Стиль
Жизнь Онлайн-сваха и вино по FaceTime: где, как и зачем знакомятся во время пандемии
Стиль
Жизнь Онлайн-сваха и вино по FaceTime: где, как и зачем знакомятся во время пандемии
Жизнь

Онлайн-сваха и вино по FaceTime: где, как и зачем знакомятся во время пандемии

Онлайн-сваха и вино по FaceTime: как и зачем знакомятся во время пандемии
Лишившись возможности пойти на свидание, люди не перестали знакомиться: дейтинг-приложения отмечают небывалую активность пользователей, а Zoom и FaceTime заменили кафе и кинотеатры. «РБК Стиль» разобрался, как индустрия знакомств переживает карантин.

В начале марта из-за пандемии коронавируса в большинстве стран мира ввели жесткие ограничения. Закрылись рестораны и парки, мы перестали общаться из-за риска заражения. Казалось бы, эти условия должны были поставить под удар само существование дейтинг-индустрии, но в отсутствие альтернатив люди быстро освоили самые разные онлайн-форматы для знакомств и свиданий.

Три миллиарда свайпов

Статистика показывает, что люди в период пандемии стали чаще пользоваться сервисами для знакомств. По итогам апреля дейтинг-приложение Tinder заняло третью строчку в рейтинге самых «кассовых» неигровых приложений за месяц, а 29 марта его разработчики зафиксировали рекордное количество свайпов (пролистывания анкет) — 3 млрд за один день.

Всеобщий карантин и желание привлечь дополнительный интерес к приложению побудили команду Tinder сделать бесплатной функцию «Загранпаспорт», с помощью которой можно искать партнера в любой точке мира. Кроме этого, до конца июня компания планирует представить крупное обновление. Match Group, куда входит Tinder, провела опрос о том, как изменились предпочтения в коммуникации среди пользователей дейтинг-сервисов — 69% респондентов заявили, что хотят общаться в видеоформате. Чтобы удовлетворить возникший спрос, Tinder запустит функцию видеозвонков.

Фото: tinder.com

Представители Bumble — главного конкурента Tinder в США — также отмечают рост использования приложения. К концу апреля пользователи стали отправлять сообщений на 16% больше, чем до карантина. На 40% увеличилось количество видеозвонков.

«Мы проводили опросы среди пользователей и выяснили, что у многих из них во время карантина общение стало более душевным. Например, одна девушка рассказала нам, что после видеозвонка молодой человек прислал ей цветы. Это показывает, что люди стремятся к близкому контакту в такое сложное время, — комментируют "РБК Стиль" представители Bumble. — Мы поддерживаем любое общение, но призываем проводить свидания только онлайн. Чтобы способствовать этому, мы запустили несколько новых функций. Одна из них — бейдж "Готов к виртуальному свиданию" в профиле. Он поможет выбрать человека, который тоже хочет общаться в видеоформате».

Также Bubmble запустило онлайн-игру: «Вы оба отвечаете на одни и те же вопросы (к примеру, как вы развлекали себя в последние недели) и таким образом находите что-то общее. Еще мы разрешили искать людей по всему миру, сняв ограничения на фильтр дистанции, и ввели аудиосообщения, чтобы люди во время пандемии стали ближе друг другу».

Фото: bumble.com/ru/

Онлайн-знакомства в России

Чарты App Annie показывают, что в нашей стране самыми скачиваемыми дейтинг-приложениями этой весной стали Badoo и Mamba. По словам исполнительного директора Mamba Ярослава Сергеева, в первое время после объявления карантина люди стали меньше пользоваться ресурсом, но к началу апреля метрики стали расти — приложение обогнало своих конкурентов. Глубина переписки выросла на 18%, но количество новых пользователей существенно не прибавилось. Средний чек (Mamba предлагает множество платных функций) также не увеличивается — это показывает, что в период пандемии люди стали более экономны. В компании задумались о внедрении видеозвонков и на данный момент ищут подрядчика. Ярослав Сергеев отмечает, что до карантина этот функционал несколько раз тестировался, но был не принят пользователями. Сейчас у них появились новые паттерны поведения и привычки.

Пандемия коронавируса повлияла и на репрезентацию пользователей в приложении. «Ситуацию можно сравнить с чемпионатом мира 2018-го, когда Mamba запестрела разрисованными лицами фанатов. Сейчас довольно много лиц в масках. Самые отчаянные шутники выбирают себе имена типа Коронавирус Петрович, Ковид Сергеевич, пишут в приветствии анкеты, что ищут пару для того, чтобы пережить самоизоляцию, либо, наоборот, что за любое упоминание о самоизоляции и коронавируса отправят в бан. Довольно быстро появились теги "covid19", "коронавирус", "пандемия". Через них можно найти человека из другого региона или страны и спросить, как у них обстоят дела с коронавирусом», — рассказывает исполнительный директор Mamba.

Мир на карантине: ситуация за границей

Фото: mamba.ru

Как и большинство дейтинг-сервисов, Mamba привлекает внимание пользователей к ситуации с пандемией: рассылками, пуш-уведомлениями и постами в социальных сетях. В логотипе приложения появился хештег #лучшедома. При этом Mamba не призывает воздерживаться от свиданий вживую. «Это личное дело каждого. Все взрослые люди, все умеют принимать решения. Кроме того, существует электронный пропуск для передвижения в личных целях», — подчеркивает Ярослав Сергеев.

Как устроен рынок онлайн-дейтинга в России

А вот российское приложение для поиска партнера для секса Pure, казалось бы, должно испытывать серьезные трудности во время всеобщего карантина, но в действительности его положение нельзя назвать бедственным.

«Мы верим в переход секса и дейтинга в онлайн. Карантин лишь ускорил эти процессы, — рассказывает COO Pure Ольга Петрунина. — Распробовав прелести секстинга или удаленного секса, люди могут уже и не захотеть вернуться к сексу настоящему. Во время самоизоляции наши пользователи переключились с реальных встреч на вирт. Мы заметили увеличение активности: девушки стали сидеть в приложении на 30% дольше, а парни стали на 27% больше покупать функцию выделения своего профиля. Сейчас команда Pure активно работает над новыми функциями, в ближайшее время мы выпустим видеозвонки с интегрированным AR, долгосрочная цель — дать пользователям все инструменты, чтобы выразить и познать свою сексуальность: AR, VR, а также AI matching, теледильдонику и даже synthetic humans». (Последние три: более точный поиск с помощью искусственного интеллекта, технология, используемая для секса на расстоянии, и взаимодействие с андроидами.)

Фото: pure.app

«Если вы готовы пропустить смол-ток»

Другие менее известные на российском рынке приложения для знакомств также начали меняться в период пандемии. Hinge — сервис для поиска длительных отношений c более 5 млн пользователей — запустил функцию «Date from home». Она помогает легче перейти к виртуальному свиданию: у каждого участника беседы всплывает уведомление с предложением перейти к видеозвонку. Пока оба не ответят «да», уведомление не высветится у каждого на экране. Чтобы не покидать своих пользователей во время их общения в другом приложении, Hinge выпустили набор романтических фонов для Zoom.

HER — приложение для ЛГБТ-сообщества со схожим с Hinge количеством пользователей — во время пандемии устраивает онлайн-сессии спид-дейтинга в 15 городах по всему миру. Кроме этого, для своего сообщества компания организует мероприятия в Zoom: от дискуссий с сексологом до показов фильмов.

Фото: weareher.com

Feeld — cекс-позитивное приложение для людей, которые практикуют нестандартные формы сексуальной связи, — во время пандемии запустило функцию эксклюзивных виртуальных локаций. Они называются «Оставайтесь дома» (для обычных «невинных» знакомств), «Трио на расстоянии» (для общения втроем) и «Бункер фантазий». Последняя локация описывается одной фразой: «Если вы готовы пропустить смол-ток». По данным компании, это нововведение привлекло более 15 тыс. человек из 70 стран.

Для чего знакомятся во время пандемии

«Исходя из моих опросов и наблюдений, с началом пандемии повсеместно возрос спрос на дейтинг-приложения. Пользователи стали активнее», — рассказывает медиаисследователь и преподаватель НИУ ВШЭ Ольга Соловьева.

Психоаналитический психотерапевт Анна Зябрева связывает это с ситуацией исключительной неопределенности и нестабильности: «Желание пойти в Tinder и собрать нужное количество "мэтчей" — это и про быстрый способ справиться с совершенно понятной тревогой изоляции, и про верификацию ощущения "меня лайкают — а следовательно, я здесь и я видим", и про подтверждение того, что где-то еще существует и ждет большой мир возможностей».

Фото: bumble.com/ru/

По словам Ольги Соловьевой, в дейтинг-приложениях во время пандемии сильно увеличился запрос на коммуникацию сексуального характера — секстинг. «Пользователь понимает, что не может встретиться с потенциальным партнером и нет другой возможности удовлетворить сексуальную потребность. Этот тренд повлиял на поведение пользователей, изменил их ожидания от общения. Люди стали присылать больше откровенных фотографий, и их стали чаще запрашивать», — комментирует исследователь.

Анна Зябрева находит психоаналитическое объяснение этому феномену: «Перед нами классическая оппозиция влечения к жизни и влечения к смерти. На фоне ежедневных сводок о заболевших и погибших от коронавирусной инфекции особо важно чувствовать себя витальным, здоровым, потентным. Окружающему смертельному контексту нужно противопоставить что-то либидинальное. Даже если это либидинальное обретает форму спам-рассылки своих обнаженных селфи».

Процесс знакомства в дейтинг-приложениях во время пандемии сильно изменился, и речь идет не только о возросшей популярности секстинга. Многие пользователи столкнулись с новыми вызовами и непривычными ощущениями во время общения.

7 альтернатив видеосервису Zoom

Не выходя из онлайна

Влад, фрилансер, 26 лет, обычно использует Tinder для поиска временных сексуальных связей. После объявления карантина он продолжил сидеть в приложении: «Стало обидно, что я не могу реально встретиться с девочкой и приходится ограничиваться какими-то переписками. Но мне скучно: я хочу флирта и прикольных разговоров. Заметил, что все стали менять описания анкет. Видел подписи у девушек что-то вроде "Встретиться не удастся, но хоть поболтать". "Сберегла ли ты меня для себя в карантине?" — подумал я и написал это у себя в профиле».

По словам Влада, коронавирус все обсуждают даже во время знакомства. К примеру, разговоры про кино сводятся к тому, что в кинотеатры больше не пойти. На вопрос о мотивации при онлайн-общении Влад отвечает, что ждет внезапной искры: «Не в сексуальном плане. Просто ты почувствуешь в какой-то момент, что это твой человек. Мотивация в том, чтобы от шаблонного диалога в начале переписки перейти к реально близкому общению. Ты захочешь в него погрузиться, несмотря на онлайн-формат. Так у меня было с девочкой из Казахстана. Она оказалась TikTok-блогершей. Это был редкий случай, когда я в голос смеялся от чужих шуток. Мы оба получили огромное удовольствие».

За рамки Tinder во время карантина общение с девушками у Влада так и не вышло: «Я переписывался с одной девочкой и решил проявить инициативу. Сказал, что обычно в таких ситуациях приглашают на свидание, а я могу разве что позвать домой. Она согласилась, но я, в итоге, испугался. Здравый смысл или попросту паранойя взяли вверх. Друг, услышав эту историю, сказал, что нужно было обменяться с ней фотками или попробовать пообщаться по видео».

Кадр из фильма «Всем парням, которых я любила раньше»
Кадр из фильма «Всем парням, которых я любила раньше»

Некоторые пользователи дейтинг-приложений относятся к личным встречам в период пандемии более спокойно. Студентка Екатерина рассказывает, что вначале у нее была небольшая паника. Она боялась, что больше не сможет выйти на улицу и общаться с людьми, но по мере продления карантина ощущения изменились: «Когда ситуация перестала казаться столь угрожающей, я захотела пойти погулять с человеком уже через несколько дней переписки. Я на себе почувствовала, что люди стали более открытыми. Ко мне приехал парень, у которого есть разрешение на свободное передвижение по городу. Мы погуляли между домами. Заразиться я не боялась, так как мы оба были в защитных средствах».

Сейчас Екатерина продолжает общаться вживую с несколькими людьми, с которыми она познакомилась в Tinder: «Я оформляю пропуск, езжу к ним на посиделки, и они делают так же. Мне ужасно страшно во время поездок и, возможно, поэтому я продолжаю общаться с этими людьми. Каждый раз я чувствую, что участвую в какой-то авантюре. Мне не хватало этих эмоций до карантина. Я получаю адреналин».

Маркетолог Ирина, 24 года, выбрала более безопасный способ сближения: «Я никогда долго не переписываюсь в Tinder. Оттуда я ухожу в мессенджер, а затем созваниваюсь с человеком. Сейчас разговор по телефону превратился в видеозвонок. Он по сути заменяет первое свидание, до карантина это было бы ужасно странно. Во время пандемии у меня было несколько FaceTime-свиданий. Инициатива всегда исходит от парня. В FaceTime мы уже не обсуждаем коронавирус. Эта тема нужна только для самого начала общения».

Как оказалось, с помощью FaceTime можно воссоздать атмосферу первого свидания. «Один парень предложил мне устроить чаепитие, потому что мы не можем никуда сходить, — продолжает Ирина. — Я взяла свою необычную большую кружку для чая, и мы долго ее обсуждали. С другим мальчиком мы говорили о готовке и гриле. Он предложил устроить вечер с вином. Я немного нервничала, но все прошло отлично. Бокал вина в руке расслабляет. Мы даже чокались через экран».

#инструктаж: как выбрать бокал для вина

Что не так с видеосвиданиями

FaceTime-свидания в одних аспектах удачно имитируют реальную встречу, но отчасти они негативно сказываются на общении. Речь идет не только об очевидной нехватке ощущений от физического контакта, Ирина отмечает двойственную природу онлайн-встреч: «Для меня реальное общение имеет большую дистанцию, чем разговоры по FaceTime. Когда ты созваниваешься по видео с человеком, то сразу снимаешь границы. Вы видите друг друга в домашней одежде, в отчасти интимной обстановке. При этом вы еще не успели по-настоящему сблизиться и ничего друг о друге не знаете. Такое общение быстро сходит на нет. Важно не уходить в бесконечные разговоры о культуре и искусстве. Иначе потенциальный партнер превращается в друга по переписке. Я стараюсь вносить в разговоры элемент флирта. Например, c одним парнем мы играли в "Правду или действие".

Кадр из сериала «Половое воспитание»
Кадр из сериала «Половое воспитание»

Другая сложность FaceTime-свиданий связана c тем, что ты смотришь на себя, а не на человека. Постоянно тянет проверить, нормально ли я выгляжу. Еще стало тяжелее понять, комфортно ли с тобой человеку. В общении вживую, если ты начинаешь грузить собеседника, он сразу это чувствует. Во время видеозвонка сложнее получить обратную связь».

Ирина думает, что после окончания карантина она будет чаще пользоваться Tinder: «Люди смогут лично общаться, а это — цель любого знакомства. В дейтинг-приложениях возрастет активность. Будет бум».

Как выживают клубы знакомств

Дейтинг-индустрия — это не только различные приложения. Многие продолжают искать партнера более традиционными способами: например, в клубе знакомств. В одном из них — клубе «Седьмое небо» — до пандемии можно было посетить вечеринку, сессию спид-дейтинга и попытаться найти пару индивидуально.

Основатель «Седьмого неба» Елена Коротаева рассказывает, как изменился ее бизнес: «Мы существуем десять лет. Наши клиенты — люди от 30 до 50 лет. В основном все с высшим образованием, представители среднего класса. До пандемии наш средний чек был около 1 тыс. руб. В него была включена стоимость напитка — так мы поддерживали интерес мест, где проходили мероприятия, к сотрудничеству. Помещения мы не арендовали, только теплоходы на большое количество человек.

С началом карантина нам пришлось отменить все мероприятия. Две недели думали, как быть дальше. В итоге начали проводить Zoom-вечеринки. На них все сначала общаются вместе, а затем мы распределяем людей по комнатам, как при спид-дейтинге. К сожалению, не все приняли новый формат. Ушли возрастные клиенты, и количество людей на мероприятии снизилось в два раза. Сейчас в каждой вечеринке участвует максимум 20 человек».

При этом, по мнению Елены, массовый переход в онлайн предоставляет удачную возможность охватить другие регионы и даже страны: «Мы уже сотрудничали с европейскими брачными агентствами и сейчас увеличиваем свою активность в этой области. Недавно мы провели международную вечеринку в Zoom. Несмотря на то что все владели базовым английским, мы привлекли переводчика. Еще в ближайшее время мы собираемся запустить другие онлайн-мероприятия. Это будут вебинары о том, как надо знакомиться и общаться. К практике мы хотим добавить теорию».

Клуб продолжает оказывать индивидуальные услуги в период пандемии, но они стали дороже и количество клиентов уменьшилось. «Новые договоры мы не заключали. Люди, которые обратились к нам до введения карантина, ждут его завершения, чтобы увидеться с потенциальным партнером вживую. Немногие согласились на первое свидание онлайн.

Текущая ситуация сильно ударила по нам в финансовом плане. Часть сотрудников ушла в отпуск за свой счет. Мы поддерживали их до последнего. Пришлось уменьшить стоимость билета на мероприятие в три раза — сейчас она составляет 200–300 руб. Мы сделали это в том числе для того, чтобы люди могли позволить себе билет. Сегодня сильно снизилась покупательская способность населения».

Елена считает, что многие конкуренты уйдут с рынка: «В нашей сфере у бизнеса нет подушки безопасности. Поддержку от государства как малый бизнес мы, к сожалению, получить не смогли. Мы не являемся предприятием в сфере отдыха и развлечений, которым она полагается. Наш клуб относится к виду деятельности "прочие услуги".

Как только разрешат собираться группами до 50 человек, мы возобновим мероприятия. Онлайн-формат постараемся не бросить, а дальше развивать. Я думаю, что, когда ограничения снимут, спрос на новые знакомства вырастет в разы. У многих сейчас проблемы со старыми партнерами. Кроме того, все просто устанут сидеть дома. Конечно, это зависит от состояния экономики. Уровень жизни может упасть, и люди будут меньше думать о знакомствах».

Онлайн-сваха

Татьяна — профессиональная сваха, продает свои услуги на одной из крупнейших торговых интернет-площадок. До пандемии она успевала познакомить 5–6 клиентов в месяц. Оплата — после результата, то есть если человек нашел себе пару. За работу Татьяна брала 5 тыс. руб.

«Сначала я спрашиваю, настроен ли человек на серьезные отношения. Если нет, то сразу отказываюсь. На каждого клиента я создаю анкету, указывая его предпочтения и то, что может заинтересовать потенциального партнера: место работы и проживания, возраст, наличие бывших отношений или детей, — рассказывает сваха. — Ко мне обращаются люди от 27 до 55 лет любого достатка. За годы работы я наработала себе большую базу мужчин и женщин. Кандидата я ищу среди них. Если появляется подходящий человек, я показываю паре фотографии. Если они друг другу понравятся, то даю контакты. После этого они договариваются о встрече. Мне обычно рассказывают, как все прошло. Когда человек остается доволен, моя работа заканчивается».

Кадр из фильма «Бойфренд из будущего»
Кадр из фильма «Бойфренд из будущего»

Татьяна работает и сейчас, но так как серьезные отношения во время карантина не завязать, о заработке речи не идет. «Мне продолжает звонить такое же количество людей, но до результата не доходит. Люди общаются только дистанционно, и получается, что я уделяю каждому клиенту меньше внимания. Нет необходимости контролировать результат личных встреч. Мой доход от этой работы упал до нуля, но я понимаю, что у всех сейчас плохо с финансами».

И все же свое занятие сваха рассматривает не только как способ заработать: «Во время пандемии я стараюсь идти навстречу людям. Несколько дней назад мне позвонил мужчина — я быстро нашла ему пару, но он попросил отложить оплату "до получки". Если клиент мне нравится, то я могу себе это позволить. Важнее всего, чтобы люди друг друга нашли».

Брачная история: что происходит с институтом семьи.