Стиль
Впечатления «Идешь за кофе — возвращаешься с картиной»: как дружат арт и гастрономия
Стиль
Впечатления «Идешь за кофе — возвращаешься с картиной»: как дружат арт и гастрономия
Впечатления

«Идешь за кофе — возвращаешься с картиной»: как дружат арт и гастрономия

Фото: Варвара Топленникова, предоставлено Галереей ART&BRUT
Многие рестораны стремятся к совместным проектам с галереями и художниками. Разбираемся, что помогает им найти общий язык и воплотить идею

Этим летом консьерж-сервис Lobby запустил собственную карту важных с точки зрения искусства площадок в Москве. Отдельной строкой, наряду с Пушкинским музеем, аукционными домами, выставочными пространствами и кластерами уровня «Винзавода», в нем оказались 20 ресторанов. Немудрено: во многих из них есть не только работы молодых художников, но и музейные имена. И это тот случай, когда имеет смысл сразу переходить к примерам.

Так, в ресторане Amy на углу Спиридоньевского и Большого Козихинского переулков, помимо уверенно подорожавших после персональной выставки в ММОМА работ Надежды Лихогруд, можно увидеть неоновую надпись одной из самых известных ныне живущих «британских молодых» художниц Трейси Эмин (одна из активных участников так называемых Young British Artists). В «Пробке» красуется диптих живописца Айдан Салаховой. Работы художника Егора Плотникова в ресторане Дома культуры «ГЭС-2» выставлены так удачно, что их рифму с выглядывающим из огромных окон небом высоко оценило бюро великого автора проекта реконструкции здания, архитектора Ренцо Пьяно.

Егор Плотников. Слева направо: «Пейзаж с рекой» (2019), «Пейзаж с деревом» (2021), «Начало весны»(2018), «Осенний день» (2021), «Полдень»(2021). Ресторан «ГЭС-2»
Егор Плотников. Слева направо: «Пейзаж с рекой» (2019), «Пейзаж с деревом» (2021), «Начало весны»(2018), «Осенний день» (2021), «Полдень»(2021). Ресторан «ГЭС-2»

Многие рестораны и кафе работают как полноценные выставочные пространства, где художественные проекты сменяют друг друга. Ресторан Soma устраивает масштабные открытия выставок, на которых выступают музыканты, известный своими причудливыми сет-дизайнами гастробар «Кривоколенный 9с3» готовит замысловатые сервировки в тон открытия, в соседнем проекте «ладо» для многостороннего размышления о выставляемом искусстве придумывают одноименные коктейли. Некоторые проекты — как многочастная выставка Якова Хомича под кураторством Петра Иванова и галереи ART & BRUT — могут охватывать целых пять кафе и ресторанов в одном районе и прокладывать по ним полноценный маршрут.

Смыслы, чувства, желания: Оксана Федоренко — о проекте «Кривоколенный 9с3»

Соосновательница архитектурного бюро Saga Юлия Ардабьевская замечает, что к осознанной интеграции именно современного искусства в интерьеры заказчик стал готов в последние три года, а до этого «относился скорее как к декору». Для бюро Saga переломным моментом в отношении широкой аудитории к искусству стал заказ «Кофемании» на создание интерьера кафе на Вавилова, 64/1, с интеграцией художественных работ в 2021 году. С этим действительно стоит согласиться: еще три года назад в московских заведениях можно было найти и уже энергично подорожавшую живопись Алексея Дубинского (Gentle), и больших классиков уровня Павла Пепперштейна (Pino), и даже харизматичных молодых художников в не самых громких городских кафе — Катю Щеглову в «Школьнике» и Олю Австрейх в «Кофейне 8/25». Однако в массовой риторике заказчика приобретение искусства сводилось к интерьерной трате, покупке антикварной мебели или изящных сервировочных приборов.

Художница Оля Австрейх — о хоррорах, карнавале и двоемирии наших дней

Постковидный год ознаменовался возросшим вниманием к теме молодого и современного искусства в целом. До конца 2010-х годов галереи с серьезной репутацией адресовались взрослой аудитории, готовой на солидные чеки. В конце 2010-х ситуация поменялась: ряд возникших онлайн-галерей молодого искусства (Sample, «Объединение», Oily Oil), а затем и ярмарки уровня Win-Win и blazar предложили собирать молодых художников за суммы, потратить которые вполне может и начинающий специалист. Вокруг молодого искусства складывается ажиотаж, и цены на него бурно выросли: если в 2019 году маски художника Дмитрия Шабалина можно было купить за 20 тыс. руб., то к 2022-му они стали стоить 120‒160 тыс. руб., и их готов продавать аукционный дом Vladey. Стоимость работ Евгения Музалевского за те же три года выросла и того больше — если раньше на аукционе одну можно было приобрести примерно за €300, то после получения им Zverev Art Prize цена возросла до нескольких тысяч евро.

На фоне этого ажиотажа формируется новая волна коллекционеров: если прежде собиратели искусства ассоциировались с серьезными работами и солидными бюджетами — такие как Петр Авен, Екатерина и Владимир Семенихины, то теперь куда чаще в медийном поле собирателей искусства фигурируют Ксения Чилингарова и Андрей Малахов.

Искусство стало доступнее и ближе. Консультант по стратегическим коммуникациям и маркетингу в сфере культуры Вероника Кандаурова замечает: «Открытия выставок в кафе стали в одном ряду с вернисажами в музеях. Идешь за кофе — возвращаешься с картиной, приходишь в музей — смотришь корпоративные коллекции».

Бюджет, связи, насмотренность: зачем (и как) покупать современное искусство

Любовь к современному искусству становится теперь главным ингредиентом каждого проекта, которому хочется выглядеть актуальным. Бренды одежды и украшений делают коллаборации с художниками (от гиганта 12STOREEZ до более нишевого проекта Azalié), гастрономы показывают художников в витринах и запускают совместное производство тиражных работ (например, коллаборация «Азбуки вкуса» и галереи «Объединение»).

Управляющий партнер агентства Lunar Hare Евгения Фишелева подчеркивает, что сегодня в диалоге с искусством участвует значительно больше сегментов бизнеса, чем раньше: «Это и девелоперы, и рестораторы, и технологические компании со своими экосистемными продуктами. Сырьевые компании и крупные производители также активно зашли на территорию искусства и коллабораций с художниками, в том числе для консьюмерских продуктов. Ключевые задачи подобных партнерств и коллабораций — это актуализация позиционирования, в котором подчеркнута связь с культурой и искусством». Сильно возросший интерес девелоперов к современному искусству подтверждает и основательница консьерж-сервиса Lobby Софья Карповская — как в жилом, так и в коммерческом сегменте.

На фоне этого ажиотажа вокруг современного искусства директор галереи Seréne Александр Бланарь шутит, что сейчас каждое кафе и ресторан стараются сделать что-то совместное с галереей или художником. И не только заведения общепита: из последних проектов Seréne может похвастаться коллаборацией с отелем Wynwood в Санкт-Петербурге.

Однако большинство площадок, которые обращаются к галерее, не имеют бюджета на покупку, поэтому просят предоставить им работы художников на безвозмездной основе. Вместе с тем Анна Мерман, основательница онлайн-галереи «Объединение», с радостью отмечает, что в последнее время для заведений стало нормой не просто попросить у галереи работу на время («повисеть»), но именно приобретать ее в коллекцию или специально заказывать у автора, художественный взгляд которого галерее близок. «Особенно ценны случаи, когда приходят за определенным видением автора и не дают четкого задания. С таким запросом в 2023 году к нам обращался ресторан Omela, для которого Борис Чайка создал специальную серию из пяти холстов. Или есть кейс для питерского кафе Aster Bakery с уже существующими работами: этим летом мы сделали специальную выборку из каталога художника и предложили смелый объект, который в итоге идеально вписался в пространство», — рассказывает Мерман.

Российские модные бренды и художники: яркие примеры коллабораций

Каждый ли художник и проект подходит для того, чтобы появиться в кафе — и для коллабораций с искусством в целом? Архитектор Юлия Ардабьевская считает выбор такого искусства сложной задачей: помимо необходимости уложиться в конкретный бюджет, у работы должно быть определенное настроение, чтобы она появилась в условном кафе. «В этом смысле у этого жанра есть некоторая цензура, работы должны быть в достаточной степени позитивные, располагающие, мягкие. Но одновременно с этим посетители все равно чувствуют, где искусство настоящее, а где нет», — добавляет Ардабьевская.

Бланарь отмечает, что коллаборации публичных пространств с галереями и художниками стали глубже и сложнее, однако задается вопросом, к чему приведет эта тенденция: «Стало ли искусство настолько важно для зрителя, что без него гастрономический опыт оказался неполноценен?» Отвечая на него, важно учитывать идущий с конца XX века тренд на демократизацию музеев: сегодня они разговаривают со зрителем горизонтально, обязательно имеют сувенирный магазин и кафе, а теперь иногда и совпадают с обычными ресторанами по именам присутствия художников. Поэтому вопрос остается открытым.

Трейси Эмин. You Made Me Feel Like This. 2021. Ресторан Amy
Трейси Эмин. You Made Me Feel Like This. 2021. Ресторан Amy

Подписывайтесь на телеграм-канал «РБК Стиль»