Стиль
Впечатления ГМИИ им. А.С. Пушкина покажет первые в мире фотографии
Стиль
Впечатления ГМИИ им. А.С. Пушкина покажет первые в мире фотографии
Впечатления

ГМИИ им. А.С. Пушкина покажет первые в мире фотографии

Фото: пресс-служба
По случаю 180-летия изобретения фотографии ГМИИ им. А.С. Пушкина 19 ноября открывает выставку «Дагеротип, автохром, поляроид. 1/1». Она посвящена образцам трех первых фототехнологий, не позволявших копировать и тиражировать изображения.

Сегодня фотография считается тиражным способом увековечивания реальности. Однако на заре истории снимков в ходу были несерийные технологии создания отпечатков: дагеротип, автохром и поляроид. Они приравнивали фотографию к произведению живописи — исключительному, неповторимому полотну. Отсюда и цифровое обозначение в названии выставки «1/1»: обычно цифры на фотографиях указывают на номер снимка в тираже. «1/1» означает единственный из одного.

Дагеротип считается первым фотографическим процессом: запечатленные люди, пейзажи и события проявлялись на снимке после длительного воздействия солнечных лучей. Малейшее движение объекта смазывало дагеротип, поэтому мир в прямом смысле должен был замереть перед фотографом. Отсюда и монументальные величественные позы на парадных портретах. Способ предложил француз Луи Жак Манде Дагер на заседании Академии наук 19 августа 1839 года (в этот же день, собственно, и родилась фотография). На выставке будут представлены дагеротипы из собрания Национальной библиотеки Франции в Париже и Государственного исторического музея в Москве, датированные 1840–1850 годами.

Андре Ашет, «Зеленый чепец», 1907–1945. Автохром. Французское фотографическое общество, Париж
Андре Ашет, «Зеленый чепец», 1907–1945. Автохром. Французское фотографическое общество, Париж
Антуан Клоде, без названия, 1852–1858. Дагеротип, стереофотография, подкраска. Национальная библиотека Франции, Париж
Антуан Клоде, без названия, 1852–1858. Дагеротип, стереофотография, подкраска. Национальная библиотека Франции, Париж

Автохром — первый способ цветной фотопечати. Он был запатентован во Франции изобретателями кинематографа братьями Люмьер в 1903 году: они стали продавать хитросконструированные пластинки Autochrome, изображение на которых раскрашивалось путем лабораторных манипуляций. Автохромы оставались единственным массовым способом цветной фотосъемки вплоть до середины 30-х годов. На выставке будут представлены автохромы из собрания Французского фотографического общества в Париже, относящиеся к периоду с 1907-го по 1930 год.

Одиль Мулина, «Лицо», 1980. Polaroid SX-70. Галерея OstLicht, Вена
Одиль Мулина, «Лицо», 1980. Polaroid SX-70. Галерея OstLicht, Вена
Лайош Керестеш, работа из серии «Свет, знак, язык», 1987. Polaroid SX-70. Галерея OstLicht, Вена
Лайош Керестеш, работа из серии «Свет, знак, язык», 1987. Polaroid SX-70. Галерея OstLicht, Вена

Поляроидные отпечатки — первый способ получения мгновенных цветных изображений. Метод был запатентован в 1932 году изобретателем и основателем компании Polaroid Эдвином Гербертом Лэндом. Поляроид — прародитель цифровой фотографии: в обоих случаях снимки проявляются моментально. На выставке будут представлены работы из крупнейшего собрания поляроидов галереи OstLicht в Вене, датированные 1970–1980 годами.

Антонен Персонна, без названия, 1907–1936. Автохром. Французское фотографическое общество, Париж
Антонен Персонна, без названия, 1907–1936. Автохром. Французское фотографическое общество, Париж

«Само видение мира в кадре — наследие живописи, а рамка картины — первая раскадровка. Фотография — это не только выдержка, диафрагма, оптика объектива и типы пленки, это в большой степени исследование, опыт, выражение таланта художника. Фотография освободила живопись от утилитарной функции — изобразительной фиксации факта, что было одной из важнейших задач искусства», — объясняет директор ГМИИ им. А.С. Пушкина Марина Лошак