Фотограф Греты Тунберг: чем известна Евгения Арбугаева
Сдвоенный номер Time за 23–30 декабря выйдет с живописной обложкой: школьница позирует на волнорезе с беспокойным выражением на лице, а вокруг бушует океан. Автором снимка стала Евгения Арбугаева — уроженка республики Саха (Якутия). В соцсетях Time также опубликовал короткий видеоролик со съемок, который сделал брат Евгении Максим Арбугаев, обладатель награды кинофестиваля «Сандэнс» за лучшую операторскую работу в фильме «Генезис 2.0».
Выходцы из маленького поселка Тикси посвятили себя исследованию взаимодействия природы и человека органично и безотказно, словно поддавшись внезапному озарению, и зарекомендовали себя на Западе как вдумчивые и основательные художники. Евгения училась в Москве на менеджера, но в итоге выбрала путь фотографа-документалиста и закончила обучение в Центре международной фотографии на Манхэттене. Максим занимался хоккеем, но все изменилось после съемок фильма об охотниках на мамонтов. «Генезис 2.0», первая работа Максима, его и прославила.
Теперь энвайронментализм пронизывает творчество Арбугаевых. Выходит, что съемки для Time с Гретой Тунберг им послала сама природа. Евгения не так известна в России, как ее брат. В «Википедии» информация о ней представлена только на английском языке и в ограниченном количестве. Из этих сведений можно узнать, что у Евгении уникальный стиль, который рождается во взаимодействии с героями, доверии и дружбе: фотограф ничего не фиксирует на пленку, пока не познакомится с местом и его обитателями как можно ближе.
В 2010 году Арбугаева по зову сердца вернулась в родной город-призрак Тикси, чтобы собрать воедино свои воспоминания и отразить их в одноименной серии снимков. Она часто работает без камеры, изучая локации, чтобы затем возвратиться к ним во всеоружии. Таким образом она два месяца изучала метеостанции на севере России, пока не повстречала героя проекта «Человек погоды» Вячеслава Короткого. Репортаж был опубликован в журнале The New Yorker. Север сменился Югом в фотопроекте «Амани», который снимался в Танзании на заброшенной антропологической станции посреди кофейной плантации, где автор провела две с половиной недели, ходя по пятам за его обитателем, бывшим лаборантом на пенсии. Фотографии опубликовал журнал National Geographic.
Евгения Арбугаева — лауреат престижных фотографических премий ICP Infinity Award, Leica Oskar Barnack Award и Magnum Foundation Emergency Fund Grant.
«Тикси»
Первый ностальгический проект в портфолио Арбугаевой стоит в авангарде «историй» на ее персональном сайте. 17 фотографий уносят в снежную сказку — но не уютного европейского типа с рождественскими огоньками на пряничных домиках, а почти дикую, заброшенную, но бесконечно живую. Такую можно найти исключительно в русской Арктике.
«Я была одержима идеей вернуться сюда с тех пор, как мы покинули Тикси», — говорит Арбугаева. Ей было восемь лет, когда семья перебралась в Якутск, а затем и в Москву. «Мои детские воспоминания о Тикси были очень яркими, красивыми. Я спрашивала себя: действительно там было так хорошо или мое воображение так постаралось? Я чувствовала, что какая-то очень важная часть моего детства осталась там, и отчаянно хотела вернуться». Так она и сделала, в начале 2010-х представив фотопроект о крошечном городе во льдах. Главной героиней «Тикси» стала девочка Таня, которая провела Евгении экскурсию по городу детства: «Я побывала в ее доме, где все напоминало обстановку квартиры, в которой я росла. Это был мощнейший флешбек. И Таня напомнила мне меня».
«Человек погоды»
Один из самых известных репортажей Арбугаевой — Weather Man — рассказывает о метеорологе на отдаленной станции. Газета The Guardian опубликовала историю целиком, сопроводив ее комментариями, в 2015 году.
«В Тикси была метеорологическая станция, куда мы с отцом часто ходили. Его друзья там работали. Таких станций в Арктике много: они расположены далеко и к ним трудно добраться. Всегда было интересно, кто там живет — посреди пустоты», — рассказывала Евгения. Она провела два месяца на корабле и посетила 22 метеорологические станции в поисках той самой: «Я искала романтику севера. И одинокого арктического волка. Но большинство станций оказались не такими, как я представляла. Многие были модернизированы согласно запросам молодых специалистов, которые работают с новыми технологиями».
Одна станция, собственно, выделялась — Ходовариха в Печорском море. «Это вроде как худшая из арктических станций. Никто не желает здесь работать. Так что я заинтересовалось. Когда мы причалили, я увидела Славу (герой снимков Вячеслав Короткий. — «РБК Стиль»). Это место словно застыло во времени. У него на станции есть портрет Юрия Гагарина, вырезка из газеты 1961 года. А еще работающий аппарат Морзе. На стенах обои из прошлой эпохи. Мне было очень комфортно там».
На маяке 63-летнего Славы, бывшего моряка, Евгения гостила две с половиной недели, фотографируя обстановку и человека, который провел в ней 13 лет, измеряя температуру, уровень осадков и направление ветра. «Была зима, практически постоянная темнота. Я искала образ, который сможет передать ощущение полярной ночи, с которым я выросла. Слава это сделал лучше всех».
«Амани»
Фотопроект был представлен в журнале National Geographic в 2016 году. Арбугаева отправилась на научно-исследовательскую станцию Амани в Танзании, чтобы встретиться с бывшим лаборантом Джоном Мганга.
«Он любил рассказывать мне всякие истории, — вспоминает Евгения. — И мечтать — воображать, что сталось с теми, кто когда-то здесь работал. Ему нравится осознавать себя частью чего-то значительного, частью науки. Он до сих пор скучает по Амани». Евгения хотела запечатлеть всепроникающую ностальгию и воссоздать на снимках «атмосферу магического места». Свою затею Арбугаева осуществляла в сотрудничестве с Венцелем Гайслером, антропологом из Университета Осло. Вот уже несколько лет ученые, историки и художники из разных стран под его руководством разыскивают в джунглях старые исследовательские станции.
По словам Гайслера, Арбугаевой удалось облечь воспоминания сотрудников о былом укладе жизни в запоминающиеся образы. «Это помогает нам распознавать следы когда-то заведенного порядка, или, если хотите, идею прогресса там, где, как может показаться на первый взгляд, царят разруха и запустение», — говорит он.
«Охотники на мамонтов»
Эта серия снимков рассказывает о жизни людей, которые ищут останки вымерших гигантов Ледникового периода на побережье острова Большой Ляховский. Порой уходит несколько дней, чтобы освободить бивни от ледяного плена. После этого драгоценные останки отправляют заказчикам — стоимость одного бивня может достигать нескольких тысяч долларов. Наиболее заинтересованы в останках мамонта покупатели из Китая.
Фантастический проект Евгении дополняет работу ее брата, оператора Максима Арбугаева и режиссера Кристиана Фрая — фильм «Генезис 2.0». Картина была представлена на фестивале «Сандэнс» в 2018 году, где получила награду за операторскую работу, а также была номинирована на приз Серебряный «Святой Георигий» на 40-м ММКФ как лучший документальный фильм.