Стиль
Впечатления Локарно-2025: спагетти-вестерн, боди-хоррор, Карабах и Газа
Впечатления

Локарно-2025: спагетти-вестерн, боди-хоррор, Карабах и Газа

Кадр из фильма «Орел или решка?»
Кадр из фильма «Орел или решка?»
Открылся 78-й кинофестиваль в Локарно — одна из главных площадок мирового авторского кино. С первого же дня фестиваль предлагает окунуться в атмосферу региональных конфликтов — подробнее рассказывает кинокритик Стас Тыркин

Фестиваль открылся весьма непривычным образом, с намеком на политическую актуальность — показом на огромной Пьяцце Гранде на, как говорят, самом большом экране в Европе скромного франко-армянского фильма «На земле Арто» (Le Pays d'Arto). Нет, главный герой здесь не театральный авангардист Антонен Арто, как может показаться на первый взгляд. Отнюдь: в центре фильма Тамары Степанян — француженка Селин (Камилль Коттен), приехавшая в Гюмри с целью получения документов покойного армянского мужа. Ее изумленными глазами европейский зритель наблюдает за жизнью в неведомой, хотя и возникающей в новостях стране, чьи жители с гордостью говорят, что родились «для крови и для войны».

Мужа Селин звали Арто, но, как выясняется на месте, такого человека не существовало. Покойный муж бросил в Армении невесту, но это было наименьшим его преступлением: на ранних стадиях войны в Нагорном Карабахе он стал дезертиром и предателем, позором армянского народа — неудивительно, что, бежав во Францию, он сменил фамилию. Пытаясь разобраться в хитросплетениях этой истории (в чем героине помогают отлично говорящие по-французски местные жители, а один пограничник даже исполняет для нее «Марсельезу»), Селин отправляется в Карабах (действие происходит несколько лет назад) — с риском для жизни, так как ее новая и весьма воинственная армянская подруга методом шантажа заставляет ее тайком вести в багажнике дроны. В Карабахе Селин встречает сумасшедшего в лице Дени Лавана — это играющее на дудке и говорящее на всех языках сразу оборванное существо окончательно уверяет ее и зрителей в безумии войны.

Кадр из фильма «На земле Арто»
Кадр из фильма «На земле Арто»

Палестинский (при содействии Германии, Франции и Катара) конкурсный фильм «С Хасаном в Газе» (With Hasan in Gaza) Камала Алджафари — это 106 минут несмотрибельных на экране любого размера любительских съемок в формате MiniDV образца 2001 года, фиксирующих детали проезда по городу Газа: война здесь не прекращается ни на минуту, но жизнь, тем не менее, как-то идет. Фестивальному зрителю предъявлен «несмонтированный» отчет о путешествии режиссера, находящегося в поисках своего друга по израильской тюрьме (в километровом текстовом постскриптуме перед титрами он называет Газу самой большой тюрьмой в мире). Ему помогает в этом гид Хасан, следы которого ныне потеряны.

Фильм, снятый в формате «случайно найденных материалов» (хотя бы видимость постпродакшна ему бы не помешала, но это явно не входило в концепцию режиссера), демонстрирует город, которого сейчас нет. На месте руин, снятых вкривь и вкось в одном тошнотворном режиме вертиго, сегодня другие руины. Стоит ли ностальгировать по этим руинам с таким исступлением? О том, чтобы руин вообще не было, понятно, даже мечтать нельзя, это что-то из области прекраснодушного и несбыточного в мире тотального хаоса, который, как может, воссоздает этот фильм.

Кадр из фильма «С Хасаном в Газе»
Кадр из фильма «С Хасаном в Газе»

В отсутствие большого количества важных премьер на Пьяцце Гранде в этом году непривычно много фильмов с Каннского фестиваля. В том числе ранее показанная в каннском «Особом взгляде» современная реинкарнация почтенного жанра спагетти-вестерна «Орел или решка?» (Testa o croce?) итальянских режиссеров Алессио Риго де Риги и Маттео Дзопписа, рассказывающая историю пребывания в Италии знаменитого ковбоя Баффоло Билла (Джон Си Райли).

Кинематограф еще не изобретен, и этот мюнхгаузен дает театрально-цирковые представления, рассказывая о своих подвигах европублике, охочей до приключений на американском континенте. Но местный скотовод Сантино (Алессандро Борги) побивает Билла в ковбойской ловкости на его же родео (это единственный реальный факт в истории, завершающейся во вполне себе сюрреальном стиле). А после сбегает с жаждущей эмансипации трофейной женой местного жестокого землевладельца (Надя Терешкевич), которого он в порыве праведного гнева пристрелил. Баффоло Билл, отринув всякое благородство, становится охотником за его головой за щедрое вознаграждение.

Кадр из фильма «Орел или решка?»
Кадр из фильма «Орел или решка?»

Фантасмагория финала, в котором от итальянского ковбоя остается одна только его не очень умная, но красивая и продолжающая болтать голова, напоминает о первой работе режиссерского дуэта — ставшей культовой в узких кругах «Сказке о Короле-крабе». Хорошо, что текущие феминистские веяния, сильно ощутимые в этом фильме, не смогли скомпрометировать свойственной ему, дуэту, оригинальности.

Кадр из фильма «Простая случайность»
Кадр из фильма «Простая случайность»

Также в числе гастролирующих в Локарно каннских фильмов — удостоенная «Золотой пальмовой ветви» в этом году «Простая случайность» (Un simple accident) Джафара Панахи, в копилке призов которого есть и местный «Золотой леопард». Получилась трагикомедия абсурда о палачах и жертвах и своеобразной предопределенности судеб и тех, и других. Фильм, снятый в Иране нелегально и один из лучших у Панахи, будем надеяться, осенью выйдет в российский прокат.

Кадр из фильма «Одно целое»
Кадр из фильма «Одно целое»

Еще один фильм, демонстрируемый под звездным швейцарским небом, «Одно целое» (Together) Майкла Шэнкса, имевший большой успех на фестивале «Сандэнс», в отечественный прокат уже вышел. Этот триумф широко распространенного ныне жанра боди-хоррора — буквальная иллюстрация банальной метафоры о слиянии душ и тел до состояния «одного целого», которое, как говорят, переживает любая по-настоящему влюбленная пара. В фильме оно показано с тошнотворной наглядностью — именно в режиме боди-хоррора: ничего смахивающего на эротику в этом слиянии и близко нет. 

Авторы
Теги
Стас Тыркин