Стиль
Впечатления Осенний арт-сезон в галереях: куда идти и что смотреть
Стиль
Впечатления Осенний арт-сезон в галереях: куда идти и что смотреть
Впечатления

Осенний арт-сезон в галереях: куда идти и что смотреть

Слева направо: выставка «Город [следы и тропы]», HSE ART GALLERY на «Винзаводе»;  выставка Марии Сафроновой и Антона Кузнецова, галерея «Триумф»; выставка «Следуй за звездопадом», Serene gallery

Слева направо: выставка «Город [следы и тропы]», HSE ART GALLERY на «Винзаводе»; выставка Марии Сафроновой и Антона Кузнецова, галерея «Триумф»; выставка «Следуй за звездопадом», Serene gallery

Если вам кажется, что буквально каждую неделю в галереях Москвы и Петербурга открываются новые экспозиции, то вам не кажется. Рассказываем, как не потеряться и куда отправляться

В сентябре отдохнувшие летом галеристы и коллекционеры начали осенний арт-сезон. И в середине октября можно сказать, что арт-мероприятия сейчас лаконично описываются модным словом demure: вернисажи — сдержанные, а экспозиции — без вызова и провокаций.

Москва

Несмотря на то что дискуссии о кризисе арт-рынка не утихают, заметен тренд на увеличение галерейных пространств. Так, на карте города уже появились две новые точки получивших известность и любовь публики галерей: нижегородская Futuro открыла свое первое пространство на «Винзаводе» проектом независимой спекулятивной самоорганизации NONSNS, а существовавшая до этого в онлайне галерея shift — на Тверской улице групповой выставкой «Личные обстоятельства», которая объединяет работы всех художников галереи под кураторством Андрея Василенко.

Готовит открытие собственного пространства на Рождественском бульваре онлайн-галерея «Объединение», существующая с 2017 года и перезапустившаяся в текущем формате в 2021-м. «Сейчас мы пробуем новое и открываем шоурум, в котором планируем встречаться с клиентами и коллекционерами для показа работ, а также делать камерные выставочные проекты наших авторов, — говорит операционный директор галереи Александра Жиленко. — Мы всегда присутствовали офлайн: участвовали в ярмарках, делали совместные выставки с дружественными галереями и пространствами. Поэтому сейчас планируем совмещать свое прежнее активное присутствие онлайн и экспериментировать с новыми форматами».

Галерейный бизнес не только деятельность по продаже искусства, но и один из системообразующих форматов на арт-рынке. Высокие стандарты задают мировые мегагалереи (Gagosian, Hauser & Wirth, Pace, David Zwirner и др.): они ведут обширную просветительскую деятельность — записывают регулярные подкасты, проводят лекции и паблик-токи, поддерживают музейные выставки художников, выпускают книги, каталоги и периодические издания, открывают пространства в исторически значимых зданиях крупнейших городов и ведут за собой толпу лояльных коллекционеров. Конечно, и штат сотрудников, обеспечивающих такую активную деятельность, измеряется парой сотен специалистов.

Новый российский выставочный сезон показывает, что крупные игроки стремятся следовать этим примерам в силу своих возможностей. Например, основанная Екатериной Ираги галерея Iragui в сентябре открыла филиал в Париже выставкой Ольги Чернышовой, известной и покупаемой в Европе.

Один из первых московских осенних проектов случился еще в конце августа: Алина Пинская устроила в Alina Pinsky Gallery групповую выставку «Кое-что о цветах», представив сюрреалистические композиции Льва Повзнера, лаконичные натюрморты Ани Желудь, крупноформатные полотна Игоря Шелковского и другое.

На выставке собраны произведения 19 авторов с временным разбросом 100 лет. Цветы — тема круглогодичная и всегда актуальная не только для коллекции, но и для вдохновения. Галерея постоянно занимается развитием карьеры своих авторов, с которыми работает эксклюзивно не первый год, — Игоря Шелковского, Льва Повзнера, Михаила Чернышова, Татьяны Андреевой, Наталии Турновой, Игоря Скалецкого, Наташи Хабаровой, Евгения Музалевского.

Персональная выставка последнего как раз идет в недавно открывшемся после ремонта Мультимедиа Арт Музее, Москва (МАММ). «Монохром, с мамой за спиной» — новая серия молодого (Евгений родился в 1995 году) художника, задуманная специально для институциональной выставки и состоящая из двух условных разделов — монохромных и двойных работ, созданных в паре с мамой. Там же открыта большая выставка Игоря Шелковского, художника-нонконформиста, чьим творческим наследием Alina Pinsky Gallery активно занимается уже несколько лет. В МАММ представлено более 60 работ, в том числе тотальная инсталляция «Мастерская художника». Последний раз персональная выставка этого значительного автора была семь лет назад в Новой Третьяковке.

Галерея XL представила выставку Александра Повзнера, запоминающегося парадоксальным сочетанием образов как в скульптуре, так и в живописи. Название Limbo, означающее некое подвешенное состояние, присуще персонажам показанной серии, созданной еще в 2022 году. Известный ироничными работами художник буквально изображает своих героев, подвешенных как будто на веревку для сушки белья, на которой те развеваются от порывов ветра.

Галерея pop/off/art, которая в прошлом сезоне влюбила публику в творчество Злотникова, Михнова-Войтенко и Лебедева на персональных музейных выставках в Новой Третьяковке, Московском музее современного искусства и музее AZ, получила звание стенда года на Cosmoscow и провела с десяток галерейных выставок, сейчас показывает новую серию «Охра» художественного дуэта Бегальская & Вилкин, финалистов премии «Инновация» 2016 года.

А во втором пространстве, на Большом Палашевском, открытом в конце 2023 года специально для работы с наследием второй половины XX века, галерея «переоткрывает» Владимира Куприянова, фотографа-экспериментатора из круга нонконформистов 1980-х — Пригова, Монастырского, Лебедева. Живший в Москве Куприянов печатал на пластике, стекле, делал коллажи, создавал инсталляции и объекты, достигая любопытных художественных эффектов. Большая ретроспективная выставка фотографа под кураторством Виктора Мизиано открылась также в ММОМА на Гоголевском.

Выставку еще одного художественного тандема демонстрирует галерея «Триумф». Мария Сафронова и Антон Кузнецов, включенные в топ-100 художников по версии InArt (в 2017 и 2019 годах), сделали высказывание на экологическую тему, популярную в глобальном арт-дискурсе. Они обращают внимание на проблему вымирания пчел и показывают ее в живописи, графике и инсталляции как метафору современной жизни общества.

Работы художников того же поколения в диалоге с молодыми авторами показывает Vladey — групповой выставкой «Возвращенный взгляд» в своем пространстве на «Винзаводе» (с участием Егора Кошелева, Леонида Цхэ, Larkandre, Даниила Васильева) и персональной выставкой Леонида Цхэ «Каприччио» в пространстве на Неглинной.

Искусствовед и куратор обеих выставок Сергей Хачатуров размышляет о траекториях взглядов художников, организуя диалог авторов одного поколения между с собой и с их учениками/учителями (Егор Кошелев и его ученик Larkandre (Андрей Жаворонков) — Леонид Цхэ и его ученик Даниил Васильев) через призму двух сюжетов из истории античной культуры — мифами о Медузе горгоне и Пигмалионе.

Новое искусствоведческое открытие Ильдара Галеева можно увидеть в Галеев-галерее, открытой в 2006 году и специализирующейся на довоенном отечественном искусстве, а в этот раз еще и подкрепленное книгой Антонины Заинчковской, выпущенной Ad Marginem. Книга и выставка приурочены к 30-летнему юбилею издательства. Речь о Вере Ермолаевой (1893–1937) — деятельнице русского авангарда, правой руке Казимира Малевича и теоретике пластического реализма, которую Шагал называл «витебской Джокондой». На выставке представлены живопись, станковая и книжная графика, сами книги и уникальная промграфика.

Две посмертные галерейные выставки народно-любимого фотографа Дмитрия Маркова собирают толпы поклонников в галерее Anna Nova Gallery в Санкт-Петербурге и pennlab.gallery в Москве. Как и все его наследие, это простые сцены из жизни страны, снятые на телефон. Соединение документального стиля с художественным подходом дает образы, понятные широкой аудитории. Часть вырученных средств от продажи билетов и фотографий будут перечислены благотворительному фонду «Алиса» и проекту «Выжившие». Эти деньги направят на открытие реабилитационного центра имени Маркова, который займется комплексной поддержкой подростков, употребляющих ПАВ: они будут проходить программу социально-психологической реабилитации и учиться адаптироваться в обществе.

HSE Art gallery, которая изначально открывалась как пространство для студентов, сегодня имеет уже две локации (первая — на Малой Пионерской, 12, и вторая — на «Винзаводе») и по содержанию давно вышла за рамки студенческих выставок: работы художников-преподавателей, среди которых были или есть Владимир Дубосарский, Ольга Чернышева, Владимир Потапов, регулярно выставляются в галерее. Редкие вещи из собрания известного коллекционера Пьера-Кристиана Броше объединены с работами молодых авторов темой городского пространства в галерее на «Винзаводе». Среди вещей из коллекции — знаменитые вырезанные глаза Кирилла Кто, металлические объекты Анны Желудь, ироничные баннеры группы «Синие носы», живопись Константина Звездочетова, скульптуры из хлеба Андрея Кузькина и другое.

Рынку молодого искусства в России около десяти лет, а молодыми художниками считаются авторы, которые делают первые шаги в художественной карьере и едва ли имеют несколько записей в профессиональном CV. Галерея OilyOil, как раз отмечающая в этом году десятилетие, в момент своего открытия была первой онлайн-галереей, представляющей именно молодое искусство, и сейчас показывает выставку своих первых авторов — Антона Тотибадзе и Саши Пастернак в пространстве Lobby. «За десять лет в современном искусстве в России случились разительные перемены. Были «Винзавод» и несколько офлайн-галерей. Все работали с известными именами, открытия новых давались тяжело и путем упорного труда. Но именно в то время мировой рынок стал смотреть в сторону affordable art. Эту тенденцию подхватили и в России. Стали появляться онлайн-галереи, специализирующиеся на молодых, но неизвестных художниках», — говорит основатель OilyOil Екатерина Положенцева.

По ее словам, это был глоток свежего воздуха: «За ними интересно было наблюдать, с ними можно было поддерживать связь в социальных сетях (в отличие от известных больших художников), а главное — их искусство стало доступно многим, кто хотел повесить дома картину и с гордостью рассказывать о ней гостям. Сегодня молодые художники хорошо владеют навыками селф-маркетинга и могут продавать себя сами, что хорошо, поскольку художник может зарабатывать любимым ремеслом. Но глобально правила не изменились: для попадания на ярмарки (пофантазируем, что все же мировые) художнику все еще нужна галерея, которая берет на себя много процессов, никак не связанных с творчеством. Посмотрим, что принесет нам следующее десятилетие. Мой личный прогноз — возвращение интереса к станковой академической живописи».

На самом деле предсказание уже сбывается. И если на ярмарке blazar можно было увидеть разнообразие медиумов, в которых работают художники, то галереи, работающие с молодыми художниками, демонстрируют в основном живопись. Это и выставка «Хорошая живопись» с говорящим названием в галерее szena/сцена, где представлены не только живописные работы, но и любопытные эксперименты со слоями и материалами.

В галерее a-s-t-r-a сразу два художественных имени: Артур Кривошеин, выпускник МГТУ им. Баумана и «Свободных мастерских» ММОМА, с персональным проектом и новая арт-группа 2КМ, в которой он работает вместе с другим молодым художником, Владом Мальцевым. Галерея Sistema выступает с амбициозной темой анализа трендов в арт-рынке, но, как показывает опыт, в истории остается искусство, которое трендам как раз не следует.

Классическая тема пейзажей выбрана галереей 11.12 — выставка «Мой двор» Ивана Волкова и московским филиалом ландшафтного бюро МОХ — выставка «Нимфея Альба» дачных видов Саввы Савельева. Галерея Set Projects, специализирующаяся на авторской графике, продолжает природную тему и в День грибника, 3 октября, презентовала проект «Грибница» с участием семи женщин-художниц.

Групповые выставки последнее время собираются на темы чувств, воспоминаний и душевных переживаний авторов. В Serene gallery «Следуй за звездопадом» соединила работы Оли Австрейх, ХО ГУЙ, Марии Ермоленко, Сергея Карева, Вики Кошелевой, Саши Нестеркиной и других. И в отличие от многих галерей здесь можно приобрести не только живопись, но и скульптуры и видео-арт. На тему ностальгии свой кураторский проект подготовил Art & Brut: три главы отражают разные периоды нашей недавней истории и их эмоциональные оттенки.

Санкт-Петербург

Сезон в Петербурге запомнится персональными выставками известных художников. В Anna Nova Gallery уже упомянутая выставка фотографии Дмитрия Маркова. В MYTH — персональный выставочный проект Никиты Селезнева «Норма»: новые работы художника, созданные после переезда в Нью-Йорк, — видео, объекты, керамические скульптуры и графика на бетоне. Это вторая персональная выставка Селезнева в пространстве галереи. Первая, «Карате-поэзия», прошла в 2020 году.

В Marina Gisich Gallery под кураторством Олеси Туркиной проходит персональная выставка Тани Ахметгалиевой «Электросон». Она переносит образы из киберпространства на традиционные холст и бумагу маслом и акварелью. А в Marina Gisich Projects серия живописи и графики Алексея Гана. В своих работах он ищет баланс между абстракцией и пейзажем. Всеми любимые компактные вышивки Саши Браулова представлены в DiDi Gallery.

Как и чем живет художественный Петербург: галереи, ярмарки и другие арт-точки

Нижний Новгород

Уже несколько сезонов Нижний Новгород называют культурной столицей, но что касается арт-рынка, в данный момент он еще не проснулся. Активные нижегородские галеристы сосредоточены на московских арт-ярмарках и в случае с Futuro — на своем постоянном пространстве. Нижегородская студия «Тихая» — не галерея, а скорее самоорганизация или институция нового типа, как она сама себя называет, — дала старт и опору многим авторам. Двое из них представляют персональные выставки в уважаемых московских институциях: Всеволод Абазов, участник команды стрит-артистов «Той», с персональной выставкой «Руки, ноги, голова и другие предметы для повседневного пользования» — в Фонде Ruarts, а в Iragui Projects — Иван Белов с проектом «Без излишеств», исследующим архитектурные традиции советского модернизма.

Пока галерейные выставки обновляются каждый месяц, а новые проекты точечно появляются и в других российских городах, можно утверждать, что арт-рынок бодр и активен. По мнению Сергея Попова, искусствоведа, основателя и совладельца галереи pop/off/art, которая отмечает 20-летие в этом году, состояние арт-рынка в России этой осенью «вполне вдохновляющее».

«Летом, особенно в августе, казалось, что некоторые процессы затормозились. Но начался активный сезон, и коллекционеры, а также новые покупатели вернулись к деловой активности. Спрос на некоторых художников зашкаливающий. Речь об инвестиционно привлекательных авторах заходит постоянно. Видимо, многие склонны рассматривать искусство как одну из форм защиты активов, и это справедливо: достойного искусства не так много. Кто-то замер в ожидании Cosmoscow — ярмарка выступает показателем рынка, и ее перенос на конец октября мог немного замедлить рыночные процессы. Но я ожидаю в дни вокруг ярмарки пиковый, как обычно, спрос», — говорит Сергей Попов.

Подписывайтесь на телеграм-канал «РБК Стиль»