Стиль
Жизнь Как устроен рынок онлайн-дейтинга в России
Стиль
Жизнь Как устроен рынок онлайн-дейтинга в России
Жизнь
Как устроен рынок онлайн-дейтинга в России
По просьбе «РБК Стиль» журналистка Ольга Ваганова разбирается, в чем заключаются особенности российского онлайн-дейтинга и можно ли говорить о том, что из знакомств в сети сложилась целая индустрия.

Рынок онлайн-дейтинга в России начал формироваться в начале 2000-х с появлением таких сервисов, как Mamba, Вadoo, LovePlanet. Тогда сайты знакомств демонстрировали быстрый рост, но испытывали серьезные проблемы с репутацией. Все изменилось с приходом мобильных сервисов, приравнявших дейтинг к банальному диджитал-потреблению наравне с вызовом такси и заказом пиццы. Знакомства, как и все остальное, ушли в смартфон. Разбираемся, что происходит на рынке дейтинга сегодня.

 

Tinder-пузырь

В 2012 году американский холдинг Match Group запустил мобильное приложение Tinder, пользовательская база которого уже через два года составляла примерно 450 миллионов юзеров. Сервис с геолокацией позволил искать партнера поблизости и упростил его выбор до «свайпа» — смаха с экрана. Свайп профиля вправо — да, свайп влево — отказ (в случае взаимного мэтча-лайка открывается чат между двумя пользователями). За Tinder закрепилась репутация одного из первых именно мобильных дейтинг-приложений, однако многие представители индустрии уверены, что это не так.

«Наверняка до Tinder были запущены десятки мобильных стартапов в разных странах, но мало кто о них теперь узнает, — считает бывший руководитель сервиса знакомств Teamo.ru Андрей Бурин. — Успех компании в том, что она была создана гигантским холдингом».

В России Tinder сразу же оказался в премиальном сегменте. Модную новинку стала тестировать наиболее продвинутая и молодая аудитория, как правило, жители мегаполисов. Образ потребителя сервисов знакомств мигрировал в сторону успешного молодого человека, и ставки дейтинга резко повысились.

Конкуренты Tinder в России отмечают, что компания не делает серьезных вложений в digital-маркетинг и, кроме того, лишена важного функционала (нет традиционных анкет, возможности указать цели знакомства, выбрать партнера самостоятельно). Однако эта простота, по отзывам пользователей, их и привлекает.

Tinder
© tinder.com

«В США (на главном рынке Match Group) Tinder приобрел репутацию сервиса для поиска свиданий на один раз. В России статус приложения ближе к общим знакомствам, где человек может искать и серьезных отношений», — отмечает экс-директор по маркетингу «Мамба» Дмитрий Лучкин.

Некоторые пользователи Tinder признаются, что «игра в свайп» уже вошла у них в привычку. «Пролистывать профили мужчин в Tinder для меня что-то вроде игры, — делится 29-летняя маркетолог Алена. — Что касается знакомств, их приятнее заводить в реальной жизни».

Эксперты отмечают, что мода на Tinder постепенно уходит, о чем частично могут свидетельствовать отзывы в App Store, среди которых больше негативных. Однако в сервисе по-прежнему концентрируется наиболее молодая аудитория рынка дейтинга.

Mobile First

По словам руководителя Loveplanet.ru Максима Храмова, c появлением мобильных приложений изменилась не только репутация онлайн-дейтинга, но и понятие географического рынка. Инфраструктура магазинов приложений Apple и Google дала возможность российским игрокам, известным еще с нулевых («Мамба», Loveplanet.ru), выйти на мировые площадки и пустить крупные корпорации к себе. «Мамба» конкурирует с американским Tinder за молодую аудиторию, укрепляет свои позиции на российском рынке мировой сервис Badoo. Дейтинг стал глобальным. Правда, в масштабе мира доля российского сегмента составляет всего 0,7%, а самые доходные рынки в США (40%) и Китае (30%).

Лидерские позиции в российском сегменте сегодня у сервисов «Мамба» (около 35 млн пользователей) и Badoo (40 млн пользователей). Обе платформы были созданы в начале 2000-х одним из первых предпринимателей Рунета и сегодняшним долларовым миллиардером Андреем Андреевым. Быстрорастущий портал «Мамба» Андреев продал уже через год после запуска «Финаму», а в 2006 году создал Badoo — сервис знакомств, изначально ориентированный на Испанию, но получивший распространение более чем в 190 странах мира. Badoo сегодня — гигантская дейтинговая корпорация со множеством продуктов и разработок.

«Россия для меня всегда будет родным и интересным для развития рынком, мы постоянно что-то придумываем и останавливаться не собираемся, — говорит Андреев. — Сейчас, например, запустили на российском рынке маркетинговую компанию по продвижению новой миссии Badoo как открытого искреннего дейтинга, где человек может оставаться собой и искать близких по духу людей. На билбордах в Москве показывают видео участников челленджа Badoo #будьсобойсомной».

Ролик, снятый участником флэшмоба #будьсобойсомной

Интересно, что почти все крупные дейтинги, шагнувшие в мобильную эру, продолжают использовать схему монетизации, придуманную Андреевым еще в 2000-х. Тогда предприниматель предложил поиграть с самолюбием аудитории и брать отдельную плату за продвижение анкет на сайте «Мамба». С тех пор модель так и работает: основные функции приложений доступны бесплатно, а за расширенные опции пользователь должен платить. Так работают Badoo, Tinder и «Мамба». Лишь немногие крупные сервисы, например Loveplanet.ru, полностью переходят на платную подписку.

По словам Максима Храмова, эта тенденция закономерна. Изначально сайты знакомств были чем-то средним между социальной сетью и дейтингом. И только около пяти лет назад дейтинг выделился в специфический продукт. Потребности аудитории сфокусировались, стали более четкими. Теперь их можно монетизировать по более высокой стоимости.

«Это сокращает аудиторию, но оставляет наиболее платежеспособную и заинтересованную», — отмечает Храмов. Кстати, большая часть дохода онлайн-сервисов до сих пор сосредоточена в Вебе, а мобильные продукты являются скорее объектом вложений.

«Последние четыре года мы были mobilefirst компанией, но планируем обновить десктопный сайт, так как он все еще очень популярен», — говорит исполнительный директор «Мамба» Ярослав Сергеев. Неизменным на рынке дейтинга остается и гендерное соотношение: мужчин в сервисах знакомств всегда на 10–15% больше.

«50+» и секс по заявке

По данным аналитического агентства J’son & Partners Consulting, рынок общего дейтинга в России достаточно зрелый и ждать от него сюрпризов или особенного роста не приходится. На сегодня объем российского рынка онлайн-знакомств оценивается в $70 млн.

Развитие индустрии концентрируется сейчас скорее на нишевых сервисах и стартапах. Все мировые и локальные лидеры предлагают очень схожие общие сервисы, которые часто не удовлетворяют специфическим запросам аудитории, и тогда возникают ниши. Нишевый рынок перегрет секс-знакомствами и приложениями для сексуальных меньшинств. Отображают дейтинг-сервисы и различные тренды внутри отношений. Например, популярны и хорошо монетизируются знакомства, где мужчины ищут женщин постарше.

Есть и дейтинги по интересам. К примеру, приложение для фанатов Дональда Трампа или для хозяев лабрадоров. А также приложения, объединяющие людей по внешним (для бородачей и очкариков) и национальным (для евреев и темнокожих) признакам.

На данный момент в мире около восьми тысяч мобильных дейтинг-приложений и каждый год запускается тысяча новых, из которых остается совсем небольшой процент. Крупные корпорации, как правило, исследуют интересы аудитории и запускают по несколько нишевых стартапов в год. Например, недавно Badoo выпустил новое приложение Lumen для людей старшего поколения (50+).

«В ряде стран мы проследили активность людей этого возраста и поняли, что новый продукт для этой возрастной категории давно необходим. Всего за несколько месяцев Lumen вошел в топ-10 приложений в Америке», — говорит Андрей Андреев.

Разработчики приложения «50+» решили, что в отдельном сегменте женщины в возрасте будут чувствовать себя комфортнее, чем в «общем» приложении. К тому же технологически взрослое поколение уже давно готово использовать подобные сервисы.

Lumen
© lumenapp.com

Однако не все игроки индустрии видят в нишевом рынке потенциал для бизнеса. По мнению исполнительного директора «Мамбы» Ярослава Сергеева, знакомства в узкой тусовке мало кому интересны, а секс-приложения и вовсе можно отнести к мошенничеству. «В таких сервисах нет реальных пользователей-женщин. Секс-дейтинги обычно накачаны ботами и разводят мужчин на подписку», — считает Сергеев.

Неоднократно подобные обвинения звучали в адрес популярного приложения Pure, созданного российскими бизнесменами Романом Сидоренко и Александром Кухтенко. Механика Pure почти такая же, как и в службе такси. Только вместо такси пользователь ищет поблизости партнера для секса. Роль заявки на встречу выполняет публикация своего селфи, которая действительна в течение часа. При взаимной симпатии пользователей открывается чат, где можно договориться о встрече. Поиск людей ведется в радиусе 50 км.

Более романтичным, чем в Pure, выглядит вариант секс-свидания, предложенный создателем сервиса Yboo Арсением Лаврентьевым (также создатель дейтинга для геев Partner). Приложение по-разному функционирует для мужчин и для женщин: выбор партнера делает женщина, ориентируясь не только на фото, но и на описание свидания, которое мужчина составляет, отвечая на вопросы анкеты.

«Приложение за 2018 год насчитывает 1,5 млн успешных (три исходящих и три входящих сообщения в одном чате) переписок. Сервис продолжает расти, и сложностей пока нет, — утверждает Лаврентьев. — Я уверен, что каждая женщина в какой-то момент готова на спонтанные встречи. Для этих моментов секс-приложения и нужны».

Лаврентьев считает, что будущее рынка как раз за нишевыми продуктами, а на общих ресурсах для знакомств давно ничего интересного не происходит. Реальный процент тех, кто действительно готов там встретиться, по его мнению, невелик, а вот секс-дейтинги выглядят более конкретной историей.

Хэдхантеры

В отличие от социальных сетей сервисы знакомств демонстрируют полную свободу от дополнительных функций вроде продвижения бизнеса или деловых переписок. Нарушить корпоративную модель рискнули разработчики Tinder, намекнув пользователям, что дейтинги вполне могут составить конкуренцию эйчар-сервисам при поиске продвинутых специалистов. Так, основатель Tinder Шон Рэд якобы нашел через приложение высококвалифицированного социолога в штат компании.

Конкуренты называют этот ход частью пиара, отмечая, что с таким же успехом, как «свайпить» всех подряд и спрашивать о роде деятельности, можно прийти в ночной клуб и нанять кого-нибудь на работу там. Однако на практике рекрутинговые компании используют инструменты индустрии знакомств не без успеха. Нетрадиционные поиски специалистов особенно актуальны для IT-сферы. Этот рынок, как и его кадры, известен своей закрытостью.

«Среди пользователей Tinder действительно много айтишников, — подтверждает программист Александр Боргардт. — Креативные специалисты, как правило, много работают и времени на знакомства в реальной жизни нет». Сам Александр использует приложение уже несколько лет и как-то под предлогом романтического свидания попал на собеседование. После взаимного свайпа в Tinder девушка предложила ему встретиться. О том, что перед ним рекрутер одной известной компании, Александр узнал только на третьем свидании.

«От работы я, правда, отказался. И после этой истории удалил из профиля информацию о том, что я программист. Надо сказать, количество мэтчей заметно упало».

«Мамба»
© mamba.ru

По мнению эйчар-специалиста «Мамбы» Алены Никоновой, поиск сотрудников в приложениях для знакомств не совсем этичное для рекрутера и компании-работодателя поведение. «Пользователи приходят в дейтинги за отношениями и при «мэтче» рассчитывают на взаимную симпатию, а не на коммерческое предложение. Получается, это вторжение в личное пространство», — говорит Никонова.

Перспективы рынка и фемповестка

На рынке дейтинга не бывает оптимистических или пессимистических прогнозов. Рынок онлайн-знакомств ничего не изобретает, а только отражает гендерную повестку и ментальные особенности разных стран. «На Западе, например, сегодня сильна фемповестка, и дейтинг также смещается в сторону активности для женщин и ограничения инициативы для мужчин», — говорит Ярослав Сергеев.

Все больше сервисов для знакомств выбирают «механику», когда право сделать первый шаг отдано женщине. У того же гиганта Badoo есть аффилированный с ним стартап — Bumble, — где написать первыми могут только девушки. Bumble — один из главных конкурентов Tinder на американском рынке (более 50 млн пользователей) — возник именно на фоне скандала с харрасментом. Бывшая сотрудница Tinder Уитни Вульф Херд подала в суд на своего начальника Джастина Матина за оскорбления, а позже запустила собственный дейтинг — сервис Bumble с откровенно феминистским уклоном.

Bumble
© bumble.com

На западном рынке сервисы для сексуальных меньшинств, бисексуалов и трансгендеров постепенно количественно догоняют приложения для гетеросексуальных пар. Российский рынок на фоне западного пока выглядит достаточно патриархально. Ментально и законодательно Россия против открытого проявления гомосексуализма, нет и официального признания «третьего пола». Однако, нежелание инвесторов развивать подобные дейтинги в России связано не только с отсутствием толерантности, но и с низкой доходностью рынка. «Мы видим установки нашего приложения для гей-знакомств Partner от Владивостока до Калининграда, процент гомосексуалистов везде примерно одинаковый (около 7% в городах-миллионниках). Но развивать сервис в России не выгодно экономически, не сложилась у нас пока и культура платной подписки», — говорит Арсений Лаврентьев.

«Примерно через 10–15 лет все «западные ценности» доберутся и до нас, — считает Ярослав Сергеев. — Пока что они не пробивают барьер поколений, это значит, что молодые люди воспринимают все, а люди старше 35 находятся в своем устоявшемся мировоззрении. Правда, не исключено, что в какой-то момент «весы» качнутся в другую сторону и традиционные ценности вернутся опять».

Случай и социология

Демарш феминистической повестки демонстрирует статистика самого массового российского дейтинга «Мамба». По данным сервиса, только 15% женщин начинают диалог первыми и только 25% приобретают VIP-статус, стремясь повысить свою популярность. Эта же статистика позволяет судить о портрете среднего российского пользователя. В основном это люди в возрасте 35–54 лет со средним доходом, при этом почти у половины есть дети, а 36% процентов состоят в браке. Мужчин здесь больше на 10%.

В Tinder преобладает более молодая аудитория, а проявление инициативы сглаживает механика, при которой диалог возможен только в случае взаимной симпатии. Несмотря на определенный регламент, который задают дейтинговые сервисы, знакомства в них получаются такими же непредсказуемыми, как и офлайн.

«В Tinder действительно много молодых приличных парней. Но почему-то даже при совпадении пары разговор складывается меньше, чем с половиной пользователей. Иногда все заканчивается на реплике «привет» или на каком-то фриковатом замечании, после которого как-то неловко продолжать», — делится впечатлениями студентка Анастасия.

Елизавета Мишина признается, что ей повезло встретить будущего мужа на сайте Badoo. «Это можно назвать случайностью, так как у него изначально были другие настройки поиска, — говорит Елизавета. — В моем окружении многие знакомились онлайн и заканчивалось это всегда по-разному: кто-то вышел замуж за иностранца, кто-то завел роман с женатым мужчиной, у кого-то не случилось даже свидания».

Badoo
© badoo.com

Если в онлайн-знакомствах и можно найти какие-то закономерности, то связаны они скорее не с конкретным сервисом, а с особенностями национального дейтинга в разных странах.

«Я пользовалась Tinder в Валенсии и в Москве. Наши мужчины много рефлексируют. Совпадение пары не гарантирует свидания и даже не всегда заканчивается перепиской. Испанцы же, если ты им понравилась, готовы предложить выйти замуж на первом свидании», — рассказывает фотограф Софья.

Как показывает опрос ВЦИОМа за 2018 год, только 22% опрошенных считают онлайн-знакомства удачным способом завести отношения. Большая же часть респондентов по-прежнему предпочитает знакомиться в реальной жизни. Эта социология не пугает представителей индустрии — обосновавшись в человеческих отношениях, дейтинг, похоже, уже никуда не исчезнет.