Стиль
Впечатления Художница Оля Австрейх — о хоррорах, карнавале и двоемирии наших дней
Стиль
Впечатления Художница Оля Австрейх — о хоррорах, карнавале и двоемирии наших дней
Впечатления

Художница Оля Австрейх — о хоррорах, карнавале и двоемирии наших дней

Художница Оля Австрейх — о хоррорах, карнавале и двоемирии наших дней
В пространстве Lobby в Москве открылась выставка художницы Оли Австрейх под кураторством Марины Анциперовой и под названием «Lights Out». Мы поговорили с Олей о том, как в ее творчестве появился мотив карнавала и почему прекрасные дамы не те, кем кажутся

Персональная выставка Оли Австрейх на первый взгляд кажется историей о празднике, на котором все пышно и ярко, весело и при полном параде, а заодно и при зажженных свечах. Но стоит лишь приглядеться, как станет ясно, что макабрического этому миру не занимать. Вот прорываются сквозь нежность маленьких туфель острые когти, вот падает люстра, а элегантные гости спешат превратиться в зверей. Накрахмаленные парики еще не успели слететь с голов, а тела уже вывернулись в замысловатые позы. Великосветский этикет, явно знакомый персонажам картин в их «дневной» жизни, уступает место буйству. Свечи погасли, но бал не окончен, он только начинается, а художница задает вопрос: что скрывает под маской каждый из нас?

Художница Оля Австрейх — о хоррорах, карнавале и двоемирии наших дней

Оля Австрейх, художница

О карнавале и карнавальности

Мотив карнавала появился в моих работах во время карантина, когда ощущение нескончаемого парадокса плотно вошло в нашу жизнь, все это очень прижилось и состыковалось с моим ощущением мира и в целом с темпераментом, и вообще определило вектор моих мыслей и будущих проектов. Первый карнавал я показала в HSE Art gallery, там почти все сюжеты были взяты из жизни, а мои друзья выступили в роли моделей и стали идеальным олицетворением силы момента и свободы. Этот проект оказался для меня толчком, и я лучше стала понимать, как жонглировать нужными мне образами. Как говорит мой учитель Владимир Дубосарский, жизнь сама всегда дает ключи, надо уметь их видеть. Мотив маниакальной улыбки, любовь к крайним состояниям — либо тихо, либо сразу на убой — прочно вошли в мою практику. Есть грустный клоун и веселый клоун, а между ними я.

О волках и прочих перевоплощениях

Для меня отправной точкой стали рассказы о волках-оборотнях Анджелы Картер. Дальше я как будто стала подмечать этот мотив, и он действительно оказался везде: для меня это и «Муха» Дэвида Кроненберга, и «Орландо» Салли Поттер, и «Логово Белого червя» Кена Рассела, «Плетеный человек» Робина Харди, ну и, конечно, «В компании волков» Нила Джордана. Я вообще очень люблю британские фолк-хорроры 70-х и 80-х с их бутафорской эстетикой и аурой абсурда. Сейчас это смотрится очень арти и максимально странно, меня это очень привлекает. Когда в прокат вышел «Волк» Натали Бьянчери, мы с Мариной Анциперовой, куратором проекта, дружно всплеснули руками. Звериные мотивы как будто витают в воздухе, и это все не просто так.

Кадр из фильма «Орландо» (1992)
Кадр из фильма «Орландо» (1992)

В какой-то момент уже в процессе работы я вспомнила про Цирцею из «Одиссеи», великолепный миф о превращении, о мести, о роли женщины, который будоражил умы каждой великой эпохи. Я изучала графику итальянских мастеров из собрания Британского музея. Это добавило к моему волчьему одиночеству еще и поросячий визг, с которым все стремительно катится в тартарары.

Оля Австрейх, Wolf Lady
Оля Австрейх, Wolf Lady

Вообще, проект был придуман еще осенью, после февраля пробрала жуть от того, как заложенные смыслы вошли в жизнь. Проект даже отменялся, сокращался, но в результате сейчас мы показываем все ровно в том виде, в котором я задумывала, спасибо за это Lobby.

О звериной натуре и конфликте ночи и дня

Праздник и бал — это просто фон, который очень хорошо оттеняет мотив разложившегося буржуазного мира, у которого нет будущего. Зверя внутри скрыть не получится, как ни старайся, можно прикрываться париками, пышными платьями, но из туфелек когти все равно вылезут. Я специально выбрала такой зефирный, растекающийся визуальный язык, чтобы столкнуть две стихии — снаружи все кремовое, а внутри черное, и только воет одинокий волк. Лица или маски героев буквально стекают, течет торт, упавшая хрустальная люстра тоже как будто стекает с холста. А ведь начинается все с горящих свечей, хотя внимательный зритель отметит, что на фоне зловещая ночь уже накрывает.

Оля Австрейх, Pretty Little Claw for Him, 2022

Оля Австрейх, Pretty Little Claw for Him, 2022

Я считаю, что наш мир в целом построен на этом конфликте, это мир теней. Выставка строится по принципу «день и ночь»: в дне проявлены метаморфозы и превращения, а ближе к ночи наступает кульминация, там уже разыграны все карты. На эту фазу приходится самое большое количество работ, все они сконцентрированы в библиотеке Lobby, где очень интимный свет, есть ниши и ширмы, открывающиеся полки, этот зал как шкатулка, в которой спрятаны все секреты. Эти работы более агрессивные, в них больше отчаяния. Истошные мостики, в которых стоят герои, — это почти ломка, ты настолько не понимаешь, куда себя деть и как с собой быть, что хочется буквально выкрутиться наизнанку. Конечно, мое эмоциональное состояние очень влияло на ход нарратива в этих картинах, все эти истошные образы были отражением личной реакции — это был мой способ выразить боль через телесное, изломанное, истеричное.

Оля Австрейх, Cherry On Top
Оля Австрейх, Cherry On Top

О везении и гипнотических пустых стульях

Мне очень повезло, у меня идеальный partner in crime и соучастник. Это мой муж, у которого очень живой ум, на нем я обкатываю абсолютно все свои идеи, это важно — иметь возможность проговаривать вслух какие-то тезисы, потому что ты лучше понимаешь, работает это или нет. Иногда за работами стоит огромное количество интеллектуальных и эмоциональных усилий, как, например, в проекте с пустыми кинозалами: казалось бы, всего лишь пустые залы, но прийти к какой-то простой и чистой форме и есть самое сложное. Я абсолютно провалилась в этот мир, состоящий из пустоты, у меня была настоящая обсессия — пустой зал как портал, в этом было столько магии. Это не просто ряды стульев, это гипноз. А иногда я следую за импульсом, учусь работать с энергией и направлять ее сразу в холст, пока она живая и чистая.

Оля Австрейх, Yellow
Оля Австрейх, Yellow
Оля Австрейх, Red
Оля Австрейх, Red

Об учителе и зоне комфорта

Владимир Дубосарский — потрясающий учитель. Не знаю, как он меня терпит, но я выпустилась уже год назад, а мы все еще на связи. Иногда я просто разговариваю с ним в голове и уже сама отвечаю на все свои вопросы — настолько он заложил мощную понятийную базу. Владимир — мастер критики, а я — мастер ее спокойно воспринимать и выносить для себя пользу, но так можно делать только ему! Похвала — вообще опасная штука. Конечно, это классно и приятно, но на нее лучше не подсаживаться, это зона комфорта, а Владимир как раз учил все время из нее выходить.

О впечатлениях

Открытие первой персональной выставки в такое время — это тот еще опыт, ощущения приглушены, все немного на тормозах — а как иначе. При этом я рада, что картины удалось показать, в них заложены важные смыслы, и если зритель сможет их разглядеть и почувствовать себя не таким одиноким, то моя работа как художника выполнена. А вообще, это очень прикольно, когда со зрителем происходит коннект, это просто восторг и всегда интересный диалог, который сильно меня наполняет, и конечно, интересно слушать, что подмечают разные люди.

Оля Австрейх, Moon Boy, Lights Out
Оля Австрейх, Moon Boy, Lights Out