Стиль
Жизнь Кадр на миллион: стоит ли сегодня инвестировать в фотографию
Стиль
Жизнь Кадр на миллион: стоит ли сегодня инвестировать в фотографию
Жизнь

Кадр на миллион: стоит ли сегодня инвестировать в фотографию

Кадр на миллион: стоит ли сегодня инвестировать в фотографию
Где покупать фотографию, как ее правильно хранить и на какую прибыль стоит рассчитывать, вложив деньги в снимок Эдварда Уэстона или Наума Грановского? Разбираемся в этих вопросах вместе с экспертами.

Фотография появилась значительно позже живописи и книгопечатания, а значит, ее коллекционирование — сфера относительно молодая: ей чуть больше 100 лет. Одна из первых галерей, где можно было купить работы талантливых фотографов, открылась в Нью-Йорке в 1905 году: ее создал Альфред Стиглиц, впоследствии признанный классиком художественного фото.

В качестве объекта инвестиции фотографию стали всерьез рассматривать только в 70-е годы, когда отдельные снимки и целые подборки начали выставляться на крупных аукционах. По словам Натальи Григорьевой-Литвинской — основательницы московской галереи «Центр фотографии имени братьев Люмьер», — США до сих пор остаются главным фотографическим рынком: у местных собирателей банально больше денег и возможностей, а государство и частные инвесторы готовы вкладываться в развитие фотоискусства.

В Советском Союзе фотография была в основном вотчиной либо информационных агентств и периодической печати, либо клубного движения, всплеск которого пришелся на 60-е годы: во многих семьях живы воспоминания о ванной комнате, превращенной в фотолабораторию. Снимки хранили как реликвии, на это было зачастую не серьезное, вдумчивое коллекционирование, а именно собирательство. В 90-е оно предсказуемо получило новый виток: у людей появились деньги, которые те были готовы потратить не только на новую мебель, но и на предметы искусства.

«Первую в России частную галерею, занимавшуюся конкретно фотографией, я открыла в 2001 году, — рассказывает Наталья Григорьева-Литвинская. — Мы работали в ЦДХ, где проходила ярмарка "Арт-Москва", антикварные салоны. Со стороны посетителей я видела явный интерес к фотографии, но вместе с тем — абсолютное непонимание, что именно мы продаем. Мне задавали вопросы в духе: "А что вы делаете с негативом? Рвете и выбрасываете?" Их иногда и сейчас задают, но, в целом, ситуация меняется и людей значительно меньше удивляет, что какое-то фото может стоить десятки тысяч долларов».

 

Из чего складываются цены

Беспокойство потенциальных покупателей вполне понятно. Фотография — тиражный вид искусства. Закономерно опасаться, что сегодня вы вложите в редкий снимок целое состояние, а завтра автор пойдет и напечатает его снова. Чтобы избежать такой ситуации, в наши дни для отпечатков, которые в итоге попадают в галереи, на аукционы или в личные коллекции, принято указывать не только количество существующих копий, но и порядковый номер конкретного снимка в тираже. Чем меньше тираж, тем обычно дороже работа.

По словам Маргариты Пушкиной — искусствоведа, основательницы и директора московской международной ярмарки современного искусства Cosmoscow, — на ценность снимка влияет множество факторов: не только тиражность и редкость, но также имя фотографа, его представленность в музейных и частных коллекциях, сюжет, выставочная история.

«В этом году мы выставляли на аукцион работу Ольги Тобрелутс под названием "Легионер", — рассказывает Маргарита. — Она существует в двух экземплярах (второй — авторская копия) и представляет собой портрет знаменитого футболиста Андрея Шевченко в образе римского легионера. В 2013 году снимок участвовал в масштабной ретроспективе художницы в Московском музее современного искусства и в итоге ушел с молотка за €5 тыс. (355 тыс. руб. — "РБК Стиль")».

Ольга Тобрелутс, «Легионер»
Ольга Тобрелутс, «Легионер»

Вообще, покупка и продажа фотографического искусства держится на трех китах: винтажи, поздняя печать и современная печать. На первый взгляд может показаться, будто речь идет о возрасте снимков, но это не совсем так. Винтажный отпечаток производится либо самим автором, либо под его руководством вскоре после того, как была произведена съемка.

Позднюю печать также делает или контролирует автор, но спустя существенный промежуток времени с момента съемки. Наконец за современную печать отвечает уже не сам фотограф, а кто-то другой: обычно речь идет о наследниках его архива. Порядок цен на винтажи предсказуемо выше, чем на две другие категории. Для сравнения: цена авторских отпечатков, выполненных лично знаменитым американским модернистом Эдвардом Уэстоном, доходит до $600 тыс. (38,6 млн руб.). Зато отпечатки с сохранившихся негативов, сделанные сыном фотографа после его смерти, стоят, как правило, в десятки раз меньше.

Имена и цифры

Разумеется, в сфере коллекционирования фотографии существуют, с одной стороны, произведения классиков, которые всегда будут высоко цениться, а с другой — преходящая мода на жанры. Например, в марте на торгах аукционного дома Christie’s работа того же Уэстона из серии «Раковины» ушла за £515,250 (42 млн руб.), а выполненный коллажным методом автопортрет Эля Лисицкого — за £947,250 (77,5 млн руб.).

Эль Лисицкий, автопортрет
Эль Лисицкий, автопортрет

В то же время все чаще объектом инвестиций становится фэшн-фотография. В 2014 году аукционный дом Bonhams даже проводил специальные торги, посвященные модным съемкам. Самым дорогим лотом тогда стал снимок, сделанный немецким фотографом Питером Линдбергом и изображавший топ-моделей 90-х: его купили за $26,250 (1,6 млн руб.). А весной этого года на торгах Phillips фотопортрет Наоми Кэмпбелл авторства Стивена Мейзела был продан за £37,500 (3 млн руб.).

Питер Линдберг, «Wild At Heart». Синди Кроуфорд, Татьяна Патитц, Хелена Кристенсен, Линда Евангелиста, Клаудия Шиффер, Наоми Кэмпбелл, Карен Мюлдер и Стефани Сеймур, 1991 год
Питер Линдберг, «Wild At Heart». Синди Кроуфорд, Татьяна Патитц, Хелена Кристенсен, Линда Евангелиста, Клаудия Шиффер, Наоми Кэмпбелл, Карен Мюлдер и Стефани Сеймур, 1991 год

У российских коллекционеров — свои ориентиры. По словам Натальи Григорьевой-Литвинской, в начале нулевых всем хотелось авангарда, охота шла на работы Александра Родченко. Сейчас огромный интерес вызывает фотография 60-х годов — эпохи в фотоискусстве, когда с человека были сняты атрибуты героя, созидателя, ударника производства. На снимках появились обычные люди, которые ходили по улицам, любили, плакали, страдали.

Полные теплой ностальгии работы Владимира Лагранжа, Москва и другие советские столицы в объективе Наума Грановского, графичные, отличающиеся удивительной глубиной кадра снимки Якова Халипа — вот что пользуется популярностью у современных российских коллекционеров. Отчасти это объясняется еще и тем, что 60–70-е — период, который им интуитивно близок и понятен.

Разброс цен на советскую и российскую фотографию огромен: от $2 тыс. до $500 тыс. «Девушка с лейкой» Родченко была продана за $519 тыс. (33,3 млн руб.). Но средние значения все равно остаются довольно скромными — во всяком случае, если сравнивать их со стоимостью работ западных фотографов. Так, в 2013 году на аукционе Sotheby’s снимок Бориса Михайлова из серии «Лурики» ушел за £20 тыс. (1,6 млн руб.), а четыре работы Владимира Куприянова из серии «Наши II» — за £15 тыс. (1,2 млн руб.). Отпечатки, созданные молодыми отечественными фотохудожниками, пока и вовсе сложно всерьез рассматривать как объект инвестиций.

Александр Родченко, «Девушка с лейкой»
Александр Родченко, «Девушка с лейкой»

«Грановский растет в цене примерно на 10% в год, Халип — на 5%. Что будет через пять лет с условным Пашей Ивановым, который только начинает снимать, неясно, — считает Наталья Григорьева-Литвинская. — Даже при условии, что он сделал неплохую серию или победил на каком-то фестивале. Если вы хотите вкладывать деньги в молодого автора, у вас должно быть понимание, куда он движется, его должна вести какая-то галерея, а в России с этим сложно. Да и в целом: пока у нас не будет свободна голова от желания заработать или доказать западному миру свою уникальность, мы вряд ли научимся создавать что-то новое и аутентичное».

Где искать и как хранить

Если вы хотите начать собирать фотографию, прежде всего нужно понимать, что самые интересные события в этой области пока происходят за рубежом. Едва ли не главное из них — ярмарка Paris Photo: она ежегодно притягивает в столицу Франции кураторов музеев, директоров аукционных домов, галеристов, дилеров и, конечно, собирателей. Есть и сравнительно молодая, но уже хорошо зарекомендовавшая себя ярмарка Photo London: на ней проводится множество лекций и мастер-классов, на которых в том числе объясняют, что представляет собой отрасль коллекционирования фотографии и почему в нее стоит инвестировать.

В России фотографических галерей ничтожно мало — как и торгов, на которых можно фотографию приобрести. А вот у крупных зарубежных аукционных домов — Sotheby’s, Christie’s, Phillips, Bonhams — они, разумеется, есть: расписание и лоты можно посмотреть на официальных сайтах. Вместе с тем в нашей стране проводятся ярмарки современного искусства: например, уже упомянутая Cosmoscow и новая, основанная Владимиром Овчаренко DA! MOSCOW. Они, безусловно, достойны внимания.

По мнению Маргариты Пушкиной, директора ярмарки Cosmoscow, об интересе к фотографии как к объекту коллекционирования и инвестирования в России говорят в том числе результаты ежегодного благотворительного аукциона Off white, топ-лотами которого часто становятся снимки именитых фотографов. В 2015 году самым дорогим лотом стал предоставленный журналом Vogue портрет Дианы Вишневой работы Патрика Демаршелье, проданный за €24 тыс. (1,7 млн руб.). В 2016 году аукцион был полностью посвящен фотографии и за 15 произведений собрал в сумме €154 500 (11 млн руб.). Так что к Off white тоже стоит присмотреться.

Патрик Демаршелье, портрет балерины Дианы Вишневой
Патрик Демаршелье, портрет балерины Дианы Вишневой

«Главный совет, который я могу дать коллекционеру, — это стараться увидеть как можно больше, — говорит Маргарита Пушкина. — Ходите на выставки и ярмарки, общайтесь с художниками и экспертами. Опыт и знания очень важны. Покупайте только то, что нравится, стремясь к лучшему из того, что вы можете себе позволить».

При этом важно понимать, что фоторынок так же нестабилен, как любой другой: он то растет, то сокращается, и происходит это волнообразно. По оценкам специалистов, в 2013 году его объем в США составлял $30,6 млн, в 2016-м — снизился до $12 млн, в последнее время показатели снова начали увеличиваться. Так что терпение — один из главных инструментов коллекционера.

Как сохранить приобретенную фотографию

  • На фотоотпечаток не должны падать прямые лучи света.
  • Снимок должен храниться в так называемых архивных коробках, сделанных из картона с нейтральным pH. Если работа висит на стене, паспарту также должно обладать нейтральным pH.
  • Большое значение имеют температура и уровень влажности: если вы повесили фотографию в ванной, вполне вероятно, что снимок через какое-то время начнет «крутить». В идеале воздух в помещении должен быть умеренно сухим, а температура должна находиться в диапазоне от 10 до 23 градусов.

«Коллекционирование — это не только инвестиции, — предупреждает Наталья Григорьева-Литвинская. — И не только образ жизни, который, безусловно, вас затянет. Недостаточно просто ездить по миру и покупать какую-то тему, жанр или автора, если средства позволяют. Вы обязаны беречь эти вещи, ухаживать за ними, показывать их. Одним словом, становясь коллекционером фотографии, вы в первую очередь берете на себя огромную ответственность».