Стиль
Впечатления Музыкальная индустрия после пандемии: потери, гонорары и новые форматы
Стиль
Впечатления Музыкальная индустрия после пандемии: потери, гонорары и новые форматы
Впечатления

Музыкальная индустрия после пандемии: потери, гонорары и новые форматы

Музыкальная индустрия после пандемии: потери, гонорары и новые форматы
Концертная жизнь продолжится в России уже в августе, но это вряд ли можно будет считать возрождением всей индустрии. «РБК Стиль» разобрался, насколько сильно режим самоизоляции ударил по лейблам и промоутерам и что помогает музыкантам держаться на плаву.

«Музыкальная индустрия — одна из самых пострадавших. Ее запретили раньше всех и освободят самой последней», — вздыхает Ник Бабин, основатель фестиваля Chess&Jazz, в отличие от многих не отмененного в этом году, а смело перенесенного на 11–12 сентября. Для сравнения: крупнейший в России музфест «Пикник "Афиши"» до последнего удерживал дату проведения — 8 августа, — но ровно за месяц до события сообщил о переносе на неопределенный срок. Индустрия действительно существенно пострадала во всем мире: еще в марте Forbes прогнозировал $5 млрд убытков и откат на два-три года назад по доходам.

В целом к концу карантина музыкальная индустрия держалась исключительно на доходах от стриминга. При этом нужно учитывать, что речь идет о поп-музыке в широком ее понимании. Что до музыки академической, ей пришлось сложнее. «Еще 12 марта генеральный директор Метрополитен-оперы Питер Гелб уведомил музыкантов оркестра и хора о том, что их работа приостановлена без сохранения оплаты как минимум до нового года, — вспоминает арт-менеджер Елена Бухмак. — По предварительным прогнозам, только в этом году вирус будет стоить одному из лучших оперных театров мира около $100 млн, а ведь никто не знает, что будет дальше. В России музыканты, прикрепленные к государственным оркестрам, получают зарплату в полном объеме, но ведь очень много тех, кто работает независимо, как фрилансер, по сути — от концерта к концерту. И их пандемия затронула в первую очередь. Часть из них работала курьерами, кто-то продолжает подрабатывать таксистом. И это, конечно, очень печально». По словам Елены, академическая музыка все еще стоит на паузе и несет колоссальные потери.

В апреле генеральный директор Большого театра Владимир Урин отметил, что день простоя стоит театру около 9 млн руб. «И это только одна площадка, пусть и очень крупная», — вздыхает арт-менеджер. В России решение о старте полноценной концертной деятельности пока не принято, поэтому организаторы не понимают, что делать с осенними мероприятиями. Кроме того, нет никакой гарантии, что состоятся и весенние концерты 2021 года. В подвешенном состоянии до сих пор находятся все участники процесса — от независимых промоутеров, которым концертные площадки так и не снизили арендную плату, до мировых звезд, чьи туры остаются под вопросом.

Музыкальная индустрия после пандемии: потери, гонорары и новые форматы

Пианист Риад Маммадов, придумавший во время самоизоляции проект «You are an Island» с двумя фортепианными пьесами и одной эмбиент-композицией, подтверждает, что классическим музыкантам пришлось несладко: «Доход академических музыкантов в большей степени основывается на концертах и в меньшей — на коммерческих мероприятиях. В популярной музыке ситуация противоположная как минимум потому, что там спрос больше, а внутрижанровых критериев меньше». Онлайн-концерты ни он, ни Елена не считают полноценным выходом из ситуации: во-первых, по большей части академические музыканты играют их бесплатно, во-вторых, если речь идет об онлайн-концертах мировых исполнителей вроде Рене Флеминга, Йонаса Кауфмана или Роберто Аланьи, на которые надо было покупать билеты за $20, то российские поклонники не готовы были выкладывать кровные. У нас не выработалась привычка тратить на новые виды контента: все-таки концерты — не сериалы и не аудиокниги. Бесплатные же концерты пользовались спросом на пике самоизоляции.

«Сложно говорить о серьезном коммерческом начале, когда между слушателем и исполнителем возникают дополнительные препятствия — например, интернет, часто несущий с собой задержку звука, — рассуждает Риад. — Леди Гага записала домашний концерт в поддержку врачей, которые борются с COVID-19. Замечательная идея, чтобы поддержать людей и дать им почувствовать себя в единении с миром тогда, когда всем нам страшно, когда мы не понимаем, что будет дальше. И я не рассматриваю это выступление как концерт, а смотрю на него с точки зрения человека, который ищет поддержку и благодаря этому понимает, что все мы — люди».

Фото: Getty Images/Getty Images for Global Citizen

Живые выступление в приоритете не только у самих музыкантов. «Для части публики это выход в свет со всеми соответствующими атрибутами, от подготовки наряда до дежурного бокала шампанского в буфете. Концертный зал давно стал "третьим местом" — городским пространством, объединяющим людей. Зрители приходят за эмоциями и сполна их получают», — утверждает Бухмак.

Но перейдем от эмоциональной составляющей к материальной: в марте цифровые продажи альбомов упали на 12,4%, снизился спрос и на новую музыку. Некоторые музыканты переносили релизы, что несколько странно: если выпустить много нового материала, когда страсти улягутся, у слушателей попросту не будет времени его оценить. Впрочем, многие артисты не сбавили оборотов. Так, Warner Music Russia выпустили вирусные треки: «UNO» группы Little Big, «Плачу на техно» группы Cream Soda, взорвавшие чарты альбомы Егора Крида «58» и Boulevard Depo «Old Blood». 

«В период пандемии нам никто не помешал сделать песню "Август" минской группы Intelligency одним из самых главных хитов этой весны, причем не только в России, но и во Франции, Германии, Польше, Бельгии и других странах. Более того, мы продолжали производить контент и реализовывать масштабные маркетинговые кампании. Запущенный нами балконный челлендж #плачунатехно получил широчайший отклик в сети, а #UnoVisionChallenge стал, возможно, самым масштабным челленджем в мире. Мы это видим по десяткам миллионам видео от пользователей в поддержку данных трендов», — не скрывает радости заместитель генерального директора по вопросам бизнеса и внешним связям Warner Music Russia Ольга Ким.

Фестивальные же организаторы как ни старались, не могли похвастать полноценной работой. «На момент запрета на мероприятия у нас уже были забукированы иностранные артисты и отправлены предоплаты. Обычно, если ты ударил с менеджментом артиста по рукам, предоплата является невозвратной», — объясняет Ник Бабин.

К счастью, коллеги объединились перед напастью и, хоть в контракте и не упоминалась «пандемия» как форс-мажор, перенесли всех утвержденных артистов. 11 и 12 сентября в сад «Эрмитаж» прибудут Леонид Агутин, Lianne La Havas, Jordan Rakei и Portico Quartet. Если же в сентябре хлынет вторая волна коронавируса, организаторы Chess&Jazz смогут вернуть депозиты. Сложнее было договориться со спонсорами, без вложений и партнерских интеграций которых любой музыкальный фестиваль едва ли возможен. Многие бренды под шумок перенаправили бюджеты в диджитал-проекты, но, по словам Ника, вернуться в офлайн им придется: «Я уверен, что онлайн-концерты — не формат будущего. Согласитесь, Zoom-вечеринки и онлайн-выступления довольно быстро надоели. Пусть некоторые и хвастали высоким KPI, онлайн никогда не сможет создать такую же сильную эмоциональную связь между брендом и человеком, как живое выступление. При этом нельзя не отдать онлайн-инициативам должное: они действительно помогли артистам и их большим командам пережить тяжелые времена».

Музыкальная индустрия после пандемии: потери, гонорары и новые форматы

Основательницы Doing Great Agency и платформы Stay, первой объединившей музыкантов в онлайне и предоставившей им возможность давать полноценные концерты по билетам, Катя Штарева и Таня Пантелеева говорят, что полного объема рынка не знают и не могут утверждать, что внесли ощутимый вклад в поддержку индустрии, но наверняка помогли адресно. «Самый большой гонорар по процентной системе составил около 250 тыс. руб. Для артиста, чье имя мы, конечно, не раскроем, — это примерно два-три офлайн-выступления», — делится Катя. Когда онлайн-концерты проходили чуть ли не каждый день, инсайдеры говорили, что артисты запрашивают практически «корпоративные» гонорары: 5 млн руб. у «Би-2» и по 3 млн руб. у «Сплин» и Zivert. Stay же работает исключительно по процентной системе: выручка от продажи билетов делится 80/20 или 70/30 в пользу артиста.

«Конечно, были те, кто запрашивал гонорары, в основном это были музыканты так называемого A-листа, — подтверждают девушки. — Пока что мы не можем себе этого позволить, за нами не стоят инвесторы или крупные бренды. Что касается увеличения гонораров за онлайн-выступления в индустрии в целом, то это так, но опять же потому, что такие выступления идут под спонсорской эгидой, это всегда стоит дороже, да и аудитории при таком раскладе даже больше, чем просто в офлайне».

Stay запомнилась как платформа экспериментов: например, на ней прошел караоке-концерт Татьяны Булановой, и первой в России она собрала толпу зрителей — правда, в автомобилях — на drive-in-концерте хип-хоп артиста Thomas Mraz. Не говоря уже о в целом плотно утрамбованной и разномастной афише, в которой поп-музыка соседствовала с екатеринбургскими рокерами и спектаклем «Мастер и Маргарита». После возобновления нормальной культурной и концертной жизни платформу сворачивать не планируют: вполне возможно, Stay будет транслировать офлайн-концерты и фестивали для тех, кто не может на них попасть. Кроме того, создательницы размышляют над разработкой полноценной стриминговой платформы. О том, кто кого — онлайн или офлайн, — спорить они не берутся: «Нельзя сравнивать офлайн- и онлайн-концерты, это совершенно разные жанры, у каждого есть и свои плюсы, фишки, и свои минусы».

Несмотря на то что ближайшее будущее офлайн-фестивалей остается туманным, организатор Chess&Jazz Ник Бабин не намерен сдаваться. «Я живу этим событием и сразу решил: если будет хоть один шанс провести фестиваль этой осенью, буду за него бороться. Рискованное ли это дело? Чертовски рискованное, как и весь музыкальный бизнес. Но мы в полной мере осознаем социальную ответственность, и если это будет опасно для наших гостей и рекомендации госорганов будут не совпадать с нашими желаниями, мы фестиваль проводить не будем. Если же все случится, мы по крайней мере попадем в историю и шорт-лист фестивалей, вопреки всему состоявшихся в 2020 году, вместе с книжным фестивалем на Красной площади», — смеясь заключает он.

А вот академической музыке не придется ждать осени: с 1 августа открываются театры и концертные залы вместимостью до 3 тыс. человек с условием заполнения не более чем на 50%. Московская филармония уже объявила о проведении нескольких концертов в августе. «Независимым промоутерам сложнее: в случае подтверждения концерта им нужно будет как минимум оплачивать аренду зала, гарантий же нет никаких, — объясняет Елена Бухмак. — Многое зависит от того, какая посадка будет разрешена, так как это напрямую влияет на экономику концерта. Обычно промоутер выходит в ноль при заполняемости зала на 65–75%, поэтому шахматная рассадка, предполагающая 50% зала максимум, по умолчанию означает финансовые потери. В любом случае концерты с участием иностранных музыкантов активно переносят на 2021 год».