Стиль
Как студия «Тихая» стала центром притяжения художников
Стиль
Как студия «Тихая» стала центром притяжения художников
РБК Визионеры

Как студия «Тихая» стала центром притяжения художников

Вид экспозиции персональной выставки Тамары Шипициной «Путь в Журавижное». Студия «Тихая», Нижний Новгород, 2023

Вид экспозиции персональной выставки Тамары Шипициной «Путь в Журавижное». Студия «Тихая», Нижний Новгород, 2023

«Тихой» исполнилось десять лет: Марина Анциперова пообщалась с ее резидентами и узнала, как она стала единственной в своем роде студией современного искусства в России

История одной из самых культовых институций страны, студии «Тихая» в Нижнем Новгороде, началась с потопа, который тогда еще уличный художник Артем Филатов (в 2024-м ставший героем проекта «РБК Визионеры») устроил в своей предыдущей мастерской на улице Студеная, занимаясь ручной печатью шелкографией. Артем и его коллеги по уличному искусству мыслили новую студию как место, в первую очередь, заработка: уличное искусство крайне редко окупает себя само, а изготовление мерча и зинов помогало находить деньги для работы на улице.

Забавно, что на момент переезда в новое пространство в самом центре Нижнего Новгорода на Ульянова (раньше улица носила имя Тихоновская, оттого студия и «Тихая») тоже было затоплено — но собственник специально для уличных художников предложил привести его в порядок и сдавать в аренду.

К 2016 году одно помещение студии расширилось до двух: к печатной добавилась и столярная мастерская, а к уличным художникам — люди, связанные уже не только с уличным искусством.

Как студия «Тихая» стала центром притяжения художников

Андрей Оленев, художник-резидент студии «Тихая»

«Я в то время уже занимался художественной деятельностью, но все еще работал из дома — и художник Антон Мороков, мой старый друг, решил, что настало время мне переносить свой труд в мастерскую. В «Тихой» был свободный стол, он оплатил его для меня, и так все началось. Работать в мастерской мне так понравилось, что я остался на все дальнейшие годы. Офортный станок, который мы купили позже, помогал мне создавать тиражные работы, а ключевые проекты «Тихой» дальнейших лет стали знаковыми и в моей карьере».

Андрей Оленев. Фрагмент тотальной инсталляции «Коридор» на выставке «Обратно домой». Музей нижегородской интеллигенции, Нижний Новгород, 2017

Андрей Оленев. Фрагмент тотальной инсталляции «Коридор» на выставке «Обратно домой». Музей нижегородской интеллигенции, Нижний Новгород, 2017

Как студия «Тихая» стала центром притяжения художников

Антон Мороков, художник-резидент студии «Тихая»

«В 2015 году я осознал, что рабочего пространства в моей квартире слишком мало, а я как раз начал делать работы на больших деревянных щитах. И тут я увидел сообщение Артема Филатова, что в мастерской можно арендовать место. Быстро напросился, быстро начал обживаться в «Тихой», быстро решил проблему нехватки пространства. Но я не ожидал, что медленно, но очень верно и органично «Тихая» начнет заполняться друзьями-художниками, близкими идейно и по мироощущению, появилось полноценное творческое сообщество, всегда открытое к диалогу внутри и вовне, — на мой взгляд, это наиважнейшие приобретение для меня как художника и для моих работ соответственно».

Очень быстро художественные мастерские стали центром притяжения горожан. Двери «Тихой» были всегда открыты. Любой человек мог зайти с улицы и спросить, чем занимались на тот момент художники. Такая открытость была важна и для работ каждого из резидентов мастерских: все они размышляли о том, как их работа будет обращаться к зрителю, взаимодействовать с ним. Эту открытость быстро считывали коллеги из арт-институций и культурные туристы, случайные прохожие стали звонить, заходить. Был даже такой случай: как-то поздно ночью в мастерские заглянул иностранец. Как оказалось, это был ирландский корреспондент, который захотел написать материал о художниках. Он рассказал, что увидел отметку на «Яндекс-картах»: «Студия Тихая, мастерская художников».

С самого начала работы художники совершенно стихийно стали подписывать себя «резидент студии Тихая», что редко встречается в других самоорганизованных сообществах. Поэтому, как замечает Артем Филатов, те, кто интересовался современным искусством в Нижнем Новгороде, неизбежно «спотыкались» о название студии и заходили познакомиться. Так, когда меценат Дмитрий Володин, основатель нижегородской ярмарки «Контур», решил выбрать искусство для своей гостиницы Sheraton Nizhny Novgorod Kremlin, он отправился именно в студию «Тихая».

Труд бок о бок имеет много неоспоримых бонусов для художников: как идейных — обратиться за советом, что-то подглядеть, обсудить, — так и практических, в плане отношений с сообществом. Когда заинтересованный человек приходит к одному художнику, то теперь фактически приходит ко всем.

Что происходило дальше? В следующие пять лет карьера Артема Филатова, основателя студии «Тихая», бурно развивалась. Он получил сразу две престижные премии «Инновация» — сначала за групповую выставку в Музее нижегородской интеллигенции в 2017 году, в которую пригласил своих коллег по студии (в этом проекте уже участвовала куратор Алиса Савицкая, в дальнейшем ключевая фигура в жизни студии, которая спустя пять лет присоединится к «Тихой» и ради нее оставит влиятельный нижегородский «Арсенал»). Затем — за проект «Сад им.», посвященный размышлению об отношении к смерти, обустроенный в частном городском крематории.

Артем Филатов, Алексей Корси. Проект «Сад им.», 2019

Артем Филатов, Алексей Корси. Проект «Сад им.», 2019

Жизнь студии развивается также активно, как и жизнь ее основателя, — на вопрос о связи их роста Артем Филатов отвечает: «Как связана моя личная практика с жизнью людей, с которыми я объединился под одной общей крышей? Одно равно другому».

«В 2016–2018 годах мы проводили короткие импровизированные выставки — и в самой студии, и во дворе, — рассказывает Антон Мороков. — Например, с Яковом Хоревым мы развесили свои работы на стенах, а Александр Лавров установил деревянные скульптуры прямо на улице на один день. Такие мимолетные события позволяли нам не только пригласить новых зрителей в наши рабочие пространства, но и самим взглянуть на свой прогресс под другим углом. Впоследствии открытые двери в мастерской (но не в студии) стали закономерной практикой. В 2019 году в Нижнем прошла премия «Инновация», что стало для нас важной точкой контакта с профессиональной средой. И конечно, в 2021 и 2022 годах с появлением команды студии и нового здания начался совершенно иной этап — более структурный и масштабный».

К 2022 году студия заняла соседнее заброшенное здание во дворе, которое неоднократно горело и чудом избежало городских бульдозеров. Отец Артема Филатова предложил привести его в порядок, а затем сдавать художникам в аренду. Теперь здесь располагаются выставочный зал, мастерские, открытое хранение, резиденция и архив. А команда художников разрастается и сегодня включает в себя куратора, менеджера выставочных проектов, хранителя и директора по развитию, менеджера по коммуникациям. Студия еще более чутко следует запросам художников — благо новые площади позволяют.

Алиса Савицкая говорит, что пришла в «Тихую», чтобы «слушать запросы художников и откликаться на них. Нужно пространство для художественного высказывания — делаем зал и собираем выставочную программу. Негде складировать произведения — проектируем хранение. Ценные документы и фотографии без дела лежат в коробках — организуем архив. Студия — это сумма прекрасных очевидностей с очень тонкими внутренними настройками».

О расширении «Тихой» говорили абсолютно все, а решение открытого хранения с большими поворотными кубами для масштабных произведений по проекту [MISH] Studio попало в архитектурный журнал «Проект Россия» как образцовый проект.

Как студия «Тихая» стала центром притяжения художников

Наталья Коренченко, директор по развитию студии «Тихая»

«Расширение мастерских произошло весной 2022 года. До этого мы с командой два года занимались разработкой концепции институции и организацией нового пространства. Переход стал возможен благодаря финансовой поддержке предпринимателей Руслана Филатова и Рустама Коренченко (муж Натальи Коренченко), ставших главными патронами студии. Нам не пришлось долго искать меценатов. Нам повезло иметь в своих семьях людей, готовых поддержать современное искусство в регионе и быть причастными к созданию уникальной институции. Сейчас мы участвуем в областной грантовой программе, направленной на развитие и поддержку лучших проектов в сфере креативных индустрий региона. В прошлом году благодаря гранту мы смогли провести программу стажировок по работе с архивами. Документация деятельности художников — одно из стратегических направлений студии, требующее временных, человеческих и финансовых ресурсов. Кроме этого, есть запрос на развитие издательской деятельности».

С этого момента студия начала активно расширяться. В ней стали трудиться не только художники-резиденты, но и гости — как, например, Иван Белов, работа в мастерской которого закончилась персональной выставкой. Студия начала программу резиденций, что открыло возможности для взаимодействия с художниками и исследователями из других городов, которые стали отправляться «на экспедиции» в «Тихую».

Здание студии стало в некотором роде головным офисом, а ее влияние благодаря временным «филиалам» распространилось далеко за пределы города. Партнерские программы появлялись по всей стране: в 2023-2024 годах галерея «Триумф» вместе с «Тихой» показала тревел-выставку нижегородского искусства 2020-х годов и привезла ее в Москву, а затем в центр современной культуры «Смена» в Казани и в Центр городской культуры в Перми. В январе был открыт приуроченный к 10-летию студии проект в культурном центре «Волна» в Выксе. Отдельное направление — это «персоналки» художников студии, которые делаются в Москве совместно с разными фондами и галереями.

В апреле «Тихой» исполнилось десять лет, и этот юбилей отмечался ретроспективной выставкой. Проект с ироничным названием «Наши двери всегда закрыты» представил более 100 произведений резидентов.

Из новых очевидных направлений — реставрационные работы, которые тоже требуют времени и сил. «Нам важно развивать горизонтальные связи, сотрудничать с галереями и музеями и показывать работы художников за пределами региона, поддерживать начинающих авторов, параллельно с этим расширяя и укрепляя менеджерский штат», — замечает Наталья Коренченко.

Плюс к этому «Тихая» активно работает с коллекционерами и с этого года возобновляет свое участие в ярмарках — что символично, с нижегородской ярмарки «Контур». 

Авторы
Теги