Детство у экрана: чем отличается поколение альфа и какое будущее его ждет
Чтобы прикоснуться к будущему, совсем не обязательно гадать на хрустальном шаре или картах Таро: «услышать будущего зов» можно в голосах поколения альфа. Такое название новому поколению людей, родившихся с 2010 по 2024 год, дал австралийский демограф и социальный исследователь Марк Маккриндл. Раньше, согласно теории поколений, каждой новой возрастной формации присваивалась очередная буква латинского алфавита. Последнюю букву, зет, получили зумеры (1997–2010). Называя новичков альфой — первой буквой греческого алфавита, — Маккриндл хотел подчеркнуть, что современные дети родились в совершенно новой эпохе. Они не знали жизни без новых технологий и уже находятся одной ногой в будущем — в самом футуристичном смысле этого слова.
Признаки поколения альфа
Что нам известно об альфах? Они обгонят беби-бумеров и станут самым многочисленным поколением в истории: к 2025 году их будет больше 2 млрд. Большинство альф родом из Китая, Индии и Индонезии — они приблизят «век Азии». Согласно данным исследовательской компании McCrindle, у современных детей будет большая продолжительность жизни, более благополучное материальное положение и более разнообразная культура. Во взрослом возрасте новому поколению будут свойственны частые переезды и смена карьеры.
Идентичность нового поколения во многом строится вокруг гаджетов, так как на рождение старших альф пришлось появление первых iPad, которые их родители — миллениалы — активно использовали как развлекательные и обучающие девайсы. По этой причине альф прозвали «детьми айпадов» и «скринейджерами», подчеркивая их неразлучность с гаджетами.
Неоднозначны последствия такого раннего, буквально с пеленок, знакомства с экраном. С одной стороны, у современных детей больше развиты техническая грамотность, многозадачность, с другой — у них наблюдаются сокращение концентрации внимания, неразвитость социальных навыков и интернет-зависимость.
Кроме того, ранний доступ к большим объемам информации повлиял на скорость взросления альф: они раньше других поколений вступят в подростковый возраст и достигнут психологической зрелости, но позже сепарируются от родителей и начнут самостоятельно зарабатывать.
Еще один фактор, повлиявший на формирование нового поколения, — активное развитие социальных сетей. Альфы ведут личные блоги, следят за инфлюенсерами и следуют трендам. Важной чертой общения современных детей стал обмен новостями и информацией в форме постов, мемов, снэпстриков и коротких видеороликов. Соцсети дают возможность альфам находиться в постоянном контакте друг с другом и тем самым сохранять и укреплять социальные связи, проявлять свой творческий потенциал. Однако они рискуют стать более замкнутыми и изолированными от внешнего мира, а также столкнуться с кибербуллингом и попасть под влияние сомнительных авторитетов.
Мультимодальное обучение
Альфы будут учиться дольше всех поколений, прогнозируют исследователи. И для того чтобы преуспеть в обучении и стать востребованными на рынке труда, им потребуется освоить набор компетенций, в котором главную ценность будут представлять жизненные навыки — адаптивность, способность принимать решения, эффективно общаться с людьми и разрешать конфликты.
Благодаря новым технологиям перед альфами открыт мир новых возможностей, в котором можно будет как легко преуспеть, так и потеряться при отсутствии необходимых ориентиров и целеустремленности. Кроме того, опросы показывают, что у современных детей плохо развиты критическое мышление, навыки презентации и лидерские качества. Помимо передачи академических знаний, школы, по мнению родителей, должны развивать адаптивность, целеполагание и навыки 4К (критическое мышление, креативность, коммуникация, координация).
Хотите узнать больше? Посмотрите фильм и познакомьтесь с типичными представителями поколения альфа:
Одна из главных особенностей поколения альфа — привычка активно взаимодействовать с разными видами контента. Дети сегодня самостоятельно выбирают способы и каналы получения информации — решают, что им смотреть, слушать, читать. Альфы также привыкли получать персонализированный контент, который предлагают им алгоритмы на основе их интересов и потребностей. В школе же дети сталкиваются с другой системой, в которой они чаще всего остаются пассивными слушателями, не влияющими на процесс. Сниженная концентрация внимания и клиповое мышление мешает им фокусироваться и воспринимать большие объемы информации, а недостаток интерактива и комбинации форматов на уроках приводит к тому, что они быстро теряют интерес.
Решением этой проблемы может стать мультимодальное «глубокое» обучение, сочетающее разные форматы взаимодействия с контентом на основе стилей VARK:
- визуальный — картинки, видео, инфографика;
- аудиальный — подкасты, лекции;
- чтение и письмо;
- кинестетический — практические задания.
Обучение, как правило, происходит на основе системы управления обучением LMS — программного приложения для администрирования учебных онлайн-курсов. Благодаря такой стратегии обучение становится более интерактивным и увлекательным, а дети дольше остаются сосредоточенными и лучше запоминают информацию. Так, исследование показало, что 65,6% опрошенных молодых людей предпочитают мультимодальное обучение. Не зря его также называют «доступным» и «персонализированным», поскольку оно учитывает разные стили обучения и предпочтения, а также поощряет творческий подход и способность нестандартно мыслить. К мультимодальному обучению относятся: разбор конкретных примеров из реальной жизни (Case Study Instruction), групповые задания, мультимедийные исследовательские проекты и образовательные игры.
Профессии будущего
Поскольку альфы будут дольше учиться, они позже начнут работать и выйдут на пенсию только после 70 лет. При этом они будут часто менять место работы и сферу деятельности, постоянно повышать квалификацию и проходить переподготовку. Именно поэтому адаптивность будет самым ценным и востребованным навыком этого поколения.
Когда в ближайшее десятилетие альфы войдут на рынок труда, многие профессии уже исчезнут и появятся новые. И если в этом перечне уже ожидаемо фигурируют «специалист по кибербезопасности», «пилот дрона», «инженер дополненной и виртуальной реальности» и «агент по космическому туризму», то позиции «wellbeing-менеджера», «специалиста по упрощению жизни» (life simplifier), «сомнолога» и «сити-фермера» вызывают удивление.
Актуальность профессии wellbeing-менеджера объясняется тем, что культура благополучия (wellness) достигнет своего апогея лет через десять, когда альфы начнут работать. При поиске работы фактор благополучия будет решающим для нового поколения. Задача «специалиста по упрощению жизни», вероятнее всего, будет связана с персонализацией и упрощением сервисов. Он будет разрабатывать приложения, которые помогут улучшить самочувствие и качество жизни. Сити-фермеры будут выращивать продукты питания на крышах домов, в подвалах и переоборудованных складах, используя вертикальные фермы.
Разборчивые потребители
Несмотря на то что альфы только вступили в подростковый возраст, большинство из них, согласно опросу, влияют на решения родителей о покупке и уже обладают покупательной способностью. Чаще всего дети проявляют инициативу при покупке игрушек, одежды, еды и напитков. Не стоит забывать и о том, что альфы растут в эпоху кастомизации и максимальной персонализации товаров и услуг. Так что в первую очередь они будут готовы платить за то, что будет отражать их ценности и личные интересы.
Активное присутствие в соцсетях, публикация визуально привлекательного контента, интерактивный сайт, коллаборации с инфлюенсерами — все это важно, чтобы привлечь внимание нового поколения. Альфы будут чаще совершать онлайн-покупки, чем ходить по магазинам. Кроме того, им важно взаимодействовать с брендом: публиковать собственный контент и получать обратную связь. Взаимодействие должно иметь элементы игры, например конкурсы, розыгрыши и квесты.
Бренды с социальной и экоповесткой тоже будут пользоваться популярностью у нового поколения. Интерес к экоповестке передали альфам зумеры, которые активно привлекали внимание к проблеме глобального потепления в соцсетях и участвовали в экоактивизме.