Стиль
Впечатления Биофильный туризм, сет-джеттинг и еще 6 трендов путешествий прямо сейчас
Впечатления

Биофильный туризм, сет-джеттинг и еще 6 трендов путешествий прямо сейчас

Северное сияние над Нууком, Гренландия

Северное сияние над Нууком, Гренландия

Туристы стремятся увидеть места из кино, строят маршруты с помощью искусственного интеллекта и выбирают направления-дюпы — о главных тревел-тенденциях рассказывают эксперты проекта «РБК Визионеры»
  1. Сет-джеттинг
  2. На природу
  3. Агротуризм
  4. С учетом климата
  5. Wellness
  6. AI-технологии
  7. Поезда
  8. Экстрим

В конце 2023 года консалтинговая компания Bain & Co. опубликовала резонансный прогноз, который до сих пор влияет на индустрию путешествий. Согласно ему, несмотря на общее замедление продаж предметов роскоши, сфера люксового туризма и гостеприимства растет вместе с ожиданиями обеспеченных туристов. Люди хотят подчеркивать свой статус не через вещи, а через эмоции и впечатления. Отсюда спрос на круизы и необычные предложения сверх ожиданий — например, отдых на подводной лодке.

Восстановление допандемийного туристического потока, геополитические события и связанная с ними трансформация самоощущения людей не только формируют тренды, но и создают проблемы. Александр Кулиш, тревел-эксперт, автор телеграм-канала Globe Trotter, эксперт проекта «РБК Визионеры», видит главную из них в овертуризме. Сегодня туристы выбирают новые, «непроторенные» направления для путешествий. Среди них — Босния, Албания и Черногория, на которые уже вовсю переориентировались британцы. У россиян эксперт наблюдает спрос на длительные поездки: если и заниматься оформлением визы и лететь с пересадкой (порой даже не одной), то стараться захватить максимум локаций.

Что до самоощущения, то Кулиш упоминает усталость от бесконечного потока информации, породившего новую роскошь — отдых без смартфона. «Популярностью пользуются домики в лесу, горные отели, где единственный экран — окно с видом на природу. Все больше людей понимают, что соцсети не заменят реальных эмоций, а идеальное место для отдыха — то, где не ловит сигнал телефона», — говорит тревел-эксперт.

«Идеальное место для отдыха — то, где не ловит сигнал телефона».

Наталья Анисимова, директор по развитию партнерских коммуникаций сервиса путешествий «Туту», создатель проекта «Медиаразведка» и эксперт проекта «РБК Визионеры», добавляет, что за уединением, реальным, а не диджитальным, туристы также едут на фермы, где можно попробовать натуральные локальные продукты и провести время с животными. Работают хаски-, альпака- и сафари-парки. Гастрономический и экологический туризм, по словам Анисимовой, в фокусе практически всех российских регионов.

Ниже — еще восемь тревел-примет сегодняшнего дня, которые выделяют эксперты проекта «РБК Визионеры».

1. Сет-джеттинг

Кадр из фильма «Властелин колец: Две крепости», место съемок — Квинстаун (Новая Зеландия)

Кадр из фильма «Властелин колец: Две крепости», место съемок — Квинстаун (Новая Зеландия)

Так называют формат путешествий по местам съемок фильмов и сериалов. Тренд не новый, но количество кинотуристов выросло с появлением Netflix, HBO и других стриминговых платформ. В выигрыше здесь не только путешественники, получающие реальный опыт от просмотра любимого кино, но и страны, которым сет-джеттинг приносит экономическую выгоду. Особенно если до выхода фильма или сериала место не пользовалось популярностью у туристов, как, например, новозеландский Квинстаун или Дубровник в Хорватии, где снимали «Властелина колец» и «Игру престолов».

Зачастую сеттинг продумывается так, чтобы поддержать внутренний туризм и отдельные проекты. Так, каждый сезон сериала «Белый лотос» снимают в новой стране и новых отелях, благодаря чему их посещение растет на сотни процентов.

Следуй за «Белым лотосом»: как поехать в Таиланд, а оказаться в сериале

Особенно немыслимые масштабы тренд приобрел в Турции: многие туристы приезжают в страну только за тем, чтобы увидеть дворцы, поместья и парки, где разворачивались любовные драмы героев любимых сериалов (от «Великолепного века» до «Постучись в мою дверь»).

2. Единение с природой

Курорт Anantara Ubud Bali Resort, Бали

Курорт Anantara Ubud Bali Resort, Бали

При составлении программы путешествия и выборе жилья важным критерием для туристов становится окружающий мир. Согласно исследованию, проведенному Вермонтским университетом, 59% людей дорожат чувством эмоциональной стабильности и благополучия, которое получают от взаимодействия с природой. В кафе и ресторанах, где много зелени, гости проводят больше времени и заказывают на 25% больше позиций.

Индустрия отреагировала на запрос — биофильный туризм (основан на естественной тяге человека к природе и всему живому) и «лесные» отели стали полноценным тревел-направлением. Например, в апреле в заповеднике Mandai на окраине Сингапура открылся Mandai Rainforest Resort. Домики окружены зрелыми деревьями и стоят на сваях, из окон слышно пение птиц. Осенью 2024 года на Бали, на холмах севернее Убуда, района с рисовыми полями, появился курорт Anantara — виллы и номера находятся буквально в джунглях, в окружении пальм, зелени и недалеко от горного ручья.

В России (Карелия, Ленинградская область) и Белоруссии популярен болотинг (туристический выезд на болото). Он появился в дополнение к избингу (вид экотуризма с проживанием в сельских домах, часто без удобств). Но эти опции подходят не всем.

От «космической базы» до палаццо XIX века: 10 новых вау-отелей

3. Агротуризм

Ферма на территории экопарка «Ясно поле» (Тульская область)

Ферма на территории экопарка «Ясно поле» (Тульская область)

Сельский туризм, когда путешественники не только наслаждаются природой, но и вносят вклад в ее благополучие (например, выращивая и собирая урожай), согласно прогнозам, может охватить до 7 млн человек к 2027 году. О желании посетить агроферму в качестве туриста уже сейчас, по данным ВЦИОМ, говорят шесть из десяти россиян.

Отели обращают внимание на эту тенденцию. Например, экопарк «Ясно поле» в Тульской области организовал ферму органического земледелия, гостиницу-теплицу, сыроварню, конный двор. Гостям предлагают попробовать необычную процедуру «апидомик» — сон в деревянном домике на лежанке, внутри которой живут настоящие пчелы, при этом контакта с ними нет. Считается, что тихий пчелиный гул расслабляет и моментально снимает стресс.

По следам визионеров: куда поехать на выходные из Москвы

4. Ноктуризм и путешествия с учетом климата

Светящийся планктон на пляже в провинции Ляонин, Китай

Светящийся планктон на пляже в провинции Ляонин, Китай

Погодные катаклизмы вносят значительные коррективы в сферу путешествий. В отчете Европейской комиссии по туризму за 2024 год предсказывалось, что многие европейские направления начнут сталкиваться с изменением спроса: снижением турпотока в самые жаркие месяцы, ростом популярности мест с более умеренным климатом летом или увеличением числа туристов, выбирающих поездки вне сезона. Так и произошло. Компания Follow the Camino, которая организует туры по знаменитому «Камино де Сантьяго» (сеть паломнических маршрутов, известная под общим названием «Путь святого Иакова»), отмечает, что зимние месяцы стали пользоваться большей популярностью. В свою очередь Virtuoso Travel, которая специализируется на люксовых путешествиях, отчитывается, что летом поездки в прохладные Исландию и Швецию стали бронировать чаще — на 49 и 47% соответственно.

В 2025-м максимума достигнет солнечная активность и полярных сияний будет больше. Это уже привело к появлению отдельного тренда — ноктуризма. Название происходит от двух слов — «ночной» и «туризм». Его приверженцы хотят получать впечатления не только днем, но и ночью — ходить в музеи, «ловить» северное сияние и наблюдать за светящимся планктоном на пляжах.

По следам визионеров: 8 нетипичных идей для летнего путешествия

5. Wellness-туризм

Тент-хаус в глэмпинге «Лес», Сочи

Тент-хаус в глэмпинге «Лес», Сочи

Отпуск перестает быть передышкой от ежедневной дисциплины с уходом в гедонистический отрыв. Многие используют это время, чтобы улучшить физическое и психологическое здоровье. По данным Statista, к 2027 году оздоровительный туризм может стать глобальной индустрией, масштаб которой оценивают в $1,4 трлн. Ответ со стороны сферы гостеприимства уже есть. Так, при отеле Six Senses на Ибице, негласной столице самых шумных вечеринок, открылся оздоровительный центр, где предлагают восстанавливающие капельницы NAD+. В целом витаминный шот вместо «Дайкири» в качестве welcome-комплемента становится нормой все в большем количестве отелей, точно так же, как и занятия йогой, позиции для здорового питания в меню и внимание к качественному сну постояльцев.

Почему капельницы NAD+ стали трендом в антиэйдж-уходе

Тренд актуален и для России. Например, на турбазе «Заимка Узалы» в Хабаровске в номера кладут утяжеленные одеяла и включают медитативную музыку, а в глэмпинге «Лес» в Сочи предлагают меню аромаподушек, подогреваемые матрасы и циркадное освещение. В некоторых отелях даже нанимают специалистов по сну, которые разрабатывают особые программы с учетом индивидуальных потребностей гостя.

6. AI-технологии для планирования поездок

Фото: Jonathan Kemper / Unsplash

Привычные гиды и путеводители могут полностью заменить цифровых помощников: при планировании путешествий туристы стали все чаще обращаться к ChatGPT. Представители поколения зумеров не скрывают, что полностью или в значительной степени доверяют информации, полученной с помощью искусственного интеллекта. Главное — правильно составить промт и попросить AI учесть ваши пожелания и ожидания от отдыха.

При этом говорить о том, что AI заменит живых гидов, пока рано. Исследование, опубликованное в Science Direct, утверждает, что во время экскурсий имеют значение эмоциональная связь, эмпатия и эффект присутствия. Кроме того, у ИИ-инструментов велик риск неточностей и получения устаревшей информации, поэтому полностью полагаться на них не стоит. Автор книг по стратегии и личному брендингу Марк Поллард поделился в социальных сетях личной историей о том, как не смог попасть в Чили. Он доверился чат-боту, который ошибочно утверждал, что австралийцам не нужна виза для въезда в страну. На деле правила поменялись еще в 2019 году.

«Соблазнительно безопасный»: справляется ли ChatGPT с ролью психотерапевта

7. Путешествия на роскошных поездах

Купе поезда La Dolce Vita Orient Express

Купе поезда La Dolce Vita Orient Express

Этот вид транспорта переживает настоящий ренессанс. Аналитики Global Wellness Summit 2025 находят этому простое объяснение: интерес к медленному и устойчивому туризму, желание быть «в моменте». Исследование железнодорожной компании London North Eastern Railway (LNER) говорит о том, что 53% людей любят путешествовать на поезде, потому что это дает возможность расслабиться и отдохнуть в пути. Поездки по железной дороге обещают осмысленный туризм, где ценен каждый миг, когда поезд — не просто средство передвижения, а самостоятельный опыт.

С этого года компания Steam Dreams Rail Co. организует однодневные поездки по Англии и Уэльсу на исторических паровозах с вагонами в стиле ушедшей эпохи. В Японии на поезд Train Suite Shiki-shima в 2024 году все билеты были распроданы еще в начале года. Он сделан в формате бутик-отеля на колесах, имеет панорамные окна, двухуровневые купе и ресторан с меню от мишленовского шефа.

Еще один яркий пример — поезда La Dolce Vita Orient Express. Интерьер вдохновлен знаменитым «Восточным экспрессом» и итальянским дизайном 1970-х, а поездка предполагает культурные, исторические и гастрономические впечатления. Например, остановку на обед в пещерном ресторане в Матере (в этом городе Пазолини снимал «Евангелие от Матфея»), а по прибытии — проживание в одном из отелей сети.

Куда пойти в Петербурге летом: гид от героев проекта «РБК Визионеры»

8. Туризм с долей экстрима

Указатель на паломнической дороге Camino de Santiago вблизи Сантьяго-де-Компостела (Испания)

Указатель на паломнической дороге Camino de Santiago вблизи Сантьяго-де-Компостела (Испания)

По данным Allied Market Research, популярность приключенческих поездок подскочила после пандемии: туристы стали ценить впечатления и опыт больше материальных приобретений. Причиной стало и стремление заботиться о своем здоровье: поездки предполагают физическую активность и много времени на свежем воздухе. Среди подобных форматов востребованы походы по диким заповедникам, хайкинг в горах, преодоление паломнических маршрутов, например «Пути святого Иакова». Неожиданно «взлетела» Антарктида — по данным проекта «Ту Ту Медиаразведка», в последнее время туда отправляются даже блогеры из Индии.

Этот тренд показывает общее желание туристов в 2025-м — не просто посмотреть известные места, а прожить кардинально новый опыт. Впечатления становятся главной валютой и опорной точкой индустрии, и получить их можно, открывая новые грани привычных локаций и всего мира.

Подписывайтесь на телеграм-канал «РБК Стиль»

Авторы
Теги
Дарья Сизова