Стиль
Впечатления Культурная афиша июля: музыка и современное искусство в лесах и полях
Стиль
Впечатления Культурная афиша июля: музыка и современное искусство в лесах и полях
Впечатления

Культурная афиша июля: музыка и современное искусство в лесах и полях

Николай Онищенко, «Смешанный лес», 2025. Проект «Лес. Художественно-терапевтическая тропа»

Николай Онищенко, «Смешанный лес», 2025. Проект «Лес. Художественно-терапевтическая тропа»

Шеф-редактор «РБК Стиль» Анастасия Каменская — о главных событиях середины лета

«Наш авангард»

21 июня — 1 декабря
Русский музей, корпус Бенуа

Большая выставка авангарда сполна погружает в исследуемый предмет и главных его авторов. Это продуманный и планомерный путь, остановками на котором становятся, среди прочего, причины и следствия появляющихся течений. Жизнь в искусстве начала XX века текла бурно, и экспозиция отражает это свойство в полной мере и детально. Череда «измов», наступавших и отступавших, окружает действующие лица эпохи, которые оказываются собраны в одном из залов через призму портретов и автопортретов. Еще одной магистральной темой становится «Победа над Солнцем» — опера, постановка которой стала для авангардистов знаковой и ключевой.

Фестиваль «Толстой»

4–6 июля
Музей-усадьба «Ясная Поляна»

На этот раз своей темой фестиваль «Толстой», проходящий на всей территории музея-усадьбы «Ясная Поляна», выбрал семейное счастье и саму усадебную жизнь, которая действительно в порывах страстей прошлых фестивальных лет (темами становились, например, «Анна Каренина», «Воскресение», «Война и мир») будто оставалась в тени. Теперь сцена сполна отдана усадебной размеренности и неспешности в разных их проявлениях: музыкальная программа состоит из романсов современников и знакомых Толстого в исполнении солистов Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, а спектакли-променады уже по доброй фестивальной традиции придуманы специально для яснополянских угодий.

Фото: пресс-служба

Как команда фестиваля «Толстой» увидела жизнь произведений и героев Льва Толстого в новом веке

«Выкса-фестиваль»

4–6 июля
Выкса, Нижегородская обл.

За 15 лет своей жизни «Выкса-фестиваль» изменил жизнь города, погрузив ее в контексты современного искусства: на стенах металлургического завода и на домах проросли муралы, а сами выксунцы из года в год принимают участие в перформансах, спектаклях, концертах. Именно им, удивительным людям Выксы, посвящает фестиваль тему этого года. Она принимает самые разные формы: от традиционного уже променада «По домам» и «По углам» до квартирной биеннале, которая превращает поход в гости в приглашение на череду выставок. Живой и неподдельный интерес к человеку — возможность по-настоящему узнать и увидеть город, который решил пойти по своему собственному пути, извилистому, но оттого еще более примечательному.

Фото: Выкса-фестиваль

«Лес. Художественно-терапевтическая тропа»

6 июля — 28 сентября
Горки Ленинские

Лес способен успокоить вечно несущегося куда-то городского человека, подарив ему минуты (а если повезет, то и часы) умиротворения и тишины. Задумавшись об этом, куратор и автор идеи проекта Нина Гомиашвили дополнила пейзажный контекст контекстом современного искусства: так среди деревьев оказались произведения Леонида Тишкова, Никиты Кроко, студии FRESH.GLASS, Ольги Божко, Георгия Тотибадзе и других художников. Путь по этой художественно-терапевтической тропе у каждого окажется своим: с собственным темпом, наблюдениями и выводами из них в месте, которое уже само по себе наводит на размышления. Горки Ленинские сохраняют в себе приметы сразу многих времен и эпох и уже только это — повод задуматься о «вчера», «сегодня» и человеке в нем.

«Архстояние»

25–27 июля
Никола-Ленивец, Калужская обл.

Еще один фестиваль-именинник, «Архстояние», отмечает свое 20-летие размышлениями о сокровенном. В оптике фестиваля это возможность не только оглядеться по сторонам, но заглянуть в себя самого, попытавшись сформулировать «Мое главное». Метафорично сравнивая внутренний мир с внутренним городом, фестиваль предлагает его отыскать, а отыскав, постараться понять. Действительно, окруженные пеной дней, мы не часто успеваем задуматься о себе, между тем уехать подальше от этого внутреннего города не получится. Курировать юбилейное «Архстояние» команда пригласила Василия Бычкова, который в поисках того самого главного предлагает, не манясь на пестроту повседневности, добраться до сути. Отразится она и в череде арт-объектов, созданных куратором и его единомышленниками.

Фото: Пресс-служба арт-парка Никола-Ленивец

Питчинг Мастерской Брусникина

20 июля
La’Театр

Экспериментальный формат, придуманный Мастерской Брусникина, позволяет зрителю оказаться за закрытыми обычно дверями и увидеть не спектакли, но эскизы, предшествующие их появлению. Это возможность погрузиться в кипучие будни современного независимого театра, а вместе с тем и современной драматургии. Заглядывая на излете нынешнего сезона в сезон будущий, легко обнаружить, какими разными могут быть темы и методы их исследования.

Фото: пресс-служба

Команда питчинга Мастерской Брусникина — герои проекта «РБК Визионеры»

SOUND UP x GARAGE: Мередит Монк

17 июля
Музей современного искусства «Гараж»

События фестиваля Sound Up чаще всего становятся российскими премьерами произведений композиторов-героев концертов. Вечер, посвященный творчеству Мередит Монк, исключением не стал: большинство исполняемых произведений нью-йоркской авангардистки прозвучат впервые. Музыка Монк, тонко и точно вплетенная в современную культуру и кинематограф, подчеркивает междисциплинарность ее подходов и ролей. Не только композитор, но вокалистка, художница и хореограф, она не готова вписываться в рамки, вместо того воплощая в музыке и за ее пределами собственные выдуманные миры. В музее современного искусства «Гараж» произведения Мередит Монк будут исполнены вокальным ансамблем Intrada.

Мередит Монк
Мередит Монк

Как основатели фестиваля Sound Up увидели потенциал новой академической музыки

Гастроли театра «Пространство "Внутри"» в Петербурге

15 и 16 июля
На сцене Театра на Васильевском, на Новой сцене Александринского театра

«Пространство "Внутри"» отправляется на свои первые гастроли и готовится показать спектакли сразу на двух петербургских сценах. Обе постановки — авторства режиссера и драматурга Саввы Савельева. «Петушки» превращают весь мир в зал ожидания Курского вокзала, а «Зеркало» предлагает задуматься о теме памяти, а вместе с тем о времени, поколениях и их страхах. Литературные источники — «Москва — Петушки» Венедикта Ерофеева в первом случае и «Молчание доктора Мурке» Генриха Белля во втором — становятся основой для собственных размышлений режиссера и драматурга, которые не обходятся без нашего собственного, сегодняшнего времени и его примет.

Спектакль «Зеркало»
Спектакль «Зеркало»

«Фотоискусство. От дагеротипа до искусственного интеллекта»

15 июля — 5 октября
ЦВЗ «Манеж», Санкт-Петербург

Большой проект московского центра визуальной культуры Béton стремится осмыслить практически два века фотографии: как медиума, источника впечатлений и творческих свобод. Среди авторов — около 170 имен. От Луи Дагера, Вильяма Каррика, Александра Родченко и Эля Лисицкого до Тимура Новикова, Игоря Мухина и Ольги Чернышевой. Каждый знаменует собой новый поиск: взгляда, темы и того, что хотелось сказать на самом деле. Пройти выставочный маршрут значит не только погрузиться в эти взгляды, но и прожить два столетия, за которые успели измениться нравы и технологии, без размышлений о влиянии которых на искусство фотографии такая выставка могла бы обойтись едва ли.

Подписывайтесь на телеграм-канал «РБК Стиль»

Авторы
Теги
Анастасия Каменская