Стиль
Впечатления Культурная афиша октября: Гендель, Бродский, Йоханнссон и другие
Впечатления

Культурная афиша октября: Гендель, Бродский, Йоханнссон и другие

Сцена спектакля «Кабала святош»

Сцена спектакля «Кабала святош»

Эпоха барокко, время романтизма и Москва через призму взгляда Владимира Гиляровского — шеф-редактор «РБК Стиль» Анастасия Каменская рассказывает, чего ждать от культурной афиши октября

«Сильфида»

29, 30 октября
Москва, Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко

«Сильфида» — эталонный образец романтического балета — имеет неординарную историю. В 1832 году сюжет был впервые поставлен и отмечен овациями на сцене Гранд-опера в Париже, но практически два века спустя аплодисменты чаще всего достаются другой версии балета. Первым постановщиком «Сильфиды» был Филиппо Тальони. Однако когда несколько лет спустя балет решил поставить в Королевской опере Копенгагена Август Бурнонвиль, один театр не смог договориться с другим об условиях постановки. Название осталось, но изменились и музыка, и хореография. С тех пор версия Бурнонвиля остается более популярной и располагающей всеми правами считаться основной, впрочем, по-прежнему не «Сильфидой» Тальони. Ее в 1972 году восстановил по архивам хореограф Пьер Лакотт, прочно закрепившись тем самым в истории балета. Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко — единственная в России сцена, на которой можно увидеть ту самую «Сильфиду», когда-то поставленную Тальони для своей дочери.

Сцена балета «Сильфида»

Сцена балета «Сильфида»

Подписывайтесь на телеграм-канал «РБК Стиль»

Hændel. Церемония посвящения Георгу Фридриху Генделю

11, 12 октября
Москва, концертный зал «Зарядье»

340 лет со дня рождения Георга Фридриха Генделя — повод задуматься о том, какими современными слышатся оратории, оперы и оркестровые номера композитора почти три с половиной века спустя. Масштаб постановки сопоставим с масштабом фигуры: в церемонии посвящения участвуют оркестр и хор musiсAeterna, танцевальная труппа musicAeterna Dance и солисты Академии им. Антона Рубинштейна под управлением Теодора Курентзиса, дирижера и музыканта (а также участника проекта «РБК Визионеры»), который слышит и чувствует музыку, как никто другой.

Фото: пресс-служба «Зарядье»

Не слушать, а слышать: как прошел ночной концерт musicAeterna в закрытом метро

«Свой человек. Владимир Гиляровский»

16 октября — 25 января
Москва, Музей русского импрессионизма

Владимир Гиляровский никогда не жалел слов и красок для бытописания Москвы и москвичей. Он смотрел, как меняется город, вместе с ним проживая десятки его жизней, знал каждую особенность, каждую черту на его лице, не отстранялся, а действительно был своим каждому горожанину. У новой экспозиции Музея русского импрессионизма, несмотря на название, два главных героя. Помимо Гиляровского это сам город, менявший XIX век с его устоями и укладами на век XX, так много изменивший не только в жизни, но и в повседневности Москвы и москвичей. И «дядя Гиляй», и Москва на выставке окружены произведениями художников, задающих контекст: Валентин Серов, Илья Репин, Василий Кандинский, Наталия Гончарова, Ольга Розанова, Илья Машков — лишь несколько имен из целой их череды, окружившей героев на трех этажах музея.

Сергей Малютин, «Король репортеров», 1915

Сергей Малютин, «Король репортеров», 1915

Поэт Москвы и москвичей: какой получилась выставка про Владимира Гиляровского

Пивоваров — Бродский. «Речь о пролитом молоке»

до 11 октября
Санкт-Петербург, КВ-7

«Я пришел к Рождеству с пустым карманом. Издатель тянет с моим романом», — так начинал Иосиф Бродский стихотворение «Речь о пролитом молоке». Для музея «Полторы комнаты» (герой проекта «РБК Визионеры») размышления о книге художника уже принимали форму выставки «Базелиц — Бродский», посвященной livre d’artiste Георга Базелица на «Эклогу четвертую, зимнюю» Бродского. Однако на этот раз музей пошел дальше и инициировал появление новой книги художника. Специально «Полутора комнатам» один из основоположников московского концептуализма Виктор Пивоваров посвятил время и труды «Речи о пролитом молоке». Тираж составил 58 пронумерованных экземпляров, а экспозиция в новом выставочном пространстве музея — КВ-7 — позволяет ее зрителям стать первыми, кто увидит эту книгу художника.

Виктор Пивоваров, «Речь о пролитом молоке»

Виктор Пивоваров, «Речь о пролитом молоке»

12 главных выставок осени: Малевич, Куинджи, Пивоваров и Крайний Север

«Яков Чернихов. Образ будущего. Архитектурные фантазии русского авангарда»

19 сентября — 11 января
Москва, Еврейский музей и центр толерантности

Еврейский музей и центр толерантности начинает большой рассказ о творчестве Якова Чернихова — архитектора и настоящего визионера, предвосхитившего многие процессы и явления, а также значительно повлиявшего на них. Экспозиция — путешествие по трудам и биографии мастера, лишенное хронологической последовательности, но не образности. Чернихов действительно представлял образ будущего, воплощая в своих работах неожиданные и по-настоящему удивительные находки и решения. Тотальное погружение в историю архитектуры первой половины XX века только им одним не ограничивается, а экспозиция предлагает в том числе разобраться, как Яков Чернихов повлиял на современный графический дизайн.

Выставка «Яков Чернихов. Образ будущего»

Выставка «Яков Чернихов. Образ будущего»

Какой получилась выставка о Якове Чернихове в Еврейском музее

«Краснопевцев. Равновесие неравного»

25 сентября — 8 января
Москва, Центр современного искусства AZ/ART

Сакральность произведений Дмитрия Краснопевцева легко почувствовать после первого взгляда на них, еще даже не зная деталей творческой биографии их автора. Большая выставка к 100-летию художника переносит в его мастерскую, пространство, полное артефактов и символов, находящих отражение в работах художника. Окруженный тишиной и мерным, почти недвижимым течением времени, Краснопевцев писал свои метафизические натюрморты, теперь переместившиеся на стены AZ/ART. Затактом к экспозиции становится портрет героя выставки кисти Анатолия Зверева, он перекидывает мостик к ранним произведениям автора и его творческим экспериментам, пока из соседнего зала звучит музыка в исполнении друга художника Святослава Рихтера.

Экспозиция выставки «Краснопевцев. Равновесие неравного»

Экспозиция выставки «Краснопевцев. Равновесие неравного»

«Вишневый сон»

20–24 октября
Музей Москвы

«Вишневый сон» Олега Глушкова отсылает не к чему-нибудь, а, естественно, к «Вишневому саду» Чехова, при этом сосредотачиваясь на авторской трактовке текста. Антон Павлович считал свою пьесу комедией в четырех действиях. Возвращается к исконному прочтению материала и Олег Глушков вместе с независимым театром «а39», названным по номеру культовой аудитории ГИТИСа. Удержаться от смеха, а порой и хохота собравшимся в зале действительно будет сложно, а актуальность текста в сегодняшнем дне сомнений не вызывает: приправленный щепоткой режиссерских находок и актерских удач, он становится воплощением своего времени со всеми его контекстами.

Новый выставочный сезон МАММ

с 27 сентября
Мультимедиа Арт Музей, Москва

Мультимедиа Арт Музей, Москва начинает свой новый выставочный сезон, открывая сразу пять экспозиций, каждая из которых знакова в своем собственном ключе и контексте. К примеру, персональная выставка недавно ушедшей из жизни, но не из мира искусства Ани Желудь под названием «Вдох-выдох» посвящена ее взгляду, без которого современное российское искусство представить себе сложно, и ретроспективно прослеживает важные для художницы метафоры. Экспозиция Владимира Грига «Спасибо вам, что были снами» собирает в музейных залах мозаики художника, выполненные на холсте, соединяя во времени и пространстве персонажей из сложносочиненного мира автора.

Аня Желудь, «Схема пространства элементарного счастья», 2007

Аня Желудь, «Схема пространства элементарного счастья», 2007

Арт-группа «Провмыза»: «Важно, чтобы была острая взбудораженность»

«Кабала святош»

17, 18 октября
Москва, МХТ имени А.П. Чехова

Нет другой такой сцены в этом мире, на которой «Кабала святош», написанная Михаилом Булгаковым специально для Московского художественного театра, смотрелась бы настолько органично. Пьеса сложной судьбы, она была запрещена в 1936 году после нескольких показов и после возвращалась в МХТ дважды, оба раза — в постановке Адольфа Шапиро. На этот раз за особенный для театра текст взялся режиссер Юрий Квятковский, взгляд которого превратил в Жан-Батиста Мольера Константина Хабенского, а в короля Людовика XIV — Николая Цискаридзе, выбравшего лаконичный сценический псевдоним Максим Николаев. Драматургом постановки выступил Михаил Дегтярев, знаток метких реплик на злобу дня, а сценическая версия пьесы, помимо них, полнится отрывками из текстов самых разных эпох, впечатляя воодушевленного зрителя новыми нетривиальными параллелями.

«Кабала святош» в МХТ им. Чехова

«Кабала святош» в МХТ им. Чехова

«Ирина Затуловская. Жизнь»

до 30 ноября
Московский музей современного искусства на Гоголевском бульваре

Большой ретроспективный проект художницы Ирины Затуловской полнится чуткой нежностью и носит емкое название «Жизнь». Это полновесное погружение в авторский мир со всеми его остановками, поворотами и открытиями, от детства и юности до сегодняшнего дня. За архитектурное решение проекта отвечали Кирилл Асс и Надежда Корбут, так что причудливые персонажи из произведений и общее настроение работ находят метафорический отклик в пространстве. Десятки жанров, солирующие каждый сам по себе, выступают и стройным ансамблем, поющим оду искусству Ирины Затуловской.

Ирина Затуловская, «Только что родился», 1985

Ирина Затуловская, «Только что родился», 1985

Лонгборд за ₽5 млн и объекты-иконы: Cosmoscow 2025 подвела итоги

«Создать пару: Алина Глазун и Петр Кирюша»

18 октября — 10 декабря
Екатеринбург, выставочное пространство «Синара Арт»

Коллекция Антона Козлова продолжает свое шествование по музеям и выставочным пространствам. И после большой выставки в Мультимедиа Арт Музее, Москва возвращается в Екатеринбург, в котором с экспозиции в арт-галерее Ельцин-центра и началась выставочная жизнь собрания коллекционера. «Создать пару» — новый проект, инициированный вместе с фондом Синара, и открывающая его глава посвящена творчеству двух художников — Алины Глазун и Петра Кирюши. Наблюдая за временем и его приметами, буднями и выходными, авторы выбирают разные методы исследования. Тем интереснее оказывается их беседа.

Петр Кирюша, без названия, 2025

Петр Кирюша, без названия, 2025

Sound Up Meditation: Месса Гула

14 октября
Москва, Кафедральный собор святых апостолов Петра и Павла

Празднуя свой юбилейный 10-й сезон, фестиваль неординарных музыкальных событий Sound Up продолжает череду российских премьер сочинений современных композиторов. На этот раз в кафедральном соборе святых апостолов Петра и Павла прозвучит Месса Гула (Drone Mess) Йохана Йоханнссона — произведение, соединяющее академические законы и устои с электроникой, а также философскими взглядами на музыку и жизнь. Звуки, растворяющиеся в тишине, определенно влияют на нас, и Йоханнссон исследует это влияние, облекая его в форму мессы.

Йохан Йоханнссон, 2016

Йохан Йоханнссон, 2016

«Открытое хранение. Бакштейн-функция²»

до 31 января
Москва, Музей современного искусства «Гараж»

Чуткий взгляд Иосифа Бакштейна — куратора, искусствоведа и художественного критика, без которого невозможно представить и осознать российское современное искусство — наблюдал за происходившими процессами, а в его руках нередко оказывалась камера. Так в архивах музея современного искусства «Гараж» остались не только кассеты и пленки, но сохранилась сама история. Сегодня, когда мир искусства продолжает свою жизнь уже без Иосифа Бакштейна, он никуда не исчез. «Бакштейн-функция²» — архивный видеопроект, повод для которого — 80-летие куратора, и через призму видео, снятых Бакштейном, или сюжетов, в кадре которых появляется он сам, можно увидеть и прожить историю российского современного искусства.

Иосиф Бакштейн на выставке «Битца за искусство». Москва, 1986

Иосиф Бакштейн на выставке «Битца за искусство». Москва, 1986

«Are you ready for the future? Из коллекции Пьера-Кристиана Броше»

до 14 октября
Москва, HSE ART Gallery

Выставка, состоящая из произведений, входящих в собрание коллекционера Пьера-Кристиана Броше, размышляет об ответственности коллекционера не только перед настоящим, но и перед будущим. Ведь именно он своим выбором перекидывает мостик в грядущие годы, века и эпохи. В экспозиции — шесть основных тем, каждая из которых вступает в диалог между прошлым и настоящим через этнографические и археологические находки и работы современных авторов.

«Учетная книга подношений». Япония, эпоха Мэйдзи, 1890–1892

«Учетная книга подношений». Япония, эпоха Мэйдзи, 1890–1892

 

Авторы
Теги
Анастасия Каменская