Стиль
ㅤㅤㅤㅤㅤ Арина Хаустова и Сергей Пономарев, студия сувениров Arsha в Коломне
РБК Визионеры. Новое поколение

Арина Хаустова и Сергей Пономарев, студия сувениров Arsha в Коломне

Арина Хаустова и Сергей Пономарев
Арина Хаустова и Сергей Пономарев
Увидели, как переосмыслить культуру сувениров через историю Коломны

Как сделать сувенир не формальностью, а напоминанием о личном опыте путешествия? Может ли он повышать туристический интерес к городу? Ответы на эти вопросы нашли супруги Арина Хаустова и Сергей Пономарев, которые в Коломне основали Arsha Studio — проект на стыке ремесла, искусства и повседневности. Они создают бытовые сувениры: посуду, свечи и текстиль по мотивам легенд, артефактов и воспоминаний о любимом городе.

  • У Arsha Studio три коллекции сувениров: «Коломенские сюжеты», «Истории на блюдечке с золотой каемочкой», «Kolomna lovers club».

  • Студия поддерживает местных ремесленников, а в 2023 году представила совместную коллекцию с «Ремеслами» (раздел «Яндекс Маркета») на ярмарке современного искусства blazar.

  • Каждый предмет, который создается в Arsha Studio, помогает по-новому взглянуть на город через истории, которые в нем зашифрованы.

  • В студии открытое производство: посетители могут наблюдать за процессом создания сувениров.

  • У Arsha есть несколько бесплатных онлайн-путеводителей по Коломне и буклет о лучших местах города.

РБК и «Сбер» продолжают развивать тему визионерства. Проект «РБК Визионеры. Новое поколение» посвящен героям до 30 лет — людям, которые уже успели продемонстрировать незаурядный подход к любимому делу.

В поиске и отборе героев участвуют экспертный совет и партнеры проекта — Surf Coffee®, «Суперметалл», Высшая школа экономики и «Золотое яблоко».

Команда Surf Coffee® предложила Арину Хаустову (28 лет) как визионера в категории «Путешествия». Вместе с Сергеем Пономаревым она основала бренд Arsha Studio и открыла магазин в историческом центре Коломны.

Мы уверены, что многие важные инициативы рождаются не в одиночку, а в партнерстве, и визионерский проект Arsha Studio — яркое тому подтверждение. «Новое поколение» не столько про возраст, сколько про свежий взгляд, поэтому, несмотря на то, что Arsha Studio основан представителями двух поколений, наш экспертный совет принял решение включить их в пул героев.

Из Коломны с любовью: как и почему появился проект Arsha Studio

Коломна — город-музей, как его называют путешественники, — популярное место у туристов, ежегодно его посещает около 2 млн человек. Многие хотят попробовать пастилу и калачи — гастрономические символы Коломны, за которыми едут со всей России и стоят в очередях даже под дождем.

Весной 2022 года коломчанка Арина Хаустова, выпускница художественной школы и бывшая студентка Школы дизайна НИУ ВШЭ, и ее муж инженер Сергей Пономарев заметили, что у Коломны нет своего предметного языка и такого сувенира, который хочется увезти с собой.

Cтудия сувениров Arsha в Коломне

Cтудия сувениров Arsha в Коломне

«Мы поняли, что внутренний туризм будет только расти, как и интерес к Коломне. Бизнес не планировали, а просто хотели создать что-то значимое. Не масштабное, не вирусное, не формальное, а искреннее. Коломна и ее туристы заслуживают большего, чем стандартный магнит на холодильник», — считает Хаустова.

Так началась история Arsha Studio. По-французски souvenir — это воспоминание. В названии проекта — воспоминание Арины: в отец папа называл ее Аршой. Весной 2022 года партнеры начали разработку первых сувениров в мастерской друзей в Гжели и уже через четыре недели держали в руках готовый продукт: от концепции до фирменного цвета.

Три года спустя Arsha Studio — это шоурум и собственная мастерская с муфельной печью для обжига посуды. Команда выросла до 12 человек, но мотивация осталась той же: создавать предметы, с помощью которых город будет напоминать о себе.

Сувенир Arsha Studio как продолжение путешествия

В Arsha Studio уверены: сувенир не должен пылиться. Он должен работать — быть частью быта, привычки, задавать настроение. Первыми объектами для переосмысления стали тарелки — самый понятный предмет для туриста и центральный в быту: используешь ее в обед и вспоминаешь об отдыхе в Коломне. «Сувенир — это не про город. Это про тебя в этом городе. Про то, как ты его прожил. И как хочешь его помнить», — рассказывает Арина.

Первой коллекцией стала серия «Коломенские сюжеты». Она посвящена городским историям, легендам и поверьям. Каждый предмет сопровождается открыткой. Это не скучная музейная справка, от которой так устали туристы, а теплый живой текст, который помогает по-новому взглянуть на Коломну. Его пишет историк из команды Arsha.

В студии создают сувениры из фарфора, дерева, текстиля и воска. Каждый материал — способ проживать воспоминание заново.

Еще одна коллекция — фарфоровые тарелки «Истории на блюдечке». На каждой изображение: старинные мануфактуры, герои местных мифов или символы ремесел. «Золотая каемочка на тарелках тоже не случайна, это не просто украшение. С одной стороны, она имеет сакральный смысл: раньше так защищали еду. Цари ели с таких тарелок и были уверены, что отравления и злые силы им не грозят. Это работало как оберег. А с другой стороны, это «новая ценность». Раньше предметы с золотой каймой украшали серванты как элемент декора, а мы привносим этот элемент в повседневный быт», — отмечает Сергей Пономарев.

Как в студии создаются вещи с историей

Обычно на сувенирах, которые продают в Коломне, да и во многих других русских городах, изображен кремль или соборная площадь. В Arsha Studio решили к достопримечательности не обращаться, а создавать новые символы и смыслы. Основатели Arsha Studio не иллюстрируют Коломну — они ее интерпретируют.

«Мы специально не используем визуальные коды города. Это осознанная дистанция от классического сувенира. Вещи студии отсылают к Коломне косвенно — через образы, смыслы, детали. Если кто-то у тебя дома спросит, о чем это, тебе захочется рассказать. И это тоже часть воспоминания», — говорит Сергей Пономарев.

Иногда вдохновение для новых сюжетов команда Arsha Studio берет из архивных источников, иногда — из формы заводского клейма, вышивки, фрагмента архитектуры, забытой игрушки.

«Мы нашли в археологическом журнале изображение коломенской глиняной игрушки в виде мишки, птички, лошадки. Самой игрушки не сохранилось, только изображения. И меня это очень вдохновило. Я решила повторить исторические формы в восковых свечах. Они сгорят — и пропадут, как исчезло и само ремесло, но обязательно останутся в памяти», — делится Арина Хаустова.

Символ студии и самый продаваемый сувенир — «Пукающий зверь», которого, на самом деле, в Коломне никогда не было. «Он стал нашим вкладом в мифотворчество города. Образ льва мы подсмотрели на барельефе в одном из храмов и интерпретировали его, придумав красивую легенду. Мы будто создали еще один исторический слой. Ты приехал в Коломну, увидел странного зверя, он вызвал у тебя эмоцию. Все: теперь это и есть твой сувенир, твое воспоминание о Коломне», — говорит Сергей Пономарев.

На тарелках и чашках появляются и другие неочевидные, но живые символы Коломны — вороненок или цветы кипрея. Один из рисунков посвящен Ахматовой. В 1920-х поэтесса приезжала в Коломну — разыскивала дом своего друга Бориса Пильняка: ей хотелось посмотреть на город, где он жил.

«Дом она не нашла, но обрела вдохновение. После визита в Коломну Ахматова написала цикл стихотворений. Нам это показалось красивым образом: приехать за одним, а уехать с другим. Возможно, с более важным», — рассказывает Арина Хаустова.

Как Arsha Studio создали «красный угол» города

Сегодня Arsha Studio расположена в арт-квартале «Патефонка». Здесь в дореволюционное время работала шелковая фабрика, в советское — патефонный завод, затем — «Текстильмаш». Теперь в бывших цехах открыты мастерские, музеи и кофейни. У Arsha Studio — свой шоурум и мастерская, разделенные стеклянной перегородкой. «Мы сознательно открыли часть производства, акцентируя внимание на процессе создания бытовых сувениров и на ручной работе коломенских мастеров», — говорить Сергей Пономарев.

Главной идеей студии стал переосмысленный красный угол как значимое место в крестьянском быту. «Красный — это не про цвет, а про красоту и важность. Выкрасив угол в фирменный алый цвет бренда, мы решили: пусть наша студия станет таким значимым местом для города», — объясняет Сергей Пономарев.

Cтудия сувениров Arsha в Коломне

Cтудия сувениров Arsha в Коломне

Филиалы студии в других городах Хаустова и Пономарев открывать не планируют, хотя предложения регулярно поступают. «Чтобы сделать такое же производство в другом городе, нужно сначала этот город полюбить. Найти свое комьюнити, историков, поработать с материалом. Это не просто копипаст, а погружение», — утверждает Сергей Пономарев.

Путеводитель сердца

Целевая аудитория Arsha, как говорят основатели, — «новое поколение туристов». Не обязательно молодые, но внимательные и вдумчивые. Это те, кто не просто идет по маршруту, а замечает детали, задает вопросы, читает подписи, интересуется историей — и хочет забрать с собой не формальный сувенир, а воспоминание.

«Это люди интересующиеся. Им не трудно завернуть за пределы предложенного направления, поэтому нам хочется предложить альтернативу — и в маршруте, и в предмете», — говорит Сергей Пономарев. Именно это и делает Arsha Studio: параллельно с коллекциями команда выпускает собственные путеводители по Коломне. Сначала это были небольшие бесплатные брошюры, теперь — тематические подборки: маршруты по местной кухне, по районам, музеям.

Путеводители и сувениры Arsha Studio действительно оказались не только способом запомнить поездку, но и триггером для возвращения. Некоторые клиенты приезжают в Коломну снова — уже за другим маршрутом или объектом.

«Мы не делаем поверхностные маршруты. Поэтому, посещая точки по нашим рекомендациям, человек не успевает пройти все за один день и обязательно возвращается уже за новыми воспоминаниями. А через сувениры мы увеличиваем продолжительность контакта с городом», — объясняет Арина Хаустова.

Буклет о лучших местах города

Буклет о лучших местах города

Есть прогулка по арт-кварталу, путешествие по гастрономическим точкам, маршрут по коломенским сюжетам через Пятницкие ворота и Маринкину башню. Сотрудники Arsha экскурсии не водят, а только подсказывают, куда свернуть и что посмотреть, помогают туристам лучше понять и прочувствовать город. Например, говорят, что Марина Мнишек и ее фаворит сделали тайник где-то под Коломной, накрыв клад коваными створами, которые были сняты с Пятницких ворот. А чтобы сокровища никто не нашел, Мнишек наложила на них заклятье.

А порой сувениры Arsha Studio становятся отправной точкой для путешествия. «Например, заказывают на сайте шарф или тарелку те, кто здесь никогда не был, читают истории и хотят приехать. Это такой ритуал: ты берешь предмет и хочешь попасть туда, откуда он», — говорит Арина Хаустова.

Сувенир будущего

Для Arsha сувенир — это не ностальгия и не реконструкция. Это новый язык для диалога о городе. «Наша главная цель — переосмыслить само понятие сувенира. Не воскресить коломенский фарфор, не заниматься реконструкцией, а в глобальном масштабе изменить восприятие сувенира», — отмечает Арина Хаустова.

В студии уверены: в ближайшее десятилетие страну ждет переоценка культурного кода. Все, что сейчас воспринимается как «неорусскость» или стилистика, тренд, сменится на интерес к вещам, в которых есть смысл. «Сегодня на эту тему много конъюнктуры — делают, потому что «так модно». Но настоящая вещь — та, которую человек «провел» через себя. Это видно. Это чувствуется», — считает Арина Хаустова.

Cтудия сувениров Arsha в Коломне

Cтудия сувениров Arsha в Коломне

Речь не о том, чтобы заново нарисовать кокошник. А о том, чтобы не стесняться бабушкиного оренбургского пухового платка, валенок, фарфора из сервиза. И снова ими пользоваться. «Ты вдруг понимаешь: эта вещь сохранилась не потому, что красивая, а потому что была нужной, правильно придуманной. У нее есть функция и нет срока жизни», — отмечает Сергей Пономарев.

Arsha делает ставку именно на такие предметы: с функцией и уважением к памяти. «Сувенир будущего — это не магнитик. Это предмет, в который человек вложил уважение к себе, к месту, к культуре, — делится Хаустова. — Если человек уедет из Коломны с предметом, в котором слышится голос города, значит, у Arsha все получилось».

Читайте больше о новом поколении

Авторы
Теги
Анастасия Бондарович