Стиль
Герои #прохобби: Дмитрий Волков, коллекционер и философ
Герои
#прохобби: Дмитрий Волков, коллекционер и философ
Дмитрий Волков у скульптуры «Триумф кота» работы Александра Повзнера 
© Георгий Кардава
Собеседник «РБК Стиль» — предприниматель, доктор философских наук Дмитрий Волков — Executive MBA Московской школы управления «Сколково», один из создателей компании Social Discovery Ventures, фонда SDV Arts and Science и Центра исследования сознания.

Основные интересы Волкова — российское современное искусство и аналитическая философия. Как бизнесмен он не хочет становиться успешнее, теряя при этом что-то в своих личных пристрастиях. Поэтому придумывает проекты на стыке собственных увлечений и бизнеса. Международный интернет-холдинг Social Discovery Ventures занимается инвестициями в технологические стартапы с применением искусственного интеллекта и в интернет-проекты, объединяющие людей по всему миру, среди которых Flo, Lingualeo, Dating.com. Фонд SDV Arts and Science Foundation был создан в 2016 году чтобы поддерживать новых авторов. Центр исследования сознания при философском факультете МГУ создан для изучения свободы воли и моральной ответственности, искусственного интеллекта и тождества личности.

Как коллекционер Волков собирает и главного московского концептуалиста Илью Кабакова, и эксцентричного Вову Перкина.

Леонид Соков, «Ленин с крыльями Летатлина»
© Георгий Кардава

К 42 годам наш герой успел стать доктором философских наук, поучаствовать в арт-перформансах с Олегом Куликом и Андреем Бартеневым на фестивале Burning Man, встретиться с Далай-ламой, покорить Монблан, прокатиться на ралли Gumball 3000 и организовать собственную джазовую группу.

От свободного времени​ Волков отказался, заменив его другими видами деятельности.

В бизнесе очень важны здравый смысл и практическая польза, в искусстве важен сам путь. Приобретение работ для меня — это не инвестиции в вещь, а коллекционирование впечатлений.

В юности я коллекционировал марки. Хорошо понимаю азарт, порожденный желанием собрать полную коллекцию, и стараюсь не попадать в эту ловушку. Коллекции, представляющие музейную ценность, обычно строятся по жесткому принципу: они собраны либо вокруг какого-то периода или группы художников, либо тематики, проходящей сквозь время. Не могу сказать, что собираю коллекцию в строгом смысле слова.

МишМаш, «Памятник Гагарину II»
© Георгий Кардава

Мне очень нравится московский концептуализм. Конечно, я люблю Илью Кабакова, но не меньше мне нравится Виктор Пивоваров, особенно серия «Философские тетради», которая напоминает мне о любимых философах.

У Пивоварова меня привлекает парадоксальность мышления. У него рисунок такой говорящий, текстовый, а иногда, наоборот, текст рисунковый. Он проявляет аккуратность в изображении идей.

В моей коллекции есть мраморная книга Айдан Салаховой и бетонная книга Артема Филатова. Люблю произведения, связанные с книгами.

Работы Андрея Бартенева и Вовы Перкина для меня как глоток беззаботности, дурачества. Они связаны с традицией скоморошничества, юродничества.

Вова Перкин, «Озабоченный тройник»
© Георгий Кардава

Если я захотел что-то сделать, с очень большой вероятностью я буду жертвовать чем-то, чтобы добиться этого. К примеру, спортсмены-бодибилдеры следуют строгой диете: сначала очень мало едят, потом очень много — для того, чтобы через 4–5 лет получить удовольствие высокого порядка.

Способность жертвовать днем сегодняшним отличает людей целеустремленных. Правда, с годами идти на жертвы становится сложнее. Ты привыкаешь к определенному уровню комфорта, и жертвы становятся более дорогими.

Мне комфортно здесь, дома, а надо быть там, где находятся ключевые ресурсы. Чтобы быть успешным, приходится проводить много времени в других офисах по всему миру, жить в гостиницах.

Мне нравится то, что можно жить не одной жизнью. Я бы не хотел быть намного успешнее в бизнесе, потеряв при этом что-то в философии или искусстве.

Есть актеры, которые играют злодеев, есть те, кто играет добряков, но хороший актер играет и тех и других одинаково хорошо. Это попытка создать гармонию между разными типами существования.

Последние 15 лет я занимаюсь аналитической философией.

Андрей Топунов, «Два тора» («Сфера»)
© Георгий Кардава

Можно работать бухгалтером из-за финансовых соображений или моделью из-за желания выйти замуж, но философом можно быть только из-за любви к философии. Нельзя заниматься философией так долго, если ты искренне не любишь то, что ты делаешь.

Я учился на философском факультете МГУ. Однажды из-за переговоров на работе пропустил две лекции Вадима Васильева, заведующего кафедрой истории зарубежной философии. На экзамене профессор мне это припомнил. Я сказал ему, что оставлял диктофон и все прослушал, и хотел бы начать с критики того, что он говорил на лекции. Я думаю, ему это понравилось. После сдачи зачета он спросил: «Дмитрий, а вы не хотите на кафедру ко мне пойти?» И я ответил: «Знаете, хочу». Под его руководством я писал кандидатскую и потом докторскую.

Мы хотим создать комьюнити людей, которые говорят на одном языке. Для этого мы организовали Московский центр исследования сознания, который занимается проблемами сознания, ментальной каузальности и других смежных проблем.

​Я писал работу по теории Даниэля Деннета, звезды современной философии, — его позиция казалась мне неправильной, и я решил его переубедить. Я поехал в Мексику на корабле, на котором он читал лекции. Это человек необыкновенно эрудированный, обладающий острым умом. Общение с ним — постоянный челлендж. Все три дня я чувствовал постоянное давление. Если играет радио, он знает, что это за произведение, когда оно написано. Позже я был инициатором приезда Деннета в Москву.

Юлия Застава, «Без названия»
© Георгий Кардава

Интеллект — это такая вещь, которая обладает специализацией. Вы можете быть исключительно умным человеком, но не уметь выбрать себе ботинки. Это совершенно нормально, ум не универсальный. К примеру, Даниэль Деннет — человек с широким умом. При этом, скажем, в бизнесе я чувствую себя гораздо комфортнее, чем он бы себя чувствовал.

Последнюю книгу я написал о проблеме свободы воли. Она состоит в соотношении двух идей: свободы выбора и законов физики. Вы думаете, что можете что-то определить, а на самом деле во время Большого взрыва законы физики определили все, что с вами будет случаться. Именно в этом и состоит философская проблема, когда вы сталкиваетесь с каким-то противоречием.

Мой отпуск — это смена занятий. Все предыдущие отпуска я проводил за занятиями философией, писал диссертацию. Сейчас у меня есть еще несколько писательских проектов, но свой будущий отпуск я хочу провести с дочерью Настей, обучая ее дайвингу.