Стиль
Жизнь Как стать успешным блогером и можно ли на этом заработать в 2023 году
Стиль
Жизнь Как стать успешным блогером и можно ли на этом заработать в 2023 году
Жизнь

Как стать успешным блогером и можно ли на этом заработать в 2023 году

Фото: rawpixel
«РБК Стиль» разбирается, когда можно выгодно вложиться в личный блог в 2023 году, а когда не стоит, и с чего начать

В 2023 году доходы блогеров выросли почти на 30% за счет рекламодателей, которые чаще стали выбирать их, чем таргетированую или контекстную рекламу. Несмотря на блокировку Meta (компания признана экстремистской и запрещена в России), русскоязычных авторов в соцсетях становится больше. Но стоит ли заводить блог с нуля в 2023 году, если к марту в России насчитывалось 63 млн активных пользователей соцсетей? Выяснили, какие соцсети лучше выбрать экспертам, бизнесменам и лайфстайл-блогерам, а в каких случаях стоит обратить внимание на другие каналы продвижения.

Кто такой блогер

Блогер — это автор собственного сайта, страницы на платформе или канала в мессенджере (блога). Блог может представлять собой личную страницу автора или служить информационной витриной организации. Блогер пишет о событиях или темах, которые ему интересны, делая это регулярно, с добавлением фото, видео и ссылок на другие ресурсы, которые представляют интерес. Чаще всего блогер дает читателям возможность комментировать публикации.

Фото: rawpixel

Кто может стать успешным блогером

1. Эксперты

Если вы интересуетесь соцсетями и являетесь экспертом в какой-то сфере, то самое время начать регулярно вести блог. По крайней мере, цифры по востребованности блогеров говорят в пользу этого. Их популярность как рекламного канала выросла после блокировки Google Ads, Facebook Business (принадлежит Meta, которая признана экстремистской и запрещена в России) и каналов монетизации YouTube. За первые два месяца 2023 года блогеры подняли стоимость на услуги рекламной интеграции на 10–20%, а цена привлечения клиентов на российских платформах выросла в четыре-пять раз по сравнению с соцсетями Meta.

Для эксперта блог — это в первую очередь шанс поднять цену в несколько раз и получить признание среди коллег и клиентов. «Если ты классный спикер и специалист, об этом знают 50 человек. Но если ты публикуешь информацию о себе, кейсах и проектах, то пока ты спишь, интернет на тебя работает», — говорит Кирилл Диденок, основатель компании инфлюенс-маркетинга Didenok Team, которая специализируется на работе с известными блогерами.

Как стать блогером, если вы — эксперт

  • Обсуждать новости, высказывать свое мнение о трендах.
  • Необязательно посвящать блогу слишком много усилий: можно взять помощника, делать репосты полезных для вашей аудитории новостей.
  • Заранее подготовить материалы для публикаций на случай, если у вас будет полная загруженность.
Фото: rawpixel

2. Предприниматели и топ-менеджеры

Развитие личного бренда как дополнение к бизнесу может повысить лояльность и прибыль компании. К тому же топ-менеджеры и предприниматели могут быстрее стать инфлюенсерами, имея и пару тысяч подписчиков, если их подписчики — другие топ-менеджеры.

Так, к примеру, Михаил Воронин, создатель бизнес-клуба «Атланты», сам ведет соцсети больше десяти лет и решил в 2023 году попробовать выйти на YouTube.

«Системно я веду соцсети последние полгода: Telegram, Instagram (принадлежит Meta, компания признана экстремистской и запрещена в России) и теперь YouTube. Многие знают бренд «Атланты», но не знают, кто его создал, это было упущение. Мы много вкладывали в маркетинг «Атлантов», но сейчас я понял, что личный бренд — это эффективный инструмент для развития «Атлантов» и других проектов», — рассказывает Михаил.

«Многих демотивирует отсутствие большого числа просмотров и подписчиков. Но у топ-менеджеров и предпринимателей суперограниченная тема, и надо быть готовым, что цифры будут очень лимитированные. Это не должно быть останавливающим фактором, чтобы креативить, вкладывать деньги и силы», — говорит Диденок. — Когда будет телеграм-канал с 5 тыс. менеджеров и топ-менеджеров, к вам начнут приходить бренды».

Как стать блогером предпринимателю

  • Миксовать экспертный контент и личные лайфстайл-темы.
  • Продумать потенциально конфликтные стороны. К примеру, если топ-менеджер становится звездой, а владельцы компании — нет.
  • Лучше иметь страсть к ведению соцсетей и самостоятельно изучать конкурентов, не делегируя эту задачу помощникам.

3. Модники, путешественники, актеры, спортсмены

Лайфстайл лайфстайлу рознь, блоги «ни о чем» были популярны в 2010-х годах: блогеры рассказывали, что едят, где путешествуют, как живут. Если чувствуете, что готовы делиться с миром, но пока не нашли свою нишу, можно попробовать выбрать одно из своих увлечений, например кулинарию или путешествия в необычные места. Не забудьте посмотреть, что уже сделали конкуренты, и взять на заметку, какие посты у них самые популярные.

«Лайфстайл был популярен на YouTube десять лет назад, позже так становились звездами в Instagram. Я верю, что «ВКонтакте» по такому же принципу очень скоро станет социальным лифтом. Многие иностранцы, которые были популярны, в том числе в TikTok, больше неактуальны, что дает новым людям возможность потихоньку расти и получать первые контракты», — говорит Диденок.

Фото: rawpixel

Как стать лайфстайл-блогером

  • Повторять тренды, которые появляются в этой соцсети, чтобы набирать просмотры и аудиторию.
  • Профессиональным блогерам лучше вести несколько площадок сразу, отследить и выбрать те, где ваша тема больше заходит.

Как стать блогером: с чего начать

  1. Определиться с целью — для чего вам блог.
  2. Целевая аудитория — для кого, какой возраст, что ей интересно.
  3. Тематика — о чем хотите писать.
  4. Изучить блоги конкурентов: выделить лучшие практики, преимущества и недостатки.
  5. Придумать запоминающееся название.
  6. Выбрать оформление для создания визуальной ассоциации.
  7. Выбрать платформу, опираясь на данные по возрасту, интересам и доходам аудитории (не все соцсети раскрывают статистику, но ее можно узнать в блогах по маркетингу и SMM), а также отталкиваясь от формата, который вам ближе.
  8. Создать контент-план на основе конкурентных преимуществ и лучших практик других блогеров. Можно выбрать популярные посты и сделать контент на эти же темы.
  9. Делать кросс-постинг.

«Например, в Telegram пишите текстовый пост, для Shorts в YouTube запишите видео на эту же тему, а в запрещенной соцсети сделайте карточки с текстом или Reels. В любом случае необходимо исследовать свои возможности в разных форматах, делать тестирование аудиторий и принимать решение, исходя из полученных данных», — советует генеральный директор агентства «Апрель» Всеволод Шеховцев. При создании блога он рекомендует загуглить, чем пользуется ваша целевая аудитория, и начать вести блог там.

«Композиторы во все века начинали с подражательства. Так же и блогеры: сначала они выбирают кумиров, повторяют их контент, пытаются забрать немного аудитории», — говорит Диденок. Когда к вам придет первая аудитория, будет сформирована понятная ниша, тогда можно начинать креативить, считает он.

Начать стоит с того, что вас действительно интересует, в чем вы разбираетесь, советует управляющий партнер Feedstars Екатерина Прохорова.

Фото: rawpixel

Где эффективнее вести блог

Telegram, «ВКонтакте» и YouTube

Telegram, «ВКонтакте» и YouTube — самые привлекательные площадки для рекламодателей. Но есть ли там ваша целевая аудитория и каковы возможности продвижения?

По словам Прохоровой, все еще велик риск блокировки зарубежных площадок на территории России, поэтому необходимо изучать платформы в отечественной диджитал-среде, такие как «Дзен», «ВК», «Одноклассники», Telegram.

«Для продвижения в секторе B2B мы не советуем сильно вкладываться во «ВКонтакте», его лучше использовать как дополнительный источник трафика. Если же вы блогер, лидер мнений или работаете в В2С-секторе, то он вполне подойдет», — считает Шеховцев.

Россияне чаще всего смотрят видео в YouTube, политизированная и деловая аудитория заходит в Facebook (принадлежит Meta, компания признана экстремистской и запрещена в России). «Одноклассниками», «ВКонтакте», TikTok, Instagram и Facebook пользуются преимущественно женщины, а Twitter и YouTube — мужчины.

Те, у кого есть аккаунт в Instagram, могут попробовать Threads (принадлежит Meta, компания признана экстремистской и запрещена в России). В начале июля Instagram запустил новую соцсеть, в которой можно делиться небольшими текстами, фото и видео наподобие Twitter. Здесь пока сложно оправдать какие-либо вложения, прошло меньше месяца, а число активных пользователей упало на 70%. Несмотря на это, бренды используют ее как дополнительный канал увеличения лояльности клиентов. Выйти в новую соцсеть может быть полезно небольшим компаниям и блогам, чтобы привлечь внимание, так как сообщения могут достичь более широкой аудитории.

Stories в Telegram стали доступны для всех пользователей

Фото: rawpixel

Соцсети маркетплейсов

Средний и малый бизнес, который раньше продвигался в Instagram, теперь ушел на маркетплейсы либо в соцсети маркетплейсов, хотя они пока не очень развиты среди российских площадок. Например, Ozon делал попытку создать свою соцсеть: в апреле 2022 года запустил «Моменты», но уже через год объявил о закрытии. В «Моментах» пользователи и продавцы могли делиться вертикальными видео и фотографиями, как в Stories. Ролики можно было монетизировать, добавляя в них карточки товара. По заявлению компании, Ozon будет и дальше развивать видеоконтент, но сделает упор на высокую конверсию в покупку.

Создание собственных сетей, по словам Прохоровой, позволяет маркетплейсам оставаться конкурентоспособными, уменьшать зависимость от других соцсетей и привлекать новых пользователей.

«Amazon, Etsy и eBay в разное время экспериментировали с созданием собственных социальных сетей, но прекратили их развитие из-за недостаточной эффективности. На российском рынке можно отметить «Авито.Объявления» (бывшая «Авито Мир»), где пользователи могут общаться и делиться контентом, связанным с покупкой и продажей товаров», — отмечает она.

«Дзен»

Эксперты считают «Дзен» недооцененной платформой среди блогеров. Платформа удобна для текстовых блогов и, возможно, для видео, говорится в отчете Brand Analytics. Там есть возможность публиковать как длинные, так и короткие видео. В основном на «Дзене» — представители средней и старшей возрастной категории, отмечает Прохорова.

«Непопулярные темы на «Дзене» — это бизнес, аналитика новостей, финансы (не бытовые, а для профессиональных инвесторов) и программирование, отмечает Шеховцев. «Все-таки люди заходят на этот сайт, чтобы провести несколько минут в рабочем перерыве, не скучая: почитать новости, рецепты и т.д.», — говорит он. С целью привлечь аудиторию и рекламодателей Шеховцев советует писать «простые для понимания и короткие статьи».

«Партнерская программа «Дзена» позволяет получать деньги за просмотры и подписчиков. «Яндекс» еще и поисковик, поэтому очень хорошо работают алгоритмы выдачи в поисковике [для текстов c «Дзена»]», — говорит Диденок.

Фото: rawpixel

Способы продвижения блога

  • VK: с помощью сервиса «VK Реклама» (умная генерация целевой аудитории, таргетированная реклама, возможности рекламы в «Одноклассниках»), реклама у блогеров.
  • Telegram: реклама в сторонних каналах.
  • Instagram: проведение розыгрышей и конкурсов с призами; использование платных рекламных инструментов, если у вас не российский аккаунт.
  • YouTube: сотрудничество с другими ютуберами и блогерами, реклама на YouTube через Google Ads.
  • «Дзен»: рекламный кабинет «ПромоСтраницы», упоминание каналов в постах, репосты и закрепленные сообщения.

Надо помнить, что на продвижение придется потратить примерно в два раза больше, чем на сам контент. «Есть золотое правило, что хотя бы столько же сил и ресурсов надо потратить на продвижение контента, как и на его создание. Возможно, придется два-три года потратить на изучение и помучиться с этим всем», — предупреждает Диденок.

Не забывайте о бесплатных способах продвижения:

  • коллаборации с блогерами и сообществами со схожей аудиторией и числом подписчиков;
  • экспертные комментарии под новостями групп на вашу тематику;
  • ньюсджекинг: видите хайповую новость — пишите на эту тему, чтобы ваш материал попал в поиск, когда люди будут искать ее.

Когда стоит обращаться к специалистам

Если вы не привыкли писать или у вас нет на это времени, стоит нанять копирайтера, советует Прохорова. «Копирайтеры больше всего востребованы в телеграм-блогах. Таргетологов привлекают на этапе продвижения, чтобы эффективно донести рекламное сообщение до целевой аудитории и получить максимальное число конверсий. Помощник может быть полезен, если у вас уже налажен процесс публикации контента и надо закрывать дополнительные задачи», — советует эксперт.

Все зависит от размера компании и целей блога: чем больше компания, тем больше задач по SMM-продвижению и тем серьезнее подход. «Если вы корпорация, лучше обратиться в агентство, которое полностью возьмет на себя работу с соцмедиа. Также можно собрать свою SMM-команду. Если же вы физлицо, то поначалу можно справиться самостоятельно или обратиться к фрилансерам», — говорит Шеховцев. Кроме копирайтеров и таргетологов, в агентствах есть креаторы, которые создают креативные концепции, и продакшен, который занимается фото- и видеосъемками для публикаций и рекламных кампаний.

Помощник или команда должны быть близки целевой аудитории. Если говорить про экспертный контент «психология», «маркетинг», «юриспруденция», то подросток не сможет написать текст, говорит Диденок. Но часто, когда блог начинает расти, специалисты находят вас сами.

Фото: rawpixel

Когда точно не стоит инвестировать в блог

  1. Если вы работаете в компании или сфере, для которой важна закрытость.
  2. При найме на работу вас просили не вести соцсети или не рассказывать в них про компанию.
  3. Финансирование может закончиться послезавтра. Не стоит вкладываться, если не собираетесь вести блог регулярно.
  4. Когда аудитория стабильно приходит из других каналов, а не из соцсетей. Лучше потратить бюджет на то, что гарантированно принесет клиентов, например съездить на выставку или на конференцию.

В некоторых компаниях, к примеру, связанных с госсектором или выполняющих для него заказы, просят не разглашать рабочие задачи, в том числе в соцсетях. Тогда потенциальному блогеру приходится изощряться и искать еще одну сферу, в которой он является экспертом, не связанную с основной работой. «Есть люди, которым нельзя показывать реальную жизнь и реальные рабочие задачи. Им приходится ограждаться от этого и полностью придумывать параллельную линию, возможно, без лайфстайла, но с какими-то темами и экспертными материалами», — говорит Диденок.

Не бойтесь экспериментировать

Без экспериментов и проб нельзя проверить гипотезы, которые могут повысить вашу узнаваемость. «Вначале человек не знает, что он сможет, а что нет и как это реально будет. Взрослые люди думают, что все уже снято и рассказано, уже все занято, и поэтому они не начинают. Это барьер, с которым люди так ничего и не делают, просто периодически грустят — вот, хотелось бы попробовать... А подростков это не останавливает, они просто берут и делают», — поясняет Диденок.

«Успех зависеть будет от того, насколько сильно это вдохновляет конкретно вас, от регулярности ведения блога, а также полезности контента для вашей целевой аудитории», — заключает Шеховцев.