Эль-Гуна-2025: какие фильмы взяли главные награды кинофестиваля

В мае «Поэт», это лирико-сатирическое, необычное по стилю и исполнению, но вполне традиционное по «месседжу» произведение, было награждено спецпризом второго по значению каннского конкурса «Особый взгляд». Всего в игровом конкурсе Эль-Гуны этого года участвовало семь каннских картин, но «Поэт» (Un poeta) Симона Месы Сото выделялся особой оригинальностью, и его победа была вполне предсказуема, хотя в конкурсе наличествовал новый фильм Джармуша, которому после победы в Венеции не нужны никакие призы, кроме «Оскара».
В центре «Поэта» — унылое, ущербное и несчастное существо самого непотребного вида, каким, вероятно, и должен быть «проклятый поэт» в стране «глобального Юга». Он гордится «глубокой тоской», в которой постоянно пребывает, и считает переоцененной такую литературную суперзвезду, как Габриэль Гарсия Маркес. Он не может заработать на жизнь литературным талантом (крайне сомнительным) и не желает заниматься ничем иным, кроме «творчества», не забывая при этом занимать мелочь у собственной дочери, по понятным причинам не желающей его видеть. Его работа школьным учителем тоже оказывается под угрозой, когда эта прореха на человечестве открывает в своем классе скромное поэтическое дарование в лице корпулентной 15-летней девушки из самых колумбийских низов. Ее семейка монстров, разумеется, норовит слупить с него деньги после инцидента на поэтическом фестивале, где юная поэтесса напивается до рвотного состояния.
Броская, нахальная и довольно бесстыжая режиссура этого фильма намного интереснее его весьма потасканного литературно-драматического сюжета о поиске себя, исправлении ошибок и присутствии поэзии в самых заурядных вещах.
В документальном конкурсе выиграла поэтическая картина «Всегда» (Always) Деминга Чена.
Победивший в главном конкурсе Карловых Вар гибридный чехословацкий фильм «Лучше свихнуться в дремучем лесу» (Better Go Mad in the Wild) Миро Ремо остался без наград, но вызвал серьезный интерес наблюдателей. Это портрет двух эксцентричных братьев-близнецов — замшелых и в свои 60 выглядящих на 80 лет отшельников, живущих на природе вне человеческого общества, в компании друг друга и домашних животных. В виду разницы характеров (один — прагматик, другой — чудик, мастерящий перпетуум мобиле), они бесконечно переругиваются, то ссорятся, то мирятся, споря в том числе на философские и религиозные темы (например, кто из них Каин, а кто Авель), но в целом жить друг без друга явно не могут и явно ни в ком не нуждаются, кроме разве что «девок», которым они давно не милы. Закадровое повествование ведет прекрасный бык, с которым старцы целуются, а потом безжалостно убивают. Жестокость «натуральной жизни» и сумасшествие дедов-близнецов озвучены божественной музыкой Берджиха Сметаны, придающей всему повествованию надмирный характер.

«Серебряная звезда» Эль-Гуны досталась фильму «Счастливчик Лу» (Lucky Lu) Ллойда Ли Чхве, отличному дебюту из программы каннского «Двухнедельника режиссеров». В названии заложена горькая ирония: китайский эмигрант (Чан Чэнь из «Крадущегося тигра, затаившегося дракона») пять лет пытается наладить жизнь в Нью-Йорке, однако «американская мечта» по открытию ресторана ускользнула, кажется, навсегда, уступив место тривиальной доставке фастфуда. Но благословенные дни, когда Лу имел хотя бы эту работу, тоже уже в прошлом. День, в который на благодатную американскую землю должны приземлиться его жена и дочь, застает его в буквальном смысле под мостом. Соотечественник, которому он отдал деньги за жилье, ввиду собственной безысходности его кинул. Велосипед украли — выходит, чтобы хоть как-то выжить, один бедолага обязательно должен украсть (велосипед, деньги, что угодно) у другого — такого же, как и он.
Кража велосипедов (за один день счастливчик Лу совершает ее дважды) не может не вызвать в памяти шедевр итальянского неореализма «Похитители велосипедов» Роберто Росселлини. Его влияние растет год от года — на новом витке сюжетов о современных отверженных, занятых разного вида доставкой. Но «Счастливчику Лу» не позволяют стать «мизери порно» (жанр, в котором авторы упиваются «чернухой» и беспросветностью) редкие и прерывистые всполохи солидарности между товарищами по несчастью. Когда счастливчика Лу в довершение всех его бед собьет машина, счастливчик, у которого он почти украл велосипед, принесет ему номер правонарушителя. Может, Лу теперь действительно повезет — он сможет отсудить страховку? Даже в самой беспросветной ситуации, настаивает автор этого трезвого и без пошлости трогательного фильма, можно узреть робкий лучик надежды.

Наконец, «Бронзовая звезда» Эль-Гуны отошла «Сделке» (The Settlement) египтянина Мохамеда Рашада. Оставить без награды египетский, к тому же еще такой острокритический фильм, в Эль-Гуне, конечно, не представляется возможным.
Звание лучшего арабского фильма в этом году досталось «Откуда дует ветер» (Where the Wind Comes From) Амель Геллати из Туниса — наивному, как будто ребенком снятому роуд-муви об идиллической паре, воплощающей в себе лучшие черты арабской молодежи.
Звезды Эль-Гуны за лучшую мужскую роль удостоен египтянин Ахмед Малек, сыгравший в семейной драме «Запах моего отца» (My Father’s Scent) Мохамеда Сиама.

Ахмед Малек и Камел Эль Баша в фильме «Запах моего отца»
Симметричную женскую награду в высшей степени справедливо присудили французской актрисе Лее Дрюкер, зашкаливающе убедительно сыгравшей главную роль в бьющем под дых фильме «Ради Адама» (Adam's Sake) бельгийки Лауры Вандель. Ее героиня, старшая сестра в педиатрическом отделении, как может старается помочь невменяемой молодой матери (Анамария Вартоломеи), которой грозит лишение родительских прав: ее четырехлетний сын Адам отказывается есть и его кормят насильно, через трубку, как объявивших голодовку заключенных. Ситуация выливается в напряженный конфликт между молодой женщиной, совершающей один глупый поступок за другим, и руководством отделения и социальными службами, не без основания полагающими, что ее поведение наносит ущерб ребенку. В своем желании понять и помочь медсестра обнаруживает не только завидные нервы, но и золотое сердце, а фильм продолжительностью всего в 75 минут из напряженного медицинского триллера превращается в столь же напряженную семейную драму: никаких этих проблем не было бы, если бы молодая мать не воспитывала ребенка одна.

Уже в своем дебюте «Невидимый мир» Лаура Вандель продемонстрировала потрясающее умение работать с детьми. Маленькая героиня этого фильма попадала в сложную этическую ситуацию: изо всех сил защищая старшего брата, которого буллили в школе, она по его просьбе скрывала это от отца, что разрывало ее маленькую душу. В новом фильме режиссер добивается от маленького исполнителя роли Адама такого же «разрыва» — в больнице мальчика отнимают от мамы, потом она его похищает, потом… — со всем этим справится не каждый взрослый артист. На сегодняшний день Вандель – первая и лучшая продолжательница дела ее соотечественников братьев Дарденнов, такая же честная и методичная в исследовании современных социальных драм, сдержанная в проявлении несомненного человеколюбия.










