Стиль
Жизнь Почему опасно слушать чужие советы о здоровье и успехе
Стиль
Жизнь Почему опасно слушать чужие советы о здоровье и успехе
Жизнь

Почему опасно слушать чужие советы о здоровье и успехе

Фото: Huza Studio/Shutterstock/Fotodom
Выясняем, почему чужие рецепты успеха могут выглядеть так привлекательно и каким образом они могут навредить

Автор статьи — Юнна Врадий, бизнес-коуч, ментор предпринимателей

В погоне за мечтой (часто даже не своей, а просто подсмотренной) легко забыть о своих реальных потребностях и возможностях. Это может привести к стрессу. Чужой опыт, безусловно, можно использовать, но после тщательного критического анализа и адаптации под себя. Не каждый совет подходит под обстоятельства конкретного человека — важно беречь личные границы и здоровье и выбирать то, что подходит именно вам.

История успеха или ошибка выжившего?

Ошибка выжившего — это когнитивное искажение, возникающее при оценке, основанной исключительно на успешном разрешении какой-либо ситуации без учета негативного опыта. В контексте здоровья и бизнеса это означает, что советы и стратегии немногих людей, добившихся успеха, могут быть неполными и, таким образом, могут вводить в заблуждение.

Примером может служить человек, поборовший серьезное заболевание с помощью нетрадиционной медицины. Счастливчик становится широко известным, в то время как множество других людей, использовавших те же методы безрезультатно, остаются незамеченными.

Аналогично рассказы о предпринимателях, добившихся впечатляющих результатов с помощью рискованных инвестиций, могут вдохновлять других следовать их примеру и покупать курсы про «успешный успех», не учитывая многочисленные случаи неудач.

Еще один пример ошибки выжившего в контексте предпринимательства — истории таких IT-гуру, как Стив Джобс, Билл Гейтс и Марк Цукерберг. Все они бросили университет, чтобы развивать свое дело. Этот факт, часто выдвигаемый на первый план, может создать ложное впечатление о том, что отказ от формального образования — важное условие для достижения выдающихся результатов в бизнесе. В таком случае не учитывается огромное количество студентов, которые тоже бросили учебу, но так и не достигли значительных успехов.

Ошибка выжившего также способствует развитию «культуры успеха», где успех видится как результат исключительно личных качеств, без учета влияния внешних обстоятельств и случая.

Фото: Huza Studio/Shutterstock/Fotodom

Исследования подтверждают влияние ошибки выжившего на принятие решений. Эксперименты, где участникам предлагалось инвестировать виртуальные средства, основываясь на историях предыдущих инвесторов, показали, что на решения сильно влияют несколько успешных кейсов, в то время как информация о неудачных игнорируется. Это вызывает склонность к риску и приводит к недооценке потенциальных убытков.

Авторы статьи «Ежедневный брифинг: наставники, остерегайтесь предвзятости выжившего» в журнале Nature предупреждают наставников в научной и академической областях об опасности предвзятости выжившего при консультировании по вопросам карьеры. Авторы призывают учитывать более широкий спектр опыта и результатов при консультировании. Та же опасность подстерегает подопечных популярных менторов, построивших карьеру на своей истории успеха и спекулирующих этим.

Эффект Даннинга — Крюгера

Эффект Даннинга — Крюгера — еще одно когнитивное искажение, которое помогает понять, почему следование чужим советам о здоровье и успехе может быть рискованным. Этот психологический феномен показывает, как люди с ограниченными знаниями могут переоценить свою компетентность, предлагая советы, не основанные на глубоких знаниях или опыте. Принимая такие рекомендации, можно столкнуться с неправильными методами или стратегиями, которые не только не принесут ожидаемого результата, но и могут навредить.

Например, человек, которому удалось сбросить лишний вес, может захотеть поделиться с миром своей методикой. Она даже может оказаться полезной и оздоровляющей (например, каждый день гулять полчаса быстрым шагом). Такой опыт в конце концов вдохновляет. Но бывают ситуации, когда люди применяют экстремальные методы, благополучно переносят их без критических последствий для здоровья, а потом начинают считать себя экспертами по снижению веса и советовать свою систему всем.

Подтверждение информации

Еще один вид когнитивного искажения — предвзятость подтверждения. Мы предпочитаем информацию, которая соответствует нашим убеждениям. То есть если человек верит, к примеру, что прививки опасны, то будет доверять текстам, которые подтверждают это мнение, и будет скептически относиться к материалам об их пользе.

В контексте советов некоторые могут придавать большее значение мнениям, которые подтверждают их собственные взгляды. Это может привести к однобокому восприятию и неполноценному анализу возможных стратегий. Исследования показывают, что те, кто подвержен этому когнитивному искажению, могут принимать непродуктивные или вредные решения, игнорируя критическую информацию.

Фото: Huza Studio/Shutterstock/Fotodom

Эффект эхо-камеры

Это когнитивное искажение происходит, когда люди полагаются на ограниченный круг источников информации, часто игнорируя широкий спектр мнений и данных. В контексте советов это может привести к тому, что альтернативные или контраргументы будут учитываться, но лишь в рамках узкого взгляда на проблему. Исследования в области социальной психологии показывают, что такое искажение может существенно влиять на принятие решений, ограничивая нашу способность оценивать альтернативные стратегии и взгляды.

В журнале Frontiers in Psychology появилась статья о влиянии личностных черт на формирование так называемых эхо-камер в социальных сетях. Платформами для анализа послужили Twitter (ныне Х) и Weibo. Определяя эхо-камеру как сеть, где пользователи взаимодействуют исключительно с единомышленниками, авторы установили, что пользователи с похожими чертами объединяются в зависимости от темы дискуссии, в конечном итоге формируя однородные сообщества, в которых нет места альтернативным мнениям.

Эффект ореола

Этот эффект описывает склонность судить о человеке или объекте на основе одного качества или достижения. В контексте советов это означает, что успех одного человека в определенной области может навести на мысль о его компетентности в других сферах, даже если для этого нет оснований. Это может привести к тому, что советы успешных людей в одной области будут восприниматься как ценные и в других контекстах, несмотря на отсутствие у них экспертизы.

Например, может начать казаться, что хорошая певица разбирается еще и в здоровом питании, поэтому ее советы относительно диеты полезны и эффективны. Именно в силу эффекта ореола может возникнуть желание прислушиваться к бизнесменам, дающим рекомендации в области семьи, воспитания детей.

Исследования в области социальной психологии и маркетинга показали, что эффект ореола может существенно влиять на восприятие продуктов, в том числе информационных, и брендов.

Каждое из этих когнитивных искажений подчеркивает, как важно критически подходить к советам, особенно когда они касаются здоровья и стратегий успеха. Независимо от того, насколько убедительным или авторитетным кажется источник, следует изучать разные мнения и исследовать факты.

Как изучение иностранного языка меняет мозг и как заниматься эффективно