Саша Барбаков, основатель и дизайнер бренда Sasha Barbakov

- Саша Барбаков окончил Британскую высшую школу дизайна в 2022 году. Во время учебы он занимался перешивом старой одежды, а дипломную коллекцию «Where is my homeland?» посвятил теме поиска дома, корней и идентичности.
- Собственный бренд и первую коммерческую коллекцию Саша запустил в 2023 году. Она получила название Lace & Ruffles, стала логичным продолжением дипломной работы и сформировала ДНК бренда — ностальгия, историзм и апсайклинг.
- В 2024 году Саша запустил отдельную линейку Lace Edition. В ней — все виды кружева: от фабричного советского до современного итальянского ручной работы, и все оттенки белого: от топленого молока до кипенного. Зачастую вещи выполнены в единственном экземпляре, но могут быть выпущены повторно, если находятся подходящие материалы.
- В 2025 году бренд впервые стал участником пятой Московской недели моды. 30 августа Sasha Barbakov представил свою четвертую коллекцию «Цветут сады в душе».
- Вещи Sasha Barbakov можно купить в петербургском магазине «8», московском универмаге «Хлебный» и пространстве Anti-bride Place.
РБК и «Сбер» продолжают развивать тему визионерства. Проект «РБК Визионеры. Новое поколение» посвящен героям до 30 лет — людям, которые уже успели продемонстрировать незаурядный подход к любимому делу.
В поиске и отборе героев участвуют экспертный совет и партнеры проекта — Surf Coffee®, «Суперметалл», Высшая школа экономики и «Золотое яблоко».
Команда проекта «Суперметалл» предложила Сашу Барбакова (24 года) как визионера в категории «Мода».
Между прошлым и будущим
«Я никогда не следовал трендам. Наоборот, я как дизайнер эти тренды должен формировать», — весьма амбициозно, но искренне говорит Саша Барбаков, основатель и дизайнер одноименного бренда. Тренд, который Саша задает третий год — ностальгия. Каждая его коллекция — это поиск корней и идентичности, отсылка к советскому времени, но через призму современности.
Впервые к теме воспоминаний Саша обратился в 2022 году, работая над дипломной коллекцией «Where is my homeland?» в Британской высшей школе дизайна. «За два года до создания коллекции я случайно оказался в Еврейском музее, — рассказывает Саша. — Я вышел оттуда потрясенным и не мог понять, почему все, что я там увидел, так сильно меня задело. Позже я вспомнил, что у меня есть еврейские корни — так я начал собирать историю своей семьи, складывать в единую картинку разрозненные воспоминания».






Дипломная коллекция — чистый, но продуманный эксперимент, который впоследствии помог сформировать ДНК бренда Sasha Barbakov. Например, рассматривая архивные фотографии семьи (которые стали основой для принта на одежде), Саша обратил внимание на кружевные салфетки на телевизорах и тюль на окнах, изучая традиционные еврейские костюмы — на обилие рюшей. Так, тюль, кружева и рюши появились в качестве декора и вставок на бомберах и тренчах, а позже стали неотъемлемой частью всех его коллекций. Но есть и более тонкие ассоциации. «У евреев долго не было дома, они скитались по миру. Были одновременно везде и нигде, — поясняет Саша. — Это состояние переезда передают текстуры тканей: будто мятые после долгой дороги и потрепанные от времени».
Выбор без выбора
Выпустившись из «Британки», Саша решил набираться опыта в близком по духу бренде. Ushatava был первым и единственным в его списке. Ради возможности поработать в компании ассистентом дизайнера москвич Саша впервые надолго уехал из дома (офис находился в Екатеринбурге), но хватило его на полгода: «Это была моя первая работа, и такая классная. Но я понял, что хочу реализовывать свои идеи в своем бренде. Конечно, был страх — а вдруг мои вещи никому не понравятся, их никто не купит. Но больше я ничего не умел делать и в целом у меня не было выбора. Я решил не завышать планку, дал себе возможность не выпускать огромную коллекцию сразу, а начать всего с одной вещи».





Этой вещью стал пиджак, который Саша сшил из кружева. На поиски подходящего по фактуре и узору материала ушло немало времени, последний отрез он нашел в одном из оптовых магазинов тканей. К слову, сегодня Саша продолжает искать ткани по всей Москве (и забирать последние метры), использует советские отрезы, винтажные материалы и перешивает старые вещи. Именно по этой причине вся одежда выпускается небольшими партиями, а некоторая и вовсе в одном экземпляре. Например, хитом коллекции «Summer of Nostalgia» стал кружевной жилет, сшитый вручную из собранных по всему миру вязаных салфеток — лучшее признание в любви кружевам, апсайклингу, ручной работе и дачным традициям советского времени.
Семейная память
Сегодня на счету бренда четыре полноценные коллекции и отдельная линейка Lace Edition, в которой всегда присутствуют кружева и рюши. Например, советские гардины Саша превращает в юбку, итальянское кружево — в нескучную базовую футболку, а винтажные салфетки — в ассиметричный топ.
«Для меня важно, чтобы каждая коллекция отражала темы, которые меня волнуют. На данный момент это семья, корни и дом. Но я понимаю, что в какой-то момент эти истории могут иссякнуть, и я буду искать новые темы, хотя уверен, что не уйду далеко от советской эстетики», — добавляет Саша. Так, коллекцию «Family Archive», которая вышла осенью 2024 года, он посвятил дедушке. «Я совсем плохо его помню, и собираю воспоминания по крупицам — из фотоальбомов, писем, документов, рассказов членов семьи, — добавляет дизайнер. — Еще в детстве меня очень впечатлил дедушкин костюм, который до сих пор хранится в шкафу вместе с его хлопковыми рубашками».






Вещи «Family Archive» — это рабочая униформа его дедушки, советского инженера: брючный костюм, рубашка, кардиган. Рубашка отсылает к клетчатой тетради (пуговицы на ней — 1963 года), для пиджака Саша использовал посадку винтажной модели, а кардиган напоминает бабушкины кружевные салфетки. Все очень большого размера — так Саша хотел передать свои ощущения из детства, когда он примерял дедушкины вещи и они казались ему огромными.
В этом году бренд Sasha Barbakov вышел на новый уровень — Саша впервые показал свою коллекцию в рамках пятой Московской недели моды. Она получила название «Цветут сады в душе», посвящена бабушке и стала его личной формой терапии.






«Уже восемь лет я продолжаю ценить ту теплоту, которую мне дарила моя бабушка, — комментирует Саша. — Эта коллекция стала для меня напоминанием о тех теплых моментах, которые я переживал в ее саду и огороде каждое лето. Я собрал эти воспоминания, к которым возвращаюсь в моменты грусти и тишины. Коллекция отражает идею о том, что со временем некоторые воспоминания «выцветают», но остаются важной частью внутреннего мира. Это также о тех моментах, которые можно зафиксировать только на фотографиях — как свидетельства прошедших дней. В попытке сохранить их живыми я ностальгирую по собственным переживаниям, которые иногда всплывают только в памяти или на снимках. Это напоминание о том, что даже если физически что-то исчезает, в душе все равно цветут сады». Цветы распустились и на одежде — на юбках, футболках, басках и платьях. Рисунок взят из цветочных узоров советских тканей. Саша помнит их по вещам, которые носила его бабушка.
Новая история
Команда Sasha Barbakov — это сам Саша и Нина, с которой он познакомился во время учебы в «Британке». Сегодня Нина — его соавтор и будущая жена. Наряд для торжества (один из) сшил Саша — вопреки примете о том, что жених не должен видеть невесту в свадебном платье до самого события. Более того — первой платье выгуляла блогер и телеведущая Вика Чума во время показа на Московской неделе моды (оно стало частью коллекции «Цветут сады в душе»).












Бренд постепенно растет. Все вещи Саша отшивает на небольшом производстве, которое находится рядом с его домом. Исключение — единичные изделия, требующие ручного труда. «Я планирую расширять ассортимент, добавлять больше интересных вещей и объединять вокруг бренда людей, влюбленных в моду, — резюмирует Саша. — И, конечно, мечтаю о собственном шоуруме — мечта, признаюсь, у меня с шести лет».
С объединением Sasha Barbakov уже отлично справляется — с Викой Чумой Саша буквально на наших глазах познакомился на летнем круизе в честь проекта «РБК Визионеры. Новое поколение» и пригласил ее в качестве модели закрывать показ в том самом свадебном платье.









