«Можно ли вообще выжить?» Владельцы салонов красоты — о новых условиях работы
![Владельцы салонов красоты — о новых условиях работы](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/1/32/755923007436321.jpg)
![Владельцы салонов красоты — о новых условиях работы](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/7/53/755922989117537.jpg)
Александр Рымкевич,
совладелец сети барбершопов Mr. Right и салонов красоты Mrs. Right
Долгие месяцы самоизоляции мы буквально спасали бизнес: вели переговоры с арендодателями о каникулах или хотя бы о снижении арендных ставок (спасибо им, все вошли в наше положение), пытались сохранить позитивный настрой у сотрудников, занимались оформлением заявок на кредиты, которые государство предложило малому бизнесу на покрытие минимальной заработной платы. Ну и, конечно, думали, как нам жить и работать дальше. После того как государство разрешило нам работать — лучше не стало. Салонам разрешили открыться со множеством ограничений, при соблюдении которых мы можем обслуживать примерно на 35% меньше клиентов. Это очень ощутимая потеря. А если добавить к этому выросшие цены на косметическую продукцию, а также дополнительные расходы на дезинфекцию, одноразовые средства защиты, тесты сотрудников на COVID, то радость от открытия салонов сменяется беспокойством — а можно ли вообще выжить в таких условиях?
Если говорить о рекомендациях Роспотребнадзора, то следовать им несложно, хотя это требует дополнительных затрат. Мы и раньше маниакально все дезинфицировали и наливали напитки только в одноразовые стаканчики (а сегодня и этого нельзя), но есть требования, которые понять трудно. Почему зашедший с улицы клиент не может сесть к свободному мастеру и обязан записаться заранее? Он уже зашел в салон и стоит перед администратором и объяснение, что он должен выйти на улицу и сначала записаться на сайте, звучит несколько по-кафкиански.
![Барбершоп Mr. Right](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/2/88/755922989844882.jpg)
Сейчас запись полная. Мы сами в течение всего срока карантина не стриглись и отказывали всем, кто обращался к нам через соцсети с просьбой прислать мастера на дом. Так что можно понять счастье клиентов, которые наконец-то привели себя в порядок. Пожалуй, мы никогда раньше не получали такой мощный отклик в соцсетях от благодарных клиентов. Что будет дальше? Все будет зависеть от динамики развития эпидемии и адекватности или неадекватности мер, применяемых государством к нашему бизнесу в этой ситуации.
![Владельцы салонов красоты — о новых условиях работы](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/9/92/755922989194929.jpg)
Юлия Шумакова,
генеральный директор сети центров красоты «Белый Сад»
Во время «карантина» мы наконец-то открыли свой интернет-магазин. Чтобы поддержать клиентов и подписчиков, регулярно публиковали в инстаграме полезные мастер-классы и лайфхаки для домашнего ухода за лицом, телом, волосами. Отдельное спасибо нашим мастерам, которые на дому снимали свои обучающие видео. Несмотря на то что в период самоизоляции мы не предоставляли «выездное обслуживание», наши администраторы были на связи каждый день и в случае необходимости связывали клиентов с косметологами, стилистами и другими мастерами для онлайн-консультаций. И, конечно, хочется поблагодарить всех клиентов, которые откликнулись и в сложное для нас время внесли онлайн-депозиты. Мы открыто рассказали о сложной финансовой ситуации и предложили всем желающим пополнить свой депозит «на будущее», чтобы воспользоваться услугами после возобновления работы салонов. При этом «карантинные депозиты» сопровождались бонусами в виде пакета услуг в подарок. Благодаря этим депозитам мы имели возможность выплачивать всем сотрудникам зарплату во время самоизоляции.
Сейчас мы открылись и работаем, соблюдая все требования Роспотребнадзора. Это осложняет рабочий процесс, мастерам и клиентам физически неудобно и некомфортно в СИЗ, но все относятся к этому с пониманием, ведь речь идет о безопасности и сохранении здоровья как своего, так и клиента. Это наша общая ответственность.
![Центр красоты «Белый Сад»](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/6/10/755922989899106.jpg)
Мы, кстати, решили сделать спецпредложение для клиентов нашего салона в отеле «Метрополь» — выездное обслуживание по обычному прайсу без каких-либо наценок. По понятным причинам гостиницы Москвы сейчас не переполнены, а значит, и мастера салона в отеле не загружены. Поэтому мы с радостью готовы приехать к клиентам в удобное время, чтобы оказать необходимые услуги. Им приходилось несколько раз перезаписываться, пока мы ждали отмены ограничительных мер. Поэтому к моменту открытия салонов у нас уже была сформирована запись как минимум на неделю. Мне очень хочется верить, что эпидемиологическая ситуация окончательно улучшится и мы скоро вернемся к обычной жизни.
![Владельцы салонов красоты — о новых условиях работы](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/0/27/755922989319270.jpg)
Юлия Фиш,
основательница «Профиль Professional Club»
Время самоизоляции мы пережили вполне себе продуктивно. Сначала, конечно, был шок, удивление и растерянность, ведь долгие годы у нас был единственный выходной день в году — 1 января. Но мы быстро взяли себя в руки и адаптировались к новой реальности. За два с половиной месяца освоили массу нового: усовершенствовали внутренние системы учета, стали осваивать рынок цифровых продаж, создали несколько новых интересных продуктов. Посмотрели на привычные истории в новом ракурсе и наметили планы на будущее — в общем, было скорее интересно, чем грустно. Кроме того, все это время наш магазин и кафе работали на доставку. Так что работы хватало.
В послекарантинной реальности изменились прежде всего люди. Мир остался пока на месте — абсолютно прежний вопреки ожиданиям многих, но вот люди другие. Более спокойные, доброжелательные и благодарные. Немного расстроенные и требующие заботы. Но — это ровно наша специализация, мы знаем, как с этим работать!
Запись довольно плотная. Во время карантина мы старались поддерживать клиентов: организовывали онлайн-консультации наших специалистов, отправляли домой индивидуальные наборы косметики, всегда были на связи. Но вернуться в салон, в профессиональную среду — это совсем другое. Обеспечить себе салонное качество дома, конечно, невозможно. Поэтому — да, все рады, для всех это один из важных элементов возвращения в прежнюю комфортную и размеренную жизнь. Что будет дальше? Все зависит от эпидемиологической ситуации. Если заболеваемость пойдет на спад, то будет все хорошо. Если нет, то об этом даже не хочется сейчас думать.
![Салон красоты «Профиль Professional Club»](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/1/01/755922989946011.jpg)
![Владельцы салонов красоты — о новых условиях работы](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/1/77/755922989392771.jpg)
Ираклий Кандария,
PR-специалист, салоны Mayfair
Нам пришлось временно закрыть оба салона. А это было особенно грустно в отношении нового салона на Новолесной улице, который запустился всего за пару месяцев до локдауна. Всех сотрудников отправили во временный отпуск с сохранением минимальных окладов. Спасибо арендодателю, который вошел в наше положение и снизил аренду на период простоя. За время локдауна занялись анализом нашей деятельности, убрали процедуры, которые были слабо востребованы, и распрощались с брендами, чья продукция застоялась на полках.
Я склонен рассматривать сегодняшнюю реальность как способ обновить рабочие процессы. Привлечь и удержать гостей можно только эмоциональной привязанностью и качественными услугами. В первый же день работы телефон у администратора звонил практически непрерывно, онлайн-запись тоже не отставала. Увидев работающий салон, заходили и новые гости «с улицы». Чувствуется, что потребность в бьюти-услугах значительно выросла. Это касается и мужчин, и женщин. Если раньше девушка могла прийти только на стрижку и окрашивание, сегодня к этому добавляются брови и ногтевой сервис, и массаж, и уход за лицом. Парни, кроме стрижки, стали чаще заказывать бритье и мужской уход за лицом. К тому же летом у всех более востребован педикюр. Постепенное возвращение привычной офлайн-работы и офлайн-встреч тоже способствует востребованности услуг мейкапа и укладки. Из минусов могу назвать возвращение полноценной арендной платы.
![Салон красоты Mayfair](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/9/20/755922990001209.jpg)
Все основные рекомендации Роспотребназдора стараемся максимально соблюдать. Нам повезло, что концепция Mayfair изначально предполагала обслуживание каждого гостя в индивидуальном кабинете. Что касается дезинфекции помещения, обеззараживатели воздуха у нас тоже всегда работали в каждом кабинете и в общей welcome-зоне. Клиенты реагируют на открытие салонов с большим энтузиазмом — запись очень плотная и окон практически нет. Вечера и выходные забиты полностью. Теперь гости более лояльны к тому, что необходимо бывает подстроить личные планы под расписание мастера. В ближайшее время я предвижу подъем сферы бьюти-услуг: люди устали сидеть взаперти и онлайн. После карантина им хочется выглядеть хорошо и даже лучше прежнего. Интенсивность реального общения и ночной жизни возрастет, значит, вырастет и спрос на бьюти-услуги. К тому же долгожданное лето пришло и многим хочется обновления перед отпуском.
![Владельцы салонов красоты — о новых условиях работы](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/3/87/755922989524873.jpg)
Мария Гинзбург,
соучредитель сети салонов Wax&Go
Во время самоизоляции мы сконцентрировались на внутренних процессах в компании. Выстроили коммуникацию отделов, перешли на новую программу, запустили интернет-магазин, привезли новые продукты, изучили новые техники и провели тренинги мастерам, записали много обучающего материала. Сделали все то, на что обычно не хватает времени... В новой послекарантинной реальности живется по-новому. Мы не знаем, что будет завтра, будет ли вторая волна, закроют ли нас вновь в июле и т.д., соответственно, планировать стало очень сложно. За время карантина люди поняли, что можно жить и не тратить деньги на ерунду, а только на самое необходимое, то есть потребление стало более осознанным. Думаю, что этот тренд сохранится и клиенты будут выбирать те товары и услуги, которые им действительно необходимы. Соответственно, нам придется больше работать, лучше понимать клиентов и предлагать то, что им нужно. Рекомендациям Роспотребнадзора следовать несложно, но затратно и они очень ограничивают клиентский поток. И нужно понимать, что за это должен кто-то платить. Либо клиент, либо бизнес. Плохо также то, что мы не можем оказывать привычный сервис. У нас в салонах был бесплатный бар с различными чаями, кофе, лимонадами, фруктами, конфетами и мармеладом. Все это пришлось убрать.
![Салон красоты Wax&Go](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/9/61/755923234697619.jpg)
Когда мы открылись, клиенты были счастливы: полная запись на пару недель вперед. Понятно, что все устали сидеть дома и при первой возможности вырвались приводить себя в порядок. Но мы считаем, что этот ажиотаж спадет в течение двух-трех недель. А вот как будет дальше, никто не знает. Мы понимаем, что сегмент luxury не пострадал, а вот сегмент, который приближается к premium, стал зарабатывать меньше. Мы построили свой бюджет из расчета -30% к прошлому году и считаем, что это падение будем отыгрывать следующие пару лет.
![Владельцы салонов красоты — о новых условиях работы](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/1/11/755922989605111.jpg)
Ксения Шипилова,
основательница Aesthetiks Beauty Group и сети салонов Keep Looking
В 2018 и 2019 годах параллельно с салонами мы запустили еще два направления бизнеса — интернет-магазин Keep Looking и компанию Aesthetiks Beauty Group, которая занимается производством и дистрибуцией косметики. Это очень помогло нам на карантине: мы не сократили штат и смогли покрыть затраты на зарплату сотрудников, а это почти 10 млн руб. После открытия салонов стало не лучше и не хуже — стало просто по-другому, и мы должны адаптироваться к новым реалиям. Сейчас у нас нет возможности принимать столько же гостей, сколько раньше. Мы больше не можем проводить несколько процедур одновременно, и остается под вопросом направление косметологии, так как специалист не может работать на расстоянии 1,5 м от клиента. Расходные материалы подорожали, но пока что мы не планируем поднимать цены на услуги.
Мы увеличили время работы салонов и теперь принимаем гостей с 09:00 до 23:00. Проводим дезинфекцию и измеряем температуру сотрудникам и гостям, все специалисты и гости используют индивидуальные средства защиты. Чтобы в зале соблюдалась дистанция, мы уменьшили количество мастеров в смене, но минимально, так как в салонах достаточно отдельных кабинетов.
![Салон красоты Keep Looking](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/5/79/755922990202795.jpg)
Как только все узнали, что салоны открываются, гости буквально оборвали телефоны. Мы еще с апреля вели лист ожидания гостей, плюс он пополнился в первые дни после окончания карантина. Поэтому на ближайшие недели у нас полная запись, и мы понимаем, что спрос будет расти. Мы очень рады, что постепенно возвращаемся к прежней жизни и будем делать все, чтобы нашей команде и гостям было комфортно и безопасно находиться в салонах.
![Владельцы салонов красоты — о новых условиях работы](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/6/77/755922989702776.jpg)
Елена Удалова,
владелица салона красоты Barbaris
От периода самоизоляции у меня остались двойственные впечатления. С одной стороны, мы несли затраты по аренде и зарплатам сотрудников, платили налоги — а это прямые потери бизнеса, которые нам никто не компенсирует. С другой стороны, мы потратили это свободное время на самообразование и совершенствование наших навыков. Самое главное — мы открылись, можем работать и начинаем зарабатывать. Понятно, что многие люди сейчас находятся на карантине и поток клиентов не такой большой, как ожидалось. Кроме того, с ужесточением требований Роспотребнадзора стало тяжелее работать сотрудникам (из-за масок и перчаток), а из-за увеличения интервалов мы можем обслуживать гораздо меньше клиентов. Рекомендациям Роспотребнадзора следовать сложно, тем более что они нечеткие. Кроме того, есть распоряжения от Департамента торговли и услуг города Москвы, от санитарного врача — и непонятно, кто главный и какие требования соблюдать. Все требования одновременно выполнять невозможно — они противоречат друг другу.
![Салон красоты Barbaris](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/5/23/755922990285235.jpg)
Клиенты радуются открытию салонов и возможности привести себя в порядок: первую неделю у нас сплошной аншлаг. Думаю, что постепенно все выровняется и мы перейдем на работу в обычном режиме.