Как студия «Тихая» стала центром притяжения художников

Вид экспозиции персональной выставки Тамары Шипициной «Путь в Журавижное». Студия «Тихая», Нижний Новгород, 2023
История одной из самых культовых институций страны, студии «Тихая» в Нижнем Новгороде, началась с потопа, который тогда еще уличный художник Артем Филатов (в 2024-м ставший героем проекта «РБК Визионеры») устроил в своей предыдущей мастерской на улице Студеная, занимаясь ручной печатью шелкографией. Артем и его коллеги по уличному искусству мыслили новую студию как место, в первую очередь, заработка: уличное искусство крайне редко окупает себя само, а изготовление мерча и зинов помогало находить деньги для работы на улице.
Забавно, что на момент переезда в новое пространство в самом центре Нижнего Новгорода на Ульянова (раньше улица носила имя Тихоновская, оттого студия и «Тихая») тоже было затоплено — но собственник специально для уличных художников предложил привести его в порядок и сдавать в аренду.
К 2016 году одно помещение студии расширилось до двух: к печатной добавилась и столярная мастерская, а к уличным художникам — люди, связанные уже не только с уличным искусством.

Андрей Оленев, художник-резидент студии «Тихая»
«Я в то время уже занимался художественной деятельностью, но все еще работал из дома — и художник Антон Мороков, мой старый друг, решил, что настало время мне переносить свой труд в мастерскую. В «Тихой» был свободный стол, он оплатил его для меня, и так все началось. Работать в мастерской мне так понравилось, что я остался на все дальнейшие годы. Офортный станок, который мы купили позже, помогал мне создавать тиражные работы, а ключевые проекты «Тихой» дальнейших лет стали знаковыми и в моей карьере».

Андрей Оленев. Фрагмент тотальной инсталляции «Коридор» на выставке «Обратно домой». Музей нижегородской интеллигенции, Нижний Новгород, 2017

Антон Мороков, художник-резидент студии «Тихая»
«В 2015 году я осознал, что рабочего пространства в моей квартире слишком мало, а я как раз начал делать работы на больших деревянных щитах. И тут я увидел сообщение Артема Филатова, что в мастерской можно арендовать место. Быстро напросился, быстро начал обживаться в «Тихой», быстро решил проблему нехватки пространства. Но я не ожидал, что медленно, но очень верно и органично «Тихая» начнет заполняться друзьями-художниками, близкими идейно и по мироощущению, появилось полноценное творческое сообщество, всегда открытое к диалогу внутри и вовне, — на мой взгляд, это наиважнейшие приобретение для меня как художника и для моих работ соответственно».
Очень быстро художественные мастерские стали центром притяжения горожан. Двери «Тихой» были всегда открыты. Любой человек мог зайти с улицы и спросить, чем занимались на тот момент художники. Такая открытость была важна и для работ каждого из резидентов мастерских: все они размышляли о том, как их работа будет обращаться к зрителю, взаимодействовать с ним. Эту открытость быстро считывали коллеги из арт-институций и культурные туристы, случайные прохожие стали звонить, заходить. Был даже такой случай: как-то поздно ночью в мастерские заглянул иностранец. Как оказалось, это был ирландский корреспондент, который захотел написать материал о художниках. Он рассказал, что увидел отметку на «Яндекс-картах»: «Студия Тихая, мастерская художников».
С самого начала работы художники совершенно стихийно стали подписывать себя «резидент студии Тихая», что редко встречается в других самоорганизованных сообществах. Поэтому, как замечает Артем Филатов, те, кто интересовался современным искусством в Нижнем Новгороде, неизбежно «спотыкались» о название студии и заходили познакомиться. Так, когда меценат Дмитрий Володин, основатель нижегородской ярмарки «Контур», решил выбрать искусство для своей гостиницы Sheraton Nizhny Novgorod Kremlin, он отправился именно в студию «Тихая».
Труд бок о бок имеет много неоспоримых бонусов для художников: как идейных — обратиться за советом, что-то подглядеть, обсудить, — так и практических, в плане отношений с сообществом. Когда заинтересованный человек приходит к одному художнику, то теперь фактически приходит ко всем.
Что происходило дальше? В следующие пять лет карьера Артема Филатова, основателя студии «Тихая», бурно развивалась. Он получил сразу две престижные премии «Инновация» — сначала за групповую выставку в Музее нижегородской интеллигенции в 2017 году, в которую пригласил своих коллег по студии (в этом проекте уже участвовала куратор Алиса Савицкая, в дальнейшем ключевая фигура в жизни студии, которая спустя пять лет присоединится к «Тихой» и ради нее оставит влиятельный нижегородский «Арсенал»). Затем — за проект «Сад им.», посвященный размышлению об отношении к смерти, обустроенный в частном городском крематории.

Артем Филатов, Алексей Корси. Проект «Сад им.», 2019
Жизнь студии развивается также активно, как и жизнь ее основателя, — на вопрос о связи их роста Артем Филатов отвечает: «Как связана моя личная практика с жизнью людей, с которыми я объединился под одной общей крышей? Одно равно другому».
«В 2016–2018 годах мы проводили короткие импровизированные выставки — и в самой студии, и во дворе, — рассказывает Антон Мороков. — Например, с Яковом Хоревым мы развесили свои работы на стенах, а Александр Лавров установил деревянные скульптуры прямо на улице на один день. Такие мимолетные события позволяли нам не только пригласить новых зрителей в наши рабочие пространства, но и самим взглянуть на свой прогресс под другим углом. Впоследствии открытые двери в мастерской (но не в студии) стали закономерной практикой. В 2019 году в Нижнем прошла премия «Инновация», что стало для нас важной точкой контакта с профессиональной средой. И конечно, в 2021 и 2022 годах с появлением команды студии и нового здания начался совершенно иной этап — более структурный и масштабный».




К 2022 году студия заняла соседнее заброшенное здание во дворе, которое неоднократно горело и чудом избежало городских бульдозеров. Отец Артема Филатова предложил привести его в порядок, а затем сдавать художникам в аренду. Теперь здесь располагаются выставочный зал, мастерские, открытое хранение, резиденция и архив. А команда художников разрастается и сегодня включает в себя куратора, менеджера выставочных проектов, хранителя и директора по развитию, менеджера по коммуникациям. Студия еще более чутко следует запросам художников — благо новые площади позволяют.
Алиса Савицкая говорит, что пришла в «Тихую», чтобы «слушать запросы художников и откликаться на них. Нужно пространство для художественного высказывания — делаем зал и собираем выставочную программу. Негде складировать произведения — проектируем хранение. Ценные документы и фотографии без дела лежат в коробках — организуем архив. Студия — это сумма прекрасных очевидностей с очень тонкими внутренними настройками».
О расширении «Тихой» говорили абсолютно все, а решение открытого хранения с большими поворотными кубами для масштабных произведений по проекту [MISH] Studio попало в архитектурный журнал «Проект Россия» как образцовый проект.

Наталья Коренченко, директор по развитию студии «Тихая»
«Расширение мастерских произошло весной 2022 года. До этого мы с командой два года занимались разработкой концепции институции и организацией нового пространства. Переход стал возможен благодаря финансовой поддержке предпринимателей Руслана Филатова и Рустама Коренченко (муж Натальи Коренченко), ставших главными патронами студии. Нам не пришлось долго искать меценатов. Нам повезло иметь в своих семьях людей, готовых поддержать современное искусство в регионе и быть причастными к созданию уникальной институции. Сейчас мы участвуем в областной грантовой программе, направленной на развитие и поддержку лучших проектов в сфере креативных индустрий региона. В прошлом году благодаря гранту мы смогли провести программу стажировок по работе с архивами. Документация деятельности художников — одно из стратегических направлений студии, требующее временных, человеческих и финансовых ресурсов. Кроме этого, есть запрос на развитие издательской деятельности».
С этого момента студия начала активно расширяться. В ней стали трудиться не только художники-резиденты, но и гости — как, например, Иван Белов, работа в мастерской которого закончилась персональной выставкой. Студия начала программу резиденций, что открыло возможности для взаимодействия с художниками и исследователями из других городов, которые стали отправляться «на экспедиции» в «Тихую».


Здание студии стало в некотором роде головным офисом, а ее влияние благодаря временным «филиалам» распространилось далеко за пределы города. Партнерские программы появлялись по всей стране: в 2023-2024 годах галерея «Триумф» вместе с «Тихой» показала тревел-выставку нижегородского искусства 2020-х годов и привезла ее в Москву, а затем в центр современной культуры «Смена» в Казани и в Центр городской культуры в Перми. В январе был открыт приуроченный к 10-летию студии проект в культурном центре «Волна» в Выксе. Отдельное направление — это «персоналки» художников студии, которые делаются в Москве совместно с разными фондами и галереями.
В апреле «Тихой» исполнилось десять лет, и этот юбилей отмечался ретроспективной выставкой. Проект с ироничным названием «Наши двери всегда закрыты» представил более 100 произведений резидентов.
Из новых очевидных направлений — реставрационные работы, которые тоже требуют времени и сил. «Нам важно развивать горизонтальные связи, сотрудничать с галереями и музеями и показывать работы художников за пределами региона, поддерживать начинающих авторов, параллельно с этим расширяя и укрепляя менеджерский штат», — замечает Наталья Коренченко.
Плюс к этому «Тихая» активно работает с коллекционерами и с этого года возобновляет свое участие в ярмарках — что символично, с нижегородской ярмарки «Контур».