ГМИИ им. А.С. Пушкина покажет первые в мире фотографии
Сегодня фотография считается тиражным способом увековечивания реальности. Однако на заре истории снимков в ходу были несерийные технологии создания отпечатков: дагеротип, автохром и поляроид. Они приравнивали фотографию к произведению живописи — исключительному, неповторимому полотну. Отсюда и цифровое обозначение в названии выставки «1/1»: обычно цифры на фотографиях указывают на номер снимка в тираже. «1/1» означает единственный из одного.
Дагеротип считается первым фотографическим процессом: запечатленные люди, пейзажи и события проявлялись на снимке после длительного воздействия солнечных лучей. Малейшее движение объекта смазывало дагеротип, поэтому мир в прямом смысле должен был замереть перед фотографом. Отсюда и монументальные величественные позы на парадных портретах. Способ предложил француз Луи Жак Манде Дагер на заседании Академии наук 19 августа 1839 года (в этот же день, собственно, и родилась фотография). На выставке будут представлены дагеротипы из собрания Национальной библиотеки Франции в Париже и Государственного исторического музея в Москве, датированные 1840–1850 годами.
Автохром — первый способ цветной фотопечати. Он был запатентован во Франции изобретателями кинематографа братьями Люмьер в 1903 году: они стали продавать хитросконструированные пластинки Autochrome, изображение на которых раскрашивалось путем лабораторных манипуляций. Автохромы оставались единственным массовым способом цветной фотосъемки вплоть до середины 30-х годов. На выставке будут представлены автохромы из собрания Французского фотографического общества в Париже, относящиеся к периоду с 1907-го по 1930 год.
Поляроидные отпечатки — первый способ получения мгновенных цветных изображений. Метод был запатентован в 1932 году изобретателем и основателем компании Polaroid Эдвином Гербертом Лэндом. Поляроид — прародитель цифровой фотографии: в обоих случаях снимки проявляются моментально. На выставке будут представлены работы из крупнейшего собрания поляроидов галереи OstLicht в Вене, датированные 1970–1980 годами.
«Само видение мира в кадре — наследие живописи, а рамка картины — первая раскадровка. Фотография — это не только выдержка, диафрагма, оптика объектива и типы пленки, это в большой степени исследование, опыт, выражение таланта художника. Фотография освободила живопись от утилитарной функции — изобразительной фиксации факта, что было одной из важнейших задач искусства», — объясняет директор ГМИИ им. А.С. Пушкина Марина Лошак.