Почему «ГЭС-2» — это Дом культуры, и что он предлагает публике
Вместе с изданиями «Афиша», «Артгид», AD и Blueprint мы рассказываем об организации «ГЭС-2» и планах на первые сезоны. Начнем с истории о том, почему новая институция в центре столицы носит название Дом культуры.
Об истории
Дома культуры — наследие народных домов, досугово-образовательных центров, которые появились в России конца XIX века. В народных домах находились театральные сцены, библиотеки и читальни, мастерские, концертные залы и музеи. Работали такие учреждения на средства меценатов и при участии государства.
После революции 1917 года народные дома пережили «ребрендинг», получили полноценную официальную господдержку и стали называться домами и дворцами культуры. Их строили по всей стране как центры социальной, профессиональной и коллективной жизни.
С распадом СССР многие дома культуры оказались в кризисе: площади сдавали под торговлю, офисы и ночные клубы. В бывших союзных республиках сохранившиеся дома культуры переименовали в культурные центры, сохранив за ними досугово-просветительское назначение.
Но во все времена их основной задачей было приобщать людей к активному участию в культурных процессах.
Работая над концепцией общественного пространства в здании бывшей электростанции ГЭС-2 на Болотной набережной, фонд V–A–C задавался вопросами, какую роль должна брать на себя современная культурная институция и каким голосом говорить с публикой. Ответы подсказало наследие традиционных и не потерявших актуальность домов культуры — следуя их примеру, «ГЭС-2» поставил в центр своей деятельности не художественное произведение, а зрителя.
Иными словами, если музеи предназначены для демонстрации предметов искусства, Дом культуры «ГЭС-2» ориентируется на зрителя и видит в нем соратника в производстве культуры и знаний. Особенность новой институции кроется в создании места, где возникает импульс к творческой деятельности, не элитарной, а свойственной каждому.
О сопряженности
Поскольку в художественной сфере сегодня постепенно исчезают границы между практиками и дисциплинами, то и концепция неделимости искусства, свойственная ранним ДК, становится еще более актуальной. Дом культуры «ГЭС-2» упраздняет любую иерархию: художественные дисциплины здесь будут пересекаться, соприкасаться и перетекать друг в друга.
Диалог театра, музыки, оперы, танца, визуального искусства и кино приведет на территории, которые еще не получили своих названий. «ГЭС-2» будет следовать еще одной важной задаче: предоставлять инструменты для ориентирования в переплетениях художественных практик и многообразии различных культурных проектов.
О равенстве
Программы для «ГЭС-2» поручили профессионалам. Перед ними стоит задача отказаться от противопоставления экспертного и не-экспертного мнения, художественной и нехудожественной деятельности. Принцип Дома культуры — обеспечивать равный доступ к получению и обмену знаний, без каких либо границ.
Воркшопы, лекции, перформансы, партиципаторные проекты (с участием зрителей в создании произведений) делают Дом культуры «ГЭС-2» местом, где каждый может не столько принимать предложенные смыслы, сколько создавать собственные.
В зданиях «ГЭС-2» есть площадки для проектов художников, хореографов, музыкантов и других представителей экспериментальных направлений искусства; выставочные залы и галереи; площадка для музыкальных и театральных мероприятий, а также кинопоказов и ярмарок.
Под стеклянной крышей основного здания, выполненной по проекту инженера Николая Сушкина при участии Владимира Шухова и реконструированной Ренцо Пиано и архитектурным бюро Renzo Piano Building Workshop, на площади 16 тыс. кв. м. поместились семь галерей и Актовый зал — пространство-трансформер, которое перестраивается под различные мероприятия. В нем будут проводить кинопоказы, музыкальные концерты, перформансы и театральные постановки. К слову, акустикой в «ГЭС-2» занималась группа международных специалистов, часть которых создавала звуковую систему Парижской филармонии.
Для коллекции фонда предусмотрено хранилище площадью 2,8 тыс. кв.м. В примыкающих к «ГЭС-2» мастерских Центра художественного производства «Своды» расположены керамическая, столярная и слесарная мастерская, фотолаборатория, звукозаписывающая студия, видеостудия, библиотека материалов, пекарня и текстильная мастерская. «Своды» станут пространством для активного взаимодействия и творческой работы.
Дом культуры «ГЭС-2» на Болотной набережной образует концентрированную среду для совместных экспериментов и общения людей из разных социальных групп и сообществ, где каждый может изучать процессы современной культуры и участвовать в них.