Как и чем живет художественный Петербург: галереи, ярмарки и другие арт-точки
Катя Ланцман, арт-журналист
Выставка в коридоре, галерея в квартире, проекты длиною в несколько дней или даже часов — у актуальной художественной жизни Санкт-Петербурга свой характерный уклад. Есть несколько галерей-мастодонтов, которые рулят художественным процессом, но в остальном здесь больше авангарда и «нестандарта», нежели классических рыночных закономерностей. «В Москве существуют крупные институциональные центры, которые берут на себя функцию драйверов культурного развития, — объясняет петербургский куратор и исследователь искусства, научный сотрудник галереи Anna Nova Илья Крончев-Иванов. — В Петербурге так сложилось, что этим занимаются галереи. При этом в городе много независимых художественных объединений и artist-run spaces».
Устройство петербургской художественной жизни напоминает ярусы леса: участники связаны общей задачей, подпитывают друг друга, каждый заметен на своем уровне. При этом о существовании друг друга разные «ярусы» могут даже не знать и доступ к «свету» — то есть к общественному вниманию и ресурсу — у всех разный.
Местный арт-истеблишмент — крупные галереи, заметные сегодня на уровне страны. Первая в хронологическом порядке — Marina Gisiсh Gallery — основана в 2000 году Мариной Гисич. Помимо знаковых героев последних десятилетий, Gisich представляет молодых авторов: Татьяну Ахметгалиеву, Тима Парщикова, Ивана Горшкова и Асю Маракулину. 6 июня здесь стартует групповая выставка в формате открытого хранилища, а в июле — мемориальная экспозиция работ фотографа Дмитрия Маркова в арт-контексте.
В 2005 году Анна Баринова основала известную галерею Anna Nova: в ее пуле 15 авторов, среди которых Александра Гарт, Хаим Сокол, Петр Дьяков, Анна Андржиевская, Андрей Кузькин. «Если пять лет назад галерею посещало в среднем несколько десятков человек в день, то сейчас за выходные проходит до пары сотен посетителей. Спрос на современное искусство однозначно растет — вместе с поколением, чей художественный взгляд не был травмирован советским опытом», — отмечает Илья Крончев-Иванов.
Третья важная галерея — NAMEGALLERY Оксаны Корнеевой — вступила в игру в 2011 году. Изначально — под бессменным кураторством Наталии Ершовой — выставки фокусировались на классиках современного петербургского искусства, а позже начали открывать новые имена. Здесь прошли первые проекты знаковой арт-группы «Север-7», а сегодня в портфеле NAMEGALLERY художники Родион Китаев, Максим Свищев, Галя Фадеева, Петр Белый, Олег Хмелев и Дима Королев / самуилл маршак. Выставка последнего Sou de cuivre идет в галерее до июля.
Замыкает квартет важных игроков поселившаяся с 2019 года в доходном доме на улице Чайковского MYTH Gallery Ольги Профатило и Юлии Вяткиной. Название расшифровывается как My Young True Heroes и соответствует концепции: выставку в МИФе можно считать важной вехой в карьере молодого автора. Здесь показывали сольные проекты Егора Федоричева, Алины Глазун и Людмилы Барониной.
Jessica — это новое слово в галерейном деле города: дерзкий дебют состоялся на московской ярмарке |catalog| минувшей весной. У Jessica пока нет своего пространства, но уже есть стремительные планы — подана заявка на осеннюю Cosmoscow в Москве. Иван Чемакин, Илья Гришаев, Matiush First, Вера Светлова, Нестор Энгельке, Грехт — в пуле Jessica, которая принадлежит девушке влиятельного питерского коллекционера Сергея Лимонова (свои инициалы она держит в тайне, предпочитая одноименный названию галереи псевдоним), художники из его собрания. «Мы хотим, чтобы в Петербурге было больше драйвового искусства, в том числе в публичных пространствах: наши авторы сейчас разрабатывают проекты для масштабных ленд-арт-инсталляций», — делится галеристка, которая до встречи с Лимоновым собирала свою коллекцию, но не продавала искусство. Все происходит по любви, и на предполагаемом открытии галереи будет представлен кураторский проект Лимонова: портрет самой Джессики в разных жанрах представят 15 авторов. А на Ярмарке 1703 появился «антистенд» с неочевидными объектами искусства — вспомогательным выставочным оборудованием.
Фонд Limonov Art Foundation, основанный в 2022 году, в июне заедет в собственное хранилище с выставочным залом в бывших цехах Пивоваренного завода им. Степана Разина. Коллекционер Лимонов плотно собирает современное искусство и с годами все больше склонен к концептуальным инсталляциям и покупке экспериментальных выставок целиком. Фокус его просветительской деятельности — показывать авторов, которые «настоялись» и находятся в середине своей карьеры. Лимонов входит в когорту медийных петербургских коллекционеров, наряду с Денисом Химиляйне и Игорем Сухановым.
Если долго гулять по Петербургу — от Центрального района до Васильевского острова, — обязательно увидишь стрит-арт или обшарпанную дверь парадной, за которой — непременно молодая галерея. «По меркам арт-столиц, где счет галерей идет на сотни и близится к тысяче, Петербург отстает: мы едва насчитаем два-три десятка, — сообщает галерист и куратор Николай Евдокимов. — Притом большая часть будет состоять из камерных авторских проектов, у которых нет большой известности. У крупных галерей в Москве и Петербурге аудитория примерно одна, но до маленьких игроков она не добирается. Зачастую такие проекты ведут почти мессианское существование без больших продаж, зато предлагая уникальный продукт».
Nikolay Evdokimov Gallery
Галерея самого Евдокимова Nikolay Evdokimov Gallery — интересный локальный случай. Николай работал в галереях Anna Nova, «100 своих» и в «Новой Голландии», а в октябре 2020 года открыл собственную галерею прямо у себя в квартире — по пандемийным меркам решение обоснованное. Взбегая на четвертый этаж из старинной парадной на Кирочной улице, даже не ожидаешь, что искусство встречает посетителей в каждой комнате: на кухне, в спальне и в гостиной. Проект гибридный не только по замыслу, но и визуально. Точечное освещение и белые стены цитируют классический галерейный white cube, но кровать и холодильник явно сигнализируют о том, что у пространства есть и другое назначение.
Бизнес и быт здесь семейные: все проекты Евдокимов ведет вместе с супругой Алиной Майер. «Салоны современного искусства в жилищах существуют пару столетий — что в Петербурге, что в Париже, — рассказывает Николай. — Но уникальность нашего сюжета в том, что домашняя галерея ведет полноценную коммерческую деятельность, ездит на Cosmoscow, активно продвигает своих авторов и дает выставки в регионах». Летом здесь откроются живописная выставка Андрея Семенова «Музей» и живописно-диджитальный проект Никиты Панина.
Другая квартирная галерея — этот жанр еще называют апт-арт — расположилась на углу Караванной улицы и Невского проспекта в характерном здании XIX века. «Под галерею отдана свободная комната в нашей квартире, — рассказывает один из основателей галереи «Марина» художник Сергей Карев. — В другой комнате живет моя соседка художница Катя Виленчик. Все началось с выставок наших друзей, потом на нас посыпались резюме и проекты». Сегодня «Марина» — это камерная, но уверенная площадка для первых высказываний молодых художников. Знающие люди мониторят ее на предмет открытия новых имен: Кристина Башкова после выставки, например, прошла отбор в мастерские «Гаража». В жанрах «Марина» себя сильно не ограничивает: в апреле тут варили съедобный арт-объект «Большой Бурундучино» художницы Серафима Сажина и Марина Абаджева в ростовых куклах Чипа и Дейла, а к лету зреет проект поэта и переводчика, автора текстов к спектаклям «Электротеатра Станиславский» и Театра наций Егора Зайцева.
Помимо квартир, где показывают современное искусство, в Петербурге много домов-музеев. Сегодня одна из локальных тенденций — проекты на стыке мемориальной традиции и совриска. Прямо в Музее Анны Ахматовой на Литейном проспекте открыта галерея «Сарай», основанная художником Петром Белым. Здесь показывают работы молодых художников, и зачастую экспозиция двухчастная: параллельно проходит и во второй галерее Белого, «Люда» — она расположена в арт-центре «Пушкинская-10». Летом в «Сарае» будет выставка Ирины Кориной, а в «Люде» — групповой проект «Почему мы стали Обезьянами».
Мысль схлестнуть творчество молодых художников с богатым историческим наследием понравилась и местному отделению ГМИИ — Северо-Западному филиалу. Собственной площадки у ГМИИ здесь пока нет, но проект «Искусство жить дома» элегантно вписан в Петербург уже второй год. В этом сезоне (до конца июня) в Музее Н.А. Некрасова идет выставка «Игра в классика» заметной питерской художницы Александры Гарт — по мотивам карточных увлечений поэта. В красивый особняк на Большой Морской, в Музей Владимира Набокова, заехали инсталляции Веры Петровской. Проект называется «Чудо» и препарирует важные аспекты творчества писателя: мистификацию, мотив света и тени, понятие чудесного. В Мемориальном музее-квартире И.П. Павлова на 7-й линии Васильевского острова живет вымышленная история о последних исследованиях академика художницы Дарьи Правды — проект «Reflexio. Сигнал сигналов».
Крупные институции города — Эрмитаж и Русский музей — сейчас сконцентрированы на подсвечивании страниц истории искусства, хотя в первом по-прежнему существует заметный в свое время Отдел современного искусства, а во втором в 2021 году прошла важная выставка «Поколение тридцатилетних в современном русском искусстве», давшая институциональную валидацию ряду художников.
Одна из центробежных сил города расположена на Итальянской улице — Дом Радио под руководством Теодора Курентзиса. Сейчас залы находятся на двухлетней реконструкции, но проектная деятельность идет по плану. В июне в Перми традиционно отгремит Дягилевский фестиваль. В июле на базе Центра Art & Science Университета ИТМО Дом Радио проведет лабораторию «О глуби и глади: в пространстве экранов» про искусство кино. При Центре Art & Science есть своя магистратура и заметная резиденция биотех-искусства AIR, которая стабильно отвечает за поставку «свежих лиц» из числа своих студентов.
В каждом из арт-направлений есть свои независимые двигатели. В жанре перформанса выделяется студия «Сдвиг»: это творческая танцлаборатория с залом на 50 мест, которая открыта с 2017 года. Сейчас ее курируют танцевальные художники Антон Вдовиченко, Камиль Мустафаев, Аня Кравченко и Мария Шешукова.
Среди фотографов котируется галерея «ФотоДепартамент» — она существует уже 16 лет: формирует архив арт-фотографии с 1980-х годов, проводит выставки и продает авторские отпечатки, тиражные снимки и принты.
Уличная волна пульсирует в мастерской 10.203 — ее организовали стрит-артисты Максим Има, Денис Турбен и другие. Есть некоммерческая институция «Стрит-арт хранение» (САХ) под кураторством Алины Зори. Она открылась при Институте исследования стрит-арта в 2023 году и взяла на себя непростую миссию долгосрочного хранения и коллекционирования стрит-арта, расположившись в «Севкабель Порту» — важной арт-точке города.
Истинно петербургский флер и у двух значимых горизонтальных самоорганизаций. Во-первых, это основанное пять лет назад экспериментально-выставочное пространство «Негосударственный Нерусский Музей», которое было инициировано художником Рубеном Монаховым (в его студии проходят выставки) и художником и куратором Александром Дашевским. Дашевский пишет критические тексты и курирует еженедельные экспозиции, каждая из которых длится всего два дня. Открывается в пятницу, а закрывается в субботу: несмотря на блицформат, «НеНеМу» организовал уже 60 проектов, заручился поддержкой меценатов-коллекционеров Наталии Опалевой и Алексея Приймы, а также пропустил через себя практически всю художественную сцену Петербурга. В ближайших планах — проекты Виталия Пушницкого, Александра Шишкина-Хокусая и Петра Швецова.
Во-вторых, пожалуй, самое долговечное сообщество современных художников Петербурга PARAZIT на базе арт-группы «Товарищество «Новые Тупые». Это самоорганизованный с начала нулевых профсоюз, который, по замыслу, «паразитирует» на «теле» разных художественных институций, но, помимо сторонних выставок, проводит и собственные. Примерно раз в месяц случается сбор в галерее арт-центра «Борей» на Литейном проспекте, где встречают 20-метровый коридор, шпалерная развеска, отсутствие этикеток, новые работы и долгие обсуждения искусства.
Ярмарки в Петербурге проходят летом. Главное событие сезона в «Севкабель Порту» — второй выпуск бодрой ярмарки Port Art Fair (PAF) под кураторством Анны Заведий. Вместо уик-энда PAF в формате выставки с опцией покупки искусства продлится до конца июня. Галереи-мастодонты в ней не участвуют, но она привлекла много молодых галерей, независимых художников, студентов Академии имени Штиглица и заметный петербургский арт-альманах «Шило». Наряду с культурным отделом журнала «Собака.ru», «Шило» ведет обстоятельную летопись питерского совриска. В этом году на PAF поступило 750 заявок, причем чуть больше половины — из Петербурга. Кажется, задумка подстегнуть местную арт-динамику воплощается.
Ярмарка другого калибра, с максимально доступными ценами, прошла в пространстве «Третье место»: Third Place Art Fair. «Третье место» активно популяризирует искусство и известно своей атмосферной локацией. В этом руинированном особняке Гурьевых — Нарышкиных есть кортиле — внутренний дворик, где летом проходит ярмарка и качественная образовательная программа для широкой аудитории, например лекции влиятельного петербургского искусствоведа Ивана Чечота.
Еще один свежий смотр современного искусства — Ярмарка 1703 при поддержке Комитета по культуре Санкт-Петербурга, которая дебютировала в 2022 году. Она проходит 5–9 июня в здешнем «Манеже» под патронажем переехавшего в Северную столицу «Газпрома». «Мечта сделать ярмарку бутикового формата на 40–50 галерей с фокусом на страны Балтии и Петербург была давно. В заданных условиях важно находить возможности проращивать культуру в нашей стране через институции, галереи и фонды», — рассказывает в интервью галеристка Марина Гисич, одна из апологетов 1703.
«В Нижегородском кремле, наряду с администрацией города и заксобранием, недалеко от колокольни, расположился ЦСИ «Арсенал». В этой расстановке сразу чувствуется, как интенсивно город поддерживает современное искусство, — подытоживает Илья Крончев-Иванов. — Петербург в этом отношении отличается. В ДНК города будто бы вшито почитание историзма, где главное наследие — Государственный Эрмитаж с его коллекцией. Даже сама архитектура города будто вторит предрассудку о том, что Петербург более консервативный. Конечно, это уже миф. Индикаторами прогресса можно считать повышенную активность рынка — бурное появление новых ярмарок современного искусства и стремительно растущую посещаемость галерей».
В Москве есть музей современного искусства «Гараж», «Винзавод», ЦТИ «Фабрика» и Дом культуры «ГЭС-2». А в Петербурге иронизируют, что здесь никогда такой центр не появится, — мол, так заведено. Время покажет. Говорят, в окрестностях «Лахта Центра» может забиться сердце новой арт-институции.