Стиль
Впечатления Бюджет, связи, насмотренность: зачем (и как) покупать современное искусство
Стиль
Впечатления Бюджет, связи, насмотренность: зачем (и как) покупать современное искусство
Впечатления

Бюджет, связи, насмотренность: зачем (и как) покупать современное искусство

Кадр из фильма «1+1»
Кадр из фильма «1+1»
Рассказываем, почему все больше людей интересуется приобретением современного искусства, и составляем конкретную инструкцию по применению

Рынок российского искусства переживает невиданный ранее бум: это находит выражение даже не столько в цифрах продаж — а у ярмарок они упорно растут год от года, — сколько в количестве маленьких игроков и новых, пусть и не уходящих за такие рекордные суммы, как это было в 2000-х, художников. В Москве, Петербурге, Нижнем Новгороде появилось много частных галерей и ярмарок для разных покупателей, а собирать искусство стали совершенно далекие от этого искусства люди. Другими словами, коллекционирование превратилось в новый черный, и вместе с авторами курса для молодых коллекционеров «Собери их всех» Мариной Анциперовой и Анастасией Аникеевой мы отвечаем на вопросы, которыми сейчас задаются все вокруг. Куда идти, как разбираться, как понять, каких художников выбирать. В том числе с точки зрения финансовых вложений. Если в 2000 и 2010 годы искусство создавало иллюзию недостижимой элитарности, то теперь коллекционирование точно перестало быть уделом избранных. Собирают или стремятся собирать искусство люди самых разных взглядов и профессий: и молодые юристы, и инженеры, и журналисты. Если вы тоже раздумываете, не приобрести ли предмет искусства в свою коллекцию, полезно будет ответить себе для начала на несколько вопросов.

1. Определитесь с задачами коллекционирования

Зачем вам современное искусство? Тут можно пошутить про «ген коллекционирования». К примеру, Вероника Коренблюм, стилист и фэшн-блогер, наряду с искусством собирает Old Celine, специалист по арт-пиару Ксения Коробейникова — редкие модели Prada, юристы Емельяновы — все, что связано с их семейным древом. Вокруг каждого своего увлечения можно выстроить целую коллекцию, от чайных ложек до рыбьих пузырей (обладатель последней — великий отечественный художник и архитектор Александр Бродский).

Правильного и одного ответа на вопрос, зачем вам современное искусство, быть не может. Кто-то хочет сделать интерьер живее. Кто-то собирает предметы, напоминающие об определенном времени или эпохе. Кто-то дружит с художниками и вдохновляется их идеями — а любой предмет искусства, на самом деле, представляет собой концентрированный сгусток мыслей и чувств другого человека, оттого обязательно заставит вас вступить с ним в диалог — и будет наталкивать на, возможно, неожиданные размышления. Для многих коллекционеров не менее важен сам процесс общения с новыми людьми, галеристами, дилерами, скульпторами, предшествующий покупке. Коллекционирование обязательно изменит ваш досуг и круг общения: вы уже волей-неволей будете обходить все главные выставки города и общаться на них с другими коллекционерами.

А вот вопрос инвестиций кажется для начинающего коллекционера сложным. В будущее возьмут не всех, и даже громкие имена на рынке дорожают и дешевеют непредсказуемо. Отдельный вопрос — это ликвидность: как парадоксально ни прозвучит, из двух больших классиков московского концептуализма более известный, Илья Кабаков, продается не настолько быстро, как Виктор Пивоваров, потому что последний не так любит расставаться со своими работами. Знать эти нюансы могут даже не все эксперты арт-рынка, поэтому, если вы ставите себе задачей покупать искусство с целью инвестирования, лучше делать это не самостоятельно, а привлекая специалиста.

Фото: viennacontemporary.at

2. Определитесь с бюджетом

Недавних выпускников институтов можно купить и до 5 тыс. руб. за холст или рисунок, особенно если они работают не в Москве, но угадать с тем из них, кто не оставит занятий искусством, станет работать над своим именем и через несколько десятков лет окажется на выставке в Пушкинском музее, пока непросто. Мыслить в категориях ликвидности (как быстро с прибылью вы сможете продать те или иные работы) без серьезного опыта жизни на арт-рынке будет сложно. Скорее новичкам проще существовать в категориях доступности: рынок российского молодого искусства бурлит, и цены на художников могут за год вырастать в два-три раза, так что, возможно, не каждого из тех, кого вы можете купить сегодня, вы сможете позволить себе год спустя.

Главное правило такое: живопись — самый дорогой и потенциально самый ликвидный арт-актив. Живопись легче всего потом перепродать, она растет в цене сильнее всего, удачно смотрится в интерьере, и, если не подвергать ее агрессивной уборке или интенсивному солнечному свету, работа будет в безопасности. Живопись окажется и самой дорогой покупкой среди работ молодых художников: с начинающими авторами более-менее работает правило погонного метра живописного холста за сто тысяч рублей. Рисунки и наброски обойдутся в пять-десять раз дешевле. Если дома нет животных и маленьких детей, можно обратить внимание на хрупкие форматы вроде бурно развивающихся сейчас керамики, вышивки и смешанной техники, которую так любят молодые художники. Цены на скульптуры Нади Лихогруд, напоминающие о постсоветском детстве, например, начинаются от 25 тыс. руб.

Живопись авторитетных художников с историей музейных (и особенно зарубежных) проектов уже пересчитывается в тысячах евро и будет начинаться минимум от десяти. Однако в этом случае трудно говорить об объективных ценах: большие художники и большие галереи не любят афишировать, за сколько уходят те или иные работы (а когда журналист запрашивает цены, запросто могут сообщить, что «художнику неприятна мысль появляться в статье про деньги»), а стоимость произведения, как правило, может сиюминутно повышаться и понижаться в зависимости от пожеланий художника и личности коллекционера, желающего приобрести работу.

Фото: viennacontemporary.at

3. Будет здорово, если вы сразу поймете, о чем будет ваша коллекция (но редко кто умеет понять это с самого начала)

Покупка одежды окажется не самой точной, но понятной аналогией: пока вы не до конца осознаете, как именно вам хочется выглядеть и какой фасон идет, есть риск совершать большое количество необдуманных покупок. Слишком переживать по этому поводу не стоит, но лучше, конечно, заранее задуматься, что вы ищете. Коллекции принято делить на горизонтальные (например, срез искусства своего времени) и вертикальные (серьезное изучение уже определенного явления, школы или направления в искусстве). Бывают тематические коллекции или ограниченные тем или иным форматом искусства (кто-то собирает рисунки, керамику, медиа-арт и даже NFT). Оцените свои возможности по хранению: если в доме есть ребенок, а на свободные стены падает яркое дневное солнце, стоит учесть нюанс хранения хрупких объектов в первом случае и подверженность разрушению от ярких солнечных лучей во втором.

4. Выбирая художника, изучите его биографию

Главный вопрос при покупке той или иной работы — готовы ли вы жить с ней рядом продолжительное время? Захочется ли вам смотреть на нее, например, каждый вечер в течение нескольких лет? Если да, покупайте и ни о чем не думайте. Но все равно почитайте немного про художника, чтобы лучше понимать, что за объект вы собираетесь выбрать: какие у него были выставки, что за темы его волнуют больше всего, какие галереи его показывают. Так вам будет проще оценить, стоит ли остановиться именно на этой работе и какое будущее ждет именно этого художника.

«А что, искусство кому-то что-то должно?» Интервью с автором «Большой глины № 4»

Фото: viennacontemporary.at

5. Занимайтесь нетворкингом

У дружбы с другими коллекционерами есть практический смысл: если вы знаете, в какую коллекцию попадают работы интересного вам художника, то можете прогнозировать и рост цен на него. Коллекционеры — приятный и потенциально полезный круг общения: некоторые начинают покупать искусство ради контактов с людьми, с которыми в иной ситуации познакомиться было бы сложно — известны случаи, когда бизнесмены записывались в патроны музеев, чтобы встретиться в неформальной обстановке с известными инвесторами. Старайтесь дружить с кураторами и галеристами: именно в разговорах с ними вы можете, допустим, узнать, какой художник отправится на значимую выставку (а значит, имеет шансы скоро подорожать). Но не забывайте гнуть свою линию и сверяться с внутренним чувством и стратегией: коллекция в конце концов будет жить вместе с вами, и главное, чтобы она отвечала вашим интересам.

Художники Recycle Group — о нейросетях, плесени и новой природе

6. Не забывайте про интернет

Если раньше в галереях посетителей встречали холод и оценивающие взгляды, то теперь обстановка стала куда теплей: виной потеплению — в большой степени инстаграм и соцсети. С художником можно коротко сойтись, списавшись в личных сообщениях, и просто купить понравившуюся доступную работу, и также обратиться в молодую галерею. Старайтесь следить за благотворительными аукционами, где предметы искусства часто оказываются куда дешевле рыночной цены, и разнообразными сообществами вроде «Шара и креста» — фейсбук-группы, возникшей для поддержки художников весной 2020 года, когда весь мир заперся в изоляции.

Фото: THEBALLANDTHECROSSFUND / Facebook

Именно благодаря этому сообществу искусство, пожалуй, сделало самый широкий шаг к новому покупателю. Александр Петрелли (галерея «Пальто») рассказывает, что он чуть не упал в обморок, увидев, что Айдан Салахова выкладывает в «ШиК» по 5 тыс. руб. ту графику, которую он два месяца назад продавал по 50 тыс. руб. Это не было демпингом в прямом смысле слова, но два месяца активной работы группы оказали очень мощное воздействие на весь рынок.

Еще до пандемии появились онлайн-проекты «Объединение» с небольшим медиа, выполняющим образовательную функцию, и Sample Art, проводящий аукционы. Это платформы с хорошим и вдумчивым кураторским отбором художников и их произведений, удобной версткой сайта, снимками из интерьеров с искусством, но главное — с открытыми ценами на то, что делают молодые и перспективные художники и скульпторы.

Существуют и менее специфические в своем контенте маркетплейсы вроде Bizar и ветеран OilyOil, ориентирующиеся на западную модель Artsy, где собирают свои работы не только художники с музейно-галерейной направленностью, но и ремесленники в широком смысле слова. Здесь не стоит кликать на покупку той или иной вещи с закрытыми глазами, ведь некоторые имена вы видите в первый и, возможно, в последний раз. С другой стороны, на «Бизаре» есть очень хорошая графика покойного Никиты Алексеева, одного из видных деятелей московского концептуализма, а также выкладывают свои работы многие именитые московские галереи. К примеру, pop/off/art gallery и jart. А к OilyOil можно отнестись и того проще — ну, любит ваша знакомая мотыльков, так просто купите ей холст с «Фланелевым мотыльком» авторства группы Houdini за 12 тыс. руб.

7. Смотрите, смотрите и смотрите

Рекомендуем вам на какое-то время прописаться на вернисажах, открытиях в музеях, крупных и небольших ярмарках и биеннале.

Жизнь в искусстве кипит, скучно не будет, но главный профит от того, что вы будете везде отмечаться, — в неизбежной насмотренности. Чем больше искусства вам удасться «впитать» глазами, тем быстрее вы определитесь, что вам нравится и с чем хочется жить в одном пространстве. Со временем станет очевидно, вокруг чего создан искусственный хайп, а какие имена год за годом все основательнее вписываются в историю искусств. Вот несколько примеров того, куда и зачем можно отправиться:

  • Музейный квартал: «Гараж» и соседняя Третьяковская галерея создают мощную точку притяжения в районе Парка Культуры. С 4 декабря к ним присоединится дом культуры ГЭС-2 — постоянная площадка Фонда V–A–C с уникальной коллекцией передового западного и российского современного искусства.

  • Постоянно сменяются экспозиции в ММОМА на Гоголевском, в Ермолаевском переулке и на Петровке, 25. На последней из названных площадок совсем недавно открылась выставка номинантов одной из самых авторитетных премий в российском искусстве — Премии Кандинского.

  • Галерея Szena в Замоскворечном бутик-отеле «Рихтер» представляет молодых художников, включая ультрамодного Ахмата Биканова, чья графика скакнула с 30 до 100 тысяч рублей после первой выставки. Сам «Рихтер» любит показывать молодых и перспективных художников (выставка Евгения Гранильщикова, которая прошла здесь, как раз номинирована на Премию Кандинского) — здесь недавно показывали миниатюрные скульптуры Татьяны Бродач и огромные работы Маши Ревы, которые до того в Россию не привозили ни на одну из выставок.

Фото: szenagallery / Instagram
  • Гостиный двор недавно и неожиданно тоже оформился как перспективный арт-кластер. Здесь есть временное пространство проекта Lazy Mike Миши Овчаренко, рядом работает проект Lobby — открытый офис консьерж-агентства, предоставляющего услуги art-advising, а также книжный, галерея и кафе. В Lobby можно и выпить игристого среди предметов искусства, и присмотреть работы современных художников или предметы дизайна, включая такие удивительные экземпляры, как огромную монографию с работами Хокни за 500 тыс. руб., в придачу к которой идет специальный столик для просмотра. В галерее Fabula по соседству проходят выставки на границе искусства и дизайна: сейчас там можно увидеть примечательные пушистые зеркала Кати Любавской. В Гостином же дворе расположился проект Shaltai Editions, специализирующийся на тиражных работах известных художников. А скоро еще появится и коворкинг «Ключ» по проекту архитектора Александра Цимайло.

  • Из других мест силы: в Cube стоит отметить поп-ап-проект Shilo, где сейчас проходит выставка Яна Гинзбурга и Тима Парщикова. В Artwin Gallery можно попасть по предварительной договоренности, но она стоит того: их роскошный лофт в Камергерском переулке наполнен работами одного из самых известных и популярных сейчас за рубежом русских художников — Евгения Антуфьева, запоминающейся Мики Плутицкой, набирающих обороты нижегородцев Артема Филатова и Владимира Чернышова. Безусловной важной точкой на арт-карте Москвы была и остается галерея «Триумф», которая, кроме стабильных 2 вернисажей в месяц на собственной площадке на Ильинке, регулярно открывает выставки то в Третьяковской галерее, то в Музее Москвы. Также обязательным к посещению остается пространство Винзавода и старожилов отечественного совриска — галерей Ovcharenko, Pop/Off/Art и XL.

Время объятий: какой получилась Уральская индустриальная биеннале.