Стиль
Впечатления Локарно-2025: обманчивая простота и нарочитая вульгарность
Впечатления

Локарно-2025: обманчивая простота и нарочитая вульгарность

Кадр из фильма «Два сезона, два незнакомца»
Кадр из фильма «Два сезона, два незнакомца»
Конкурсная программа фестиваля сочетает в себе эстетические провокации, нежную поэзию и нечитаемые авторские послания. Подробнее рассказывает кинокритик Стас Тыркин

Среди разных форматов и форм неумеренного кинематографического самовыражения, представленного в этом году в Локарно, швейцарское «Озеро» (Le Lac) Фабриса Араньо занимает нишу «поэтического визионерства», что неудивительно: на протяжении 20 лет автор был близким сотрудником Жан-Люка Годара. В произведении, которое следует за немолодой парой, пустившейся на паруснике в регату по Женевскому озеру, нет сюжета. Есть контраст обыденного и высокого. Есть набор живописных дневных и не подсвеченных ночных видов — в основном водной глади, снятой во всех режимах, от рассвета до заката, от прозрачно-серого до багрово-золотого. Есть чувственные кадры объятий и морских капель на коже и вообще земной жизни, увиденной проездом с воды. Есть отражающееся в воде небо с облаками и без облаков и философическая приподнятость размышлений о красе и бренности бытия. Течение «водички», как называл воду Бродский, не может не натолкнуть на размышления о течении времени. «У времени нет берегов, — ненадолго прервав поток визуальной образности, сообщает режиссер титром. — Оно течет, и мы проходим через него». Глубоко, почти как Женевское озеро.

Кадр из фильма «Озеро»
Кадр из фильма «Озеро»

Локарно-2025: перестрелки в бассейне и горизонтальные танцы в пустыне

Рядом с подобной возвышенностью — нарочитая вульгарность, традиционно закрепленная за балканским и румынским регионами. Снятый в Румынии конкурсный фильм «Сестра-монашка» (Sorella di Clausura) сербки Иваны Младенович заинтересованно наблюдает за всеми стадиями помешательства румынской женщины по имени Стела (с одной «л»), с детства влюбленной в пожилого сербского эстрадного исполнителя Бобана, которому, ясное дело, с высокой колокольни наплевать на чувства его «поклонницы № 1». Еще бы: в числе поклонников Бобана, как он утверждает, сам Джонни Депп. Но когда фанатка проклянет Бобана, это неожиданно возымеет действие: его протеже Вера Поп предложит Стеле написать про него книгу.

Фильм держится на нахальном, рваном, циничном стиле Младенович, заигрывающей с кичем и кэмпом (в одном эпизоде голая Стела трется о ростовой постер Бобана и удовлетворяет себя тапком). Он в полной мере отражает и балканское безумие, и румынский педантизм, но, к сожалению, его не хватает надолго. Режиссеру неплохо бы занять у своей героини целеустремленности: во второй части фильма она сдувается — когда Стеле удается-таки оказаться рядом с ее ненаглядным Бобаном, ей просто нечего ему сказать.

Кадр из фильма «Сестра-монашка»
Кадр из фильма «Сестра-монашка»

Локарно-2025: как искусственный интеллект стал новым Дракулой

Еще один сербский автор Дане Комлиен разразился параболой «Линии желания» (Linije želje) о молодом жителе Белграда, поначалу крайне озабоченном увлечением своего брата практикой экстремального садомазохизма. Неисповедимые пути направили его в противоположную сторону — в коммуну людей, разговаривающих с грибами и исповедующих натуристскую философию. В финале, когда герой сам начинает превращаться в растение, оказывается, что два описываемых в картине экстрима в какой-то точке сходятся, но разбираться в нюансах этой абстракции оставим тех, кто когда-то причислил автора к самым перспективным художникам «нулевых».

Кадр из фильма «Линии желания»
Кадр из фильма «Линии желания»

Грузинский конкурсный фильм «Сухой лист» (Dry Leaf) Александра Коберидзе медитирует на предмет присутствия и исчезновения, видимого и невидимого. Некий Ираклий ищет свою исчезнувшую дочь, которая как фотограф отправилась снимать футбольные поля в отдаленных грузинских селах. В этих поисках его сопровождает журналист, пишущий про эти знаменитые поля, Левани, удивительный невидимый персонаж (кто еще будет писать про футбольные поля?).

Режиссер честно предупреждает закадровым голосом, что в этом фильме он не единственный персонаж, которого не видно. Но может быть Ираклий сошел с ума и беседует с воздухом, а не с невидимыми жителями грузинских деревень? Именно так покажется человеку, пропустившему всего одну закадровую ремарку. Но и некоторых других существующих видимых персонажей режиссер показывает так, будто они невидимые. В самой миссии Ираклия, в его привязанности к дороге, в его интересе к тому, что он встретит «на местах», есть что-то вполне себе донкихотское. Исчезновение дочери, как выяснится в финале, до которого дотерпит даже не каждый фестивальный профи, связано с исчезновением дорогих его сердцу мест. Исчезновение — ответ на насильственное разрушение.

До финала дотерпит даже не каждый фестивальный профи.

Сама художественная манера этого фильма, снятого в теплых, перенасыщенных тонах и имеющего качество полустертой кассеты VHS, точно передает характер утекающей, разваливающейся, исчезающей грузинской (и не только) реальности — ей лишь повредит современное высокоточное изображение. Предыдущий фильм режиссера, «Что мы видим, когда смотрим на небо?», участвовал в конкурсе Берлинале в 2021 году, при прежнем руководстве, еще допускавшем подобные нетривиальные выходки. Новый — один из самых нетривиальных, показанных в Локарно, столице непроходимого «артхауса». На него он и похож, и не похож, ибо при всей своей меланхоличной созерцательности полон добросердечия и жизни в виде цветущей растительности и многочисленных симпатичных собак, лошадей, коров, осликов и свиней, пасущихся на экс-футбольных полях.

Ко всем им и Ираклий, и режиссер относятся с крайней доброжелательностью, весьма несвойственной другим «радикальным» авторам. Иногда кадр напоминает работы импрессионистов или наивных художников, но, приближаясь к трехчасовой отметке, и без того размытое изображение превращает грузинскую витальность почти в абстракцию. Снимая нечеловечески длинный, на третьем часу уже прокручивающийся вхолостую фильм, Коберидзе, возможно, добивается от своего зрителя того самого трюка с исчезновением, который совершила его так и не появившаяся на экране героиня.

Кадр из фильма «Сухой лист»
Кадр из фильма «Сухой лист»

Локарно-2025: объединение двух Корей и мир, в котором нет взрослых

Во втором по значению конкурсе Cineasti del Presente («Кинематографисты современности») показали франко-вьетнамскую вещь под названием «Волосы, бумага, вода…» (Tóc, giấy và nước... /Hair, Paper, Water...) Николя Гро и Чыонг Минь Куя, чей фильм «Вьет и Нам» участвовал в прошлом году в каннском «Особом взгляде». Героиня этой свободной, экспериментальной «документальной формы» — пожилая вьетнамская крестьянка, родившаяся в пещере и прожившая всю жизнь в деревне, собирая в лесу целебные травы и отращивая волосы на продажу. Впервые в жизни она оказывается в Сайгоне с целью помочь внучке, родившей правнука.

Полюбовавшись тамошними пробками и районами многоэтажных домов, бабушка решает поскорее вернуться к себе в сердце тьмы, где у нее полно других внуков, мечтающих, наоборот, выбраться в люди. Чтобы они не теряли связи с уходящей реальностью, бабушка попутно дает им и всем зрителям уроки своего исчезающего наречия, Rục. В финале старушка приплывает на лодке к своей пещере и, поддавшись ностальгии, рассказывает внуку о том, как родилась недоношенной, и ее нежная мать собиралась зарыть ее живой, но, к счастью, в дело вмешалось божественное провидение.

Кадр из фильма «Волосы, бумага, вода…»
Кадр из фильма «Волосы, бумага, вода…»

Японский конкурсный фильм «Два сезона, два незнакомца» (Tabi to Hibi / Two Seasons, Two Strangers) Сё Миякэ — произведение изысканной и обманчивой простоты, ненатужной и неназойливой поэтичности, как это бывает у лучших японских авторов. Героиня — сценаристка, и первую, летнюю, половину этого фильма мы следим за тем, как на экране оживают фрагменты сценария, который она сочиняет. Он о знакомстве нелюдимого парня с девушкой и об их последующем купании в штормовом море. Вторую, зимнюю, часть составляет отчет о поездке упомянутой сценаристки зимой в горы, где она оказывается в обществе не менее нелюдимого владельца гостевого дома. С ним девушка совершает кражу карпа ценой в миллион йен из принадлежащего его бывшей жене пруда. Карпов выращивают для орнаментальных целей, не для утоления голода — так же и этот фильм создан не для «употребления», он позволяет только отстраненно собой любоваться.

Кадр из фильма «Два сезона, два незнакомца»
Кадр из фильма «Два сезона, два незнакомца»

Две его части не впрямую отражают друг друга: он и она встречаются в путешествии и проводят вместе несколько дней. Вторая новелла — то, что может вдохновить сценаристку на написание следующего сценария, повод для сочинения нового фильма, который мы не увидим; первая — результат какого-то опыта, который тоже остался за кадром. Фильм, легкими касаниями набрасывающий картину «творческого процесса», полон поэзии мимолетных бытовых проявлений и тактильной прелести жизни. «Я хотела быстро записать фрагмент сна, — говорит сценаристка за кадром. — Но вода, которой я умывалась, оказалась настолько холодной, что я все забыла». 

Авторы
Теги
Стас Тыркин