Стиль
Впечатления «Венеция-2023»: Джессика Честейн, тотальный абьюз и будущий «Оскар»
Стиль
Впечатления «Венеция-2023»: Джессика Честейн, тотальный абьюз и будущий «Оскар»
Впечатления

«Венеция-2023»: Джессика Честейн, тотальный абьюз и будущий «Оскар»

Кадр из фильма «Память»

Кадр из фильма «Память»

О последних конкурсных фильмах, показанных на 80-м Венецианском кинофестивале, рассказывает Стас Тыркин

«Холли» Фьен Трош

Конкурс продолжился бельгийской драмой «Холли» (Holly) Фьен Трош, главная героиня которой обладает способностью утешать, духовно и физически помогать тем, кто в этом нуждается. А таких в любом месте всегда много. Но кто поможет самой девушке, предчувствовавшей ужасный пожар в школе и гибель детей? Даже с таким говорящим именем ее принадлежность к ордену святых или, наоборот, ведьм отнюдь не подтверждена, и хотя люди становятся к ней в очередь за помощью, иногда она сама в ней нуждается. А может быть, она принадлежит к той породе людей, кто может помогать только другим, но не себе? Ряд вопросов, который ставит режиссер, заставляет этот фильм подняться над своим сюжетом, наполняет его настоящим драматизмом и напряжением.

Кадр из фильма «Холли»

Кадр из фильма «Холли»

«Любо» Джорджо Диритти

«Любо» (Lubo), трехчасовое полотно Джорджо Диритти, посвящено обличению порочной практики передачи детей в другие семьи при живых родителях. Франц Роговски играет представителя кочующей народности ениш (их также называют «белыми цыганами») по имени Любо, которого в начале Второй мировой призывает в армию швейцарское государство (оказывается, было и такое). Воспользовавшись отлучкой, это же государство отбирает у Любо детей: дескать, такой народ хорошо воспитать детей не сможет и вообще швейцарскому государству виднее, как их надо воспитывать (эта порочная практика прекратилась лишь в 1970-е годы).

Разумеется, в финале выяснится, что в государственной организации, распределявшей детей по более надежным семьям, всем заправляло педофильское лобби, но хэппи-эндом такой финал точно не назовешь. Одиссея поиска отобранных детей приведет Любо к дезертирству, убийству, несметному обогащению, но не вернет ему детей и окончательно его разрушит.

Кадр из фильма «Любо»

Кадр из фильма «Любо»

«Несезон» Стефана Бризе

Один из лучших французских режиссеров Стефан Бризе показал в завершение конкурса более классический вариант мелодрамы. Его «Несезон» (Hors-saison) — тоже маленькая история на двоих. Он (Гийем Кане) — известный актер за гранью творческого выгорания, отправляющийся в несезон поправлять душевное здоровье в шикарный спа где-то на нормандском побережье. Она (Альба Рорвахер) отдала всю себя мужу и семье, добровольно закопав себя в провинции. Когда-то у них был роман, сейчас они случайно встретились снова, чтобы заново пережить счастливые минуты все еще живой любви и ужасные минуты расставания.

Оба актера идеально выбраны на свои роли и невероятно подходят друг другу: легко поверить в то, что это могла бы быть счастливая пара, но увы. Прекрасная картина о трагической сути любви заставляет вспомнить слова Оскара Уайльда: «Тем, кто верен в любви, доступна лишь ее банальная сущность. Трагедию же любви познают лишь те, кто изменяет».

Кадр из фильма «Несезон»

Кадр из фильма «Несезон»

«Память» Мишеля Франко

«Память» (Memory) — наиболее мягкий и нежный фильм Мишеля Франко последнего времени (его блестящая антиутопия «Новый порядок» была удостоена венецианского Гран-при три года назад). Это великолепно разыгранная и нюансированная история любви между двумя глубоко травмированными людьми: он (Питер Сарсгаард) страдает блуждающей деменцией и почти ничего не помнит, с ней (Джессика Честейн) память тоже играет злые шутки: в детстве ее сексуально харассили отец и старшие школьники, и этот опыт определил ее последующий алкоголизм и непростую личную жизнь.

Любовная история теперь выглядит так: ей кажется, что он ее абьюзил, когда ей было 12, но «память» ее подвела, а значит, несмотря на его деменцию, отношения все же возможны. Но что, если против этих отношений выступают семьи протагонистов, как и все семьи, заинтересованные в сохранении статуса кво?

Джессика Честейн, продемонстрировавшая актерскую смелость и филигранную психологическую тонкость, вместе с Эммой Стоун становятся главными кандидатками на венецианский приз за лучшую женскую роль — и дальше на «Оскара». Причем у Честейн, учитывая тематику фильма, шансов намного больше.

Картина Франко, показанная в конкурсе самой последней, снискала самые долгую овацию на этом фестивале (восемь минут), во время которых Честейн, Сарсгаард и его жена Мэгги Джилленхол исправно обливались слезами.

«В ожидании ночи» Селин Рузе

Еще один французский фильм, «В ожидании ночи» (Еn attendant la nuit) Селин Рузе, показанный в конкурсе «Орризонти», поворачивает неожиданно популярную на фестивале вампирскую тему другой стороной. Парень по красивому имени Филимон в младенчестве кусал до крови материнскую грудь. Прошло полтора десятка лет, и вот уже мама ворует для Филимона донорскую кровь, потому что без нее ему делается нехорошо, и он весь начинает чесаться. Но нет ничего лучше живого человеческого общения, тем более что Филимон нашел себе жертву для первой любви.

Кадр из фильма «В ожидании ночи»

Кадр из фильма «В ожидании ночи»

«Неделя критики»

Программа «Неделя критики» закрылась тоже французской вещью: «Паразит» (Vermin) Себастьена Ваничека, в отличие от «Паразитов» Пон Джун-Хо, не обличает социальное расслоение в обществе, и если и имеет какое-то общественно-политическое значение, то только в качестве профилактики арахнофобии (боязни пауков), ведь бояться нужно не насекомых, а людей — в том числе тех, кто, как главный герой, разводит их с непонятными целями, но с предсказуемыми последствиями.