Стиль
Как разглядеть в начинающем художнике большую величину в будущем
Стиль
Как разглядеть в начинающем художнике большую величину в будущем
РБК Визионеры

Как разглядеть в начинающем художнике большую величину в будущем

Работа художника Артема Ляпина

Работа художника Артема Ляпина

Хотелось бы знать сегодня, что принесет деньги завтра — и не только в бизнесе. Рынок искусства непредсказуем, но мы попросили Марину Анциперову разобраться, можно ли все-таки предугадать тренды и разглядеть будущего Ротко в тех, кто только начал свой путь

В 2017 году новоиспеченный галерист, а по совместительству и коллекционер, в прошлом специалист в коммуникациях Сергей Гущин в рамках одного из первых проектов галереи Fragment показывал красноярского художника Алексея Мартинса. Новоиспеченная галерея была встречена тепло и прессой, и сообществом, несмотря на площадку, далекую от идеальной («расстановка работ могла бы быть ритмичнее и драматичнее, а пространство — меньше напоминать только что покинутую большой семьей квартиру, в наследство от которой остались пластиковые пороги и двери со стеклянными вставками родом из 1990-х» — говорилось в одной из рецензий).

Прошло чуть меньше десяти лет, отмеченных и призами за лучший стенд на Cosmoscow, и формированием клуба коллекционеров, активного личного бренда основателя и переиздания его книг по современному искусству — и сегодня галерея Fragment комфортно перенеслась в Нью-Йорк, торгует восходящими и сложившимися международными звездами и активно участвует в выставках по всему миру. Можно ли было предсказать грядущий большой российский, а затем и международный успех этого проекта в 2017 году? Едва ли.

На запуске продвижением галереи занималась Таня Немировская, сегодня основательница и директор коммуникационного агентства vesnaskoro. Что с ее точки зрения является критерием успеха художественного проекта? «Когда я вижу глубокие мысли, интересный взгляд, умение это донести — я знаю, что это сработает. Плюс понимание формы. И супер бонус — системность, конечно: профессионализм заключается в этом. У Сергея Гущина все это было — и есть до сих пор».

К этому стоит прибавить и объективные условия жизни арт-рынка: когда он на подъеме, то маленькие проекты расцветают с новой силой. На российском рынке это случилось в конце 2010-х — начале 2020-х, когда пришло новое молодое поколение коллекционеров, зарождающиеся онлайн-галереи добавили прозрачности и понятности приобретению искусства, а свежеиспеченные новые ярмарки приравняли покупку доступных работ к светскому событию.

За это время начинающие художники успели сделать головокружительные карьеры и подорожать на порядки. В 2021 году маленькие холсты художника Миши Никатина можно было приобрести по цене около 30-40 тыс. руб., скульптуры Нади Лихогруд за 10-15 тыс. руб., графика Алексея Дубинского стоила 10-15 тыс. руб., а живопись Оли Австрейх порядка 20-30 тыс. руб.

С тех пор Миша Никатин успел показать свои проекты в престижном нижегородском «Терминале» и галерее «Триумф», Дубинский и Лихогруд провести персональные выставки в ММОМА (при поддержке галереи Sample), а Оля Австрейх — отправиться в школу-резиденцию под кураторством Трейси Эмин, и не только. Живопись художников теперь уходит в пределах 400-500 тыс. руб. и больше в зависимости от размеров холста, а цены на скульптуры Нади Лихогруд начинаются от 150 тыс. руб.

К этому стоит прибавить и объективные условия жизни арт-рынка: когда он на подъеме, то маленькие проекты расцветают с новой силой.

Галерея betweenwindows показала часть вышеназванных имен на раннем старте. Ее основательница, Дарья Сабельникова, в ответ на критерии выбора художников, помимо субъективных пристрастий, отмечает «художественную деятельность как основное занятие, настрой много работать, развиваться, учиться, задавать вопросы, открытость к новым возможностям и адекватное восприятие себя».

Как художники приходят к успеху?

Традиционно считается, что в этом направлении они проходят несколько этапов. Луиза Бак и Джудит Грир, авторы труда «Искусство в собственность: настольная книга коллекционера современного искусства», замечают, что главное для получения признания — быть увиденным нужными людьми в нужном месте. А также встроиться в сложную систему поощрений и поддержки: «Нужно, чтобы творчество художника обсуждалось, чтобы о нем писали, чтобы его произведения пользовались спросом — как для продажи, так и в отборе на коммерческие и некоммерческие выставки <...>. Если достаточное количество экспертов придерживается одного мнения и готовы поддержать художника, это гарантирует ему вход в систему и шансы на потенциальный успех».

Анна Наумова, арт-директор платформы Sample и ярмарки современного искусства blazar — двух проектов, которые сделали ставку на молодых художников, — отмечает, что образование важно не как список дипломов, а как понимание, «как устроена система, какое место в ней занимаешь и что хочешь в ней сказать. В современном искусстве решающую роль играет не столько мастерство исполнения, сколько контекст, точность высказывания и способность к самоосмыслению».

Нужно, чтобы творчество художника обсуждалось, чтобы о нем писали, чтобы его произведения пользовались спросом — как для продажи, так и в отборе на коммерческие и некоммерческие выставки.

Один из героев книги «Искусство в собственность» Ульрих Обрист, возможно, поп-звезда в современном мире кураторства, замечает, что важно не торопить художника с выставками и дать ему создать то, что через много лет будет актуально. Некоторых стремительный успех просто губит: «Творчество должно быть забегом на длинную дистанцию, а не спринтом!»

Быть успешным художником сегодня — работа, требующая стратегического планирования и высоких талантов публичной коммуникации, в том числе в своих социальных сетях. Книга «Как стать успешным художником» Магнуса Реша, профессора экономики Йельского университета, предлагает последовательный анализ конкурентного предложения на рынке и выстраивание отношений с галереями, коллекционерами, журналистами, формирование личного бренда и определение бизнес-плана с целями на год вперед и более отдаленные перспективы. Со своей стороны в успехе художника он выделяет экономический аспект (и ставит его как экономист на первое место), художественный и общественный.

Кто определяет художественную ценность сегодня?

Кураторы, музейные сотрудники, профессора, критики. На рынке — галереи и коллекционеры, вес которых в исключительных случаях может приравниваться и к профессиональному признанию. Если известный коллекционер покупает работу художника, то это даст ему хороший старт. Если купит сразу несколько и подарит их музею — мощнейший.

В современном искусстве решающую роль играет не столько мастерство исполнения, сколько контекст, точность высказывания и способность к самоосмыслению.

Обычно выставки строятся от студенческой выставки выпускников к групповой выставке у серьезного дилера и выставке в институции. Выставка в уважаемом музее сейчас не менее значима, чем теплый прием критиков, хотя он и играет решающее значение.

Иван Уирт, президент Hauser Wirth, еще один герой книги «Искусство в собственность», замечает, что одна продажа музеям стоит 50 продаж частным лицам: тем более, что выставки в музеях отлично документируются, а в глобальном современном мире документацию видят намного больше людей, чем реальный проект. Как замечают Луиза Бак и Джудит Грир, большинство успешных карьер оставляют длинный бумажный след.

При этом не для всех коллекционеров есть строгий алгоритм в выборе художника исключительно по его достижениям: у Насти Рябцовой, в коллекции которой есть и вышеупомянутый Дубинский, и большие международные художники уровня Балкенхола, в собирании искусства присутствует определенный авантюризм. «Я не подхожу к формированию нашей коллекции как к инвестпортфелю. Это моя отдушина».

Является ли выполнение всех вышеотмеченных шагов гарантией того, что художника «возьмут в будущее»? Все меняется очень быстро, но кажется, что хорошее резюме может быть фактором благоприятного прогноза. А гарантией следа в истории искусства, по мнению Бак и Грир, могут быть лишь эпохальные произведения для своего времени — как акула Дэмьена Херста, повествующая о «физической невозможности смерти в уме живущего», — но такой билет в будущее удается выиграть далеко не всем.

Большинство успешных карьер оставляют длинный бумажный след.

Однако точность пойманного времени уже станет заметным вкладом. Как замечает Анна Наумова, «убедительное искусство должно резонировать с настоящим и предлагать собственный взгляд на общее. Зритель должен понимать, почему стоит остановиться — и не споткнуться о неясность интенции». С ней согласен и коллекционер Антон Козлов: «Самые талантливые художники говорят о сегодняшнем времени: о чем оно, какими чувствами и событиями наполнено. Безусловно, коллекционировать такое искусство сложнее, чем уже описанное, но и Кабаков с Чуйковым когда-то были молодыми художниками».

Коллекционер Антон Козлов — о рациональном и эмоциональном

3 художника, на которых стоит обратить внимание именно сейчас

Александра Пацаманюк — молодой форвард популярности стекла как медиа в современном искусстве. Мастерицу по хрусталю и поэзии, которые удивительным образом сплетаются в одном проекте одновременно, представляют сразу несколько молодых, но авторитетных проектов в современном искусстве: галереи Deep List и Ulm, а также образовательный проект Masters. Цены на тиражные объекты начинаются от 15 тыс. руб.

Артем Ляпин — солирующий художник проекта Flor et Lavr, заслуживший пристальное внимание после соловыставки в Lobby. Кружевник и график создает свой вымышленный мир с куклами, домами и снежинками, тиражные работы пока стоят от 10 тыс. руб.

Лана Морозова — недавнее открытие галереи «Триумф», где прошла выставка смешанных работ из дерева и керамики, повествующих о детстве в волго-уральской татарской семье. Миниатюры обойдутся минимум в 40 тыс. руб.

Читайте больше о новом поколении

Авторы
Теги