для предприятий НХП Нижегородской области запущен при поддержке правительства Нижегородской области и министерства промышленности и торговли России. Дизайнерами модного дома было разработано 300 эскизов одежды по трем тематическим направлениям с элементами городецкой золотной вышивки, чкаловского гипюра, ремизно-узорного ткачества и создано 30 промышленных образцов. В настоящее время проводится работа по доведению сэмплов до промышленного тиража. Но пока тираж не выпущен, предприятия НХП могут принимать заказы на эти изделия.
В целом это новый формат взаимодействия. Много было необычного, возникали сложности с коммуникацией: места отдаленные, процессы отличаются от тех, которые выстроены у нас. Тем не менее, удачными получились льняные платья в стилистике нижегородского гипюра, бомберы с золотной вышивкой на спине, изображающей Жар-Птицу. Нам понравились разработки сегмента home с использованием техники нижегородской мережки — домашняя одежда и текстиль.
Саша Гапанович, основательница бренда одежды Gapanovich
Зачастую все русское традиционное преподносилось лубочно и скоморошно, и это вызывало раздражение и стыд. Но в наших силах обратить внимание нового поколения на промыслы, показать их многогранность и большой исторический путь, который они прошли. К счастью, есть мастера, которые несут традицию, бережно хранят ее и развивают. Чем больше об этом будет говориться в современном контексте, через взаимодействие с художниками, дизайнерами, иллюстраторами, тем быстрее промыслы станут популярными и не стыдными.
Должно быть больше взаимодействия, коллабораций с промыслами. А они, в свою очередь, должны становиться более открытыми. Я участвовала в нескольких проектах по взаимодействию с промыслами, и производства ведут себя очень по-разному: кто-то заинтересован, готов отдавать материалы и тратить свое время, у кого-то нет мотивации. Если говорить обо мне, я бы с удовольствием пошла на практику. Это честь — поработать с чем-то традиционным, устойчивым и внедрить свои идеи.
Ягель
Каменный цветок
Борщевик
Болотные пушицы
Иван-чай
Одуванчик
Колокольчики
Ягель
Одуванчик
Переосмысление бренда и обращение в сторону себя произошло в 2019 году. В тот период я перебиралась в Москву из Мурманска, и у меня началась глобальная тоска по краю. Я захотела запечатлеть его для себя в творчестве, выразить любовь к нему через свои работы. К тому же, я стала мамой — это тоже подтолкнуло к пониманию того, что для меня ценно и важно. Я вспомнила о своем советском детстве, о вещах, на которых я выросла, — все это всплыло при работе над ДНК бренда.
«Секретики» — известная детская забава советского времени. Показ избранным друзьям ценных мелочей, скрытых в земле под куском стекла, становился ранним опытом формирования круга «своих», а разорение этих тайников — опытом вторжения в личное пространство. Через сравнение с «секретиками» были созданы образы новой коллекции, где секретами стали модели, «спрятанные» в северные земли Кольского полуострова с цветами и травами, растущими на Крайнем Севере с весны и лета до глубокой осени.