Стиль
Впечатления «Венеция-2023»: раздача львов несчастным созданиям
Стиль
Впечатления «Венеция-2023»: раздача львов несчастным созданиям
Впечатления

«Венеция-2023»: раздача львов несчастным созданиям

Кадр из фильма «Несчастные создания»

Кадр из фильма «Несчастные создания»

80-й Венецианский кинофестиваль наградил своих лауреатов. Совпал ли выбор жюри с оценками критиков и насколько справедливым он оказался, рассказывает Стас Тыркин

Программа «Венеции-2023» была настолько разнообразной, что, с одной стороны, было трудно предсказать, куда качнется маятник выбора членов жюри. Этот выбор на больших фестивалях в последние годы, чего уж скрывать, часто определяется не столько качеством фильма, сколько политкорректностью и половой принадлежностью режиссера. В качестве примеров можно привести последних победительниц Каннского фестиваля — Жюлию Дюкурно («Титан») и Жюстин Трие («Анатомия падения») с фильмами, сильно недотягивающими до уровня тех, кому раньше доставалась «Золотая пальмовая ветвь». Да и венецианская победа не ставшего событием фильма «Событие» еще одной француженки Одри Диван в свое время, по слухам, сильно удивила даже самих отборщиков.

С другой стороны, всегда хочется надеяться на лучшее — на то, что на хорошем и очень важном фестивале наконец возобладает искусство, а не следование политическим протоколам. При этом ясно, что искусство существует не в безвоздушном пространстве, а в определенном политическом и социальном контексте, его во много определяющем.

«Золотой лев»: «Несчастные создания» Йоргоса Лантимоса

Самым сильным в конкурсной программе этого года был фильм Йоргоса Лантимоса «Несчастные создания» (Poor Things) — кислотно-викторианская абсурдистская фантасмагория, в которой, как в кривом зеркале, преломляются многие животрепещущие темы сегодняшнего дня, в том числе тема женской эмансипации и «феминистский» вопрос. Но нас уже отучили от того, что побеждают лучшие и сильнейшие.

Жюри Дэмьена Шазелла не постеснялось наградить лучших, по большинству пунктов совпав с мнением критиков, в опросах которых лидировали именно награжденные фильмы (а это случается крайне редко), и проигнорировав почти весь Голливуд, в ассортименте представленный в главном конкурсе. В том числе публицистическую работу Авы ДюВерней «Происхождение» (Origin), хотя первая афро-американская женщина-режиссер, приглашенная в основной конкурс за все время существования старейшего в мире кинофестиваля, делала на этом обстоятельстве особый упор.

«Венеция-2023»: долгожданный расцвет Эммы Стоун и не такой душный Уэс Андерсон

Гран-при жюри: «Зла не существует» Рюсукэ Хамагути

«Золотой лев» ушел к заслужившему его Лантимосу, а второй по значению приз, Гран-при жюри, достался Рюсукэ Хамагути, чей новый фильм «Зла не существует» (Aku wa sonzai shinai) сначала кажется видеоинсталляцией о противостоянии города и деревни, но к финалу оборачивается мощным и амбивалентным посланием на сверхважную сегодня экологическую тему. Как рассказал директор фестиваля Альберто Барбера, скромнейший Хамагути, только что выигравший «Оскара» за «Сядь за руль моей машины», отправил свой новый фильм на общий ящик фестиваля, где тот рисковал потеряться в ряду тысяч других соискателей, а не предложил его через продюсеров или агентов, как это обычно бывает. Скромность иногда вознаграждается. Как и прекрасные человеческие поступки, которыми иногда оборачивается отличное кино.

Кадр из фильма «Зла не существует»

Кадр из фильма «Зла не существует»

«Венеция-2023»: мутный Элвис и ирония судьбы Вуди Аллена

Приз за лучшую режиссуру: «Я — капитан» Маттео Гарроне

Призом за лучшую режиссуру справедливо наградили итальянца Маттео Гарроне за фильм «Я — капитан» (Io capitano) о двух сенегальских подростках, претерпевающих нечеловеческие мучения на пути в Европу. Главный герой фильма, 17-летний Сейду Сарр, несущий на своих плечах весь эмоциональный груз этой картины, был удостоен приза имени Марчелло Мастроянни, традиционно вручаемого молодому актеру или актрисе. Парень, которого вместе с исполнителем второплановой роли Мустафой Фаллом Гарроне привез в Италию и поселил у своей мамы, на церемонии в Палаццо дель Чинема, конечно, рыдал от счастья и благодарил жюри на уже неплохом итальянском языке: он мечтает стать профессиональным актером, а весь гонорар за фильм отдал своей сенегальской маме.

Кадр из фильма «Я — капитан»

Кадр из фильма «Я — капитан»

Кубок Вольпи за женскую роль: Кейли Спейни («Присцилла»)

Кубок Вольпи за женскую роль попал в руки актрисы Кейли Спейни, безукоризненно сыгравшей Присциллу Пресли в рассказанной Софией Копполой истории обретения самосознания молодой женщиной, которой не очень нравилось ждать мужа с работы (даже если этот муж — Элвис Пресли).

Кадр из фильма «Присцилла»

Кадр из фильма «Присцилла»

Как закрылся Венецианский кинофестиваль: фото с красной дорожки

Кубок Вольпи за лучшую мужскую роль: Питер Сарсгаард («Память»)

Кубок за лучшую мужскую роль опять-таки справедливо вручили Питеру Сарсгаарду за главную роль в картине мексиканца Мишеля Франко «Память» (Memory), где он великолепно вошел в образ человека, больного ранней деменцией. Подобные роли, вообще говоря, невероятно выигрышны для актеров — достаточно вспомнить триумф Энтони Хопкинса в картине «Отец». Но очень хороший и до сих пор мало премированный актер Сарсгаард действительно играет очень тонко и точно, почти невидимо: вместе с Джессикой Честейн, исполнившей в этой картине главную женскую роль, они стали одной из самых неожиданных и трогательных пар в кино последнего времени.

Кадр из фильма «Память»

Кадр из фильма «Память»

Спецприз жюри: «Зеленая граница» Агнешки Холланд

Спецприз жюри отошел фильму «Зеленая граница» (Zielona granica) маститого польского режиссера Агнешки Холланд. Во время фестиваля разгорелся большой скандал: министр юстиции Польши обвинил режиссера в очернении страны и сравнил с Геббельсом — все потому, что Холланд рискнула сказать правду о мигрантском кризисе на границе Польши и Белоруссии. Поэтому трудно переоценить значение этого приза для Холланд, очевидно старавшейся предъявить в своем фильме объективную и художественно состоятельную картину происходящего.

Кадр из фильма «Зеленая граница»

Кадр из фильма «Зеленая граница»

«Серебряный лев»: «Граф» Пабло Ларрейна

«Серебряного льва» за лучший сценарий отдали действительно отлично придуманной гротесковой фантасмагории (еще одной!) Пабло Ларрейна «Граф» («El Conde»), в котором чилийский диктатор Аугусто Пиночет выступает в роли жестокого и неугомонного вампира.

Кадр из фильма «Граф»

Кадр из фильма «Граф»

«Венеция-2023»: Люк Бессон, Феррари и Пиночет в виде графа Дракулы

Конкурс «Горизонты»: «Рай в огне» Мики Густафсон и «Объяснение всего» Габора Рейса

Во втором по значению конкурсе «Горизонты» приз за лучшую режиссуру достался шведке Мике Густафсон за ее «Рай в огне» (Paradise is Burning) — режиссеру удалось воссоздать бурный поток детско-подростковой энергии в еще одном повествовании о неприкаянной юности, оставленной без родительской опеки и до поры, до времени не очень переживающей по этому поводу.

Победителем конкурса «Горизонты» стала венгерская картина «Объяснение всего» (Explanation for Everything) Габора Рейса, не попавшая в основной конкурс только по причине его перегруженности. Это большое и важное социально-метафорическое кино, как капля воды отражающее ситуацию в стране, ставшей белой вороной Евросоюза.

Сюжет отталкивается от малозначительной, казалось бы, детали: школьник Абель проваливается на экзамене по истории, но его неуспех становится достоянием широкой общественности благодаря обращенному к нему вопросу «либерала»-учителя: зачем он надел на экзамен значок с национальным флагом?

Расколотому надвое обществу много не нужно: и вот уже отец Абеля и его учитель заходятся во взаимно-ненавистническом угаре. А школьнику, которому в равной степени наплевать на все вопросы исторического экзамена, будь то подвиги Юлия Цезаря или индустриальная революция, бежит от всего этого куда глаза глядят. Хорошо, что поблизости есть озеро Балатон.