Смыслы, чувства, желания: Оксана Федоренко — о проекте «Кривоколенный 9с3»
Летом вечно спешащая Москва пусть на время, но превращается в город-курорт: темпы замедляются, настроения меняются. Мегаполис, который никогда не останавливается и не спит, будто замечает, что есть особенное удовольствие в том, чтобы не торопиться, замереть, раствориться в пресловутом моменте сполна. В этом контексте важной точкой на карте летней и любой другой тоже Москвы стал «Кривоколенный 9с3» — не только ресторан и бар, но место, соединяющее выставки современного искусства и дружеские бранчи, деловые встречи и личные праздники. Здесь присутствует чувство, что все знакомы друг с другом очень давно, даже если встречаются в первый раз. «Кривоколенный» — или «КК» — открылся в феврале 2022-го года и сразу возложил на себя миссию поддерживать, помогать, объединять и дарить чувство дома во времена, когда многие этого чувства лишились. Мы попросили директора и основателя «КК» Оксану Федоренко рассказать, как сложился такой подход и к чему он привел.
О том, как «Кривоколенный» стал «Кривоколенным»
«Кривоколенный 9с3» — мой первый ресторанный опыт, и добиться результата мне помогли сразу несколько вещей:
- работа в компании, занимавшейся созданием клиентского опыта (компания «Ценципер»), и понимание, что ресторан — не просто еда, а именно тот самый опыт, поэтому я лично уделяю внимание не только еде, но и вообще всему, вплоть до набора книг на полке;
- постоянное общение с гостями, как со знакомыми, так и с незнакомыми. Я постоянно собираю мнения и отзывы, интересуюсь впечатлениями, придумываю, как и что можно улучшить;
- быстрые изменения благодаря классной команде, которые позволяют развиваться и что-то менять.
С марта 2022 года мы начали устраивать выставки и бранчи по выходным, по вечерам наши друзья ставили музыку с пластинок. И вроде в этом нет ничего нового, все уже было, но в нашем случае наслоилось много всего: смыслы, чувства, чувствительность всех людей и желание сплотиться. Это было сложное время и продолжает им быть, и все те, кто остался в Москве, невероятно дорожили друг другом и поддерживали. «КК» стал для меня и команды настоящим домом. Надеюсь, это чувствуется: это не просто место, но чей-то дом, и тебе в нем всегда рады.
О московском лете и московской зиме
С открытием веранды у нас всегда становится больше гостей. Это связано не только появлением большего количества места, но и с тем, что у нашего двора в прекраснейшем районе старой Москвы замечательная атмосфера. Из моих наблюдений: многие возвращаются в Москву на лето, появляется больше аутдор-активностей, всем хочется чаще встречаться, проводить примерно все время на улице, ну и, конечно, пить вино в любое время дня. У нас с друзьями тоже появилась традиция завтракать на веранде в «КК» по выходным.
По моим ощущениям и по тому, что я вижу, нам удалось сделать пространство, в котором можно вкусно позавтракать, продуктивно поработать днем, не забыв пообедать, а вечером расслабиться. Все можно делать одному или в компании и чувствовать себя одинаково комфортно. У нас среди гостей много тех, кто приходит к нам провести весь день, мы их знаем и любим. А летом это все особенно приятно, днем можно вальсировать между столиком во дворе и зум-кабинкой.
Зимой «Кривоколенный» превращается в загородную резиденцию, в которой нужно постоянно чистить снег с крыши и расчищать тропинку к двери. (Смеется.) У нас очень тепло и уютно, меню обновляется, в нем появляются согревающие и плотные блюда, а ближе к новому году — классика: оливье, форшмак, конфеты с мандарином. Во дворе мы ставим елку, оформляем пространство внутри. В прошлом году, например, развешивали огромные красные леденцы с художницей из Костромы Полиной Беловой, было очень эффектно. А в пространстве бара повесили по всему периметру голубые шторы, чтобы там можно было спрятаться от всех за главным столом. Все самые любимые коллективы проводят у нас свои корпоративы, а свой собственный мы устраиваем последними (и на последнем дыхании), как правило, 30 декабря. В минувшем году он даже получил рабочее название «Шоу талантов», мы были поражены, насколько разные и талантливые ребята у нас работают. В обозримом будущем планируем собрать мини-концерт, правда, пока не можем определиться с масштабом представления. (Смеется.)
О «московскости» места
«Кривоколенный», конечно, на 100% московское место и очень классно вписался в ресторанную жизнь: у него есть свое лицо, своя публика, очень быстро появились постоянные гости и их становится все больше и больше. Думаю, это происходит за счет универсальности места, ведь сюда можно прийти на рабочий завтрак, провести семейный ужин, отпраздновать рабочий успех или повеселиться во дворе, как сейчас, летом. Таким, какой он есть, «Кривоколенный» стал во многом благодаря требовательным московским гостям и нашему умению быть внимательными к их потребностям. В другом городе и для других людей он тоже был бы другим. Для некоторых он даже стал синонимом Москвы — это для нас особенно ценно.
О команде и чувстве плеча
Команда — это самое важное. Именно из-за команды проект вообще существует. В момент принятия решения о том, будет ли «Кривоколенный» продолжать работать, я просто не смогла представить, как прихожу к людям, которых мы так долго и трепетно искали, и говорю, что мы закрываемся в течение недели и вообще прекращаем свое существование. Именно команда придала уверенности, что мы справимся и нужно рискнуть. На момент февраля 2022 года это было четыре сотрудника, сейчас у нас команда из 40 человек. Я вижу, что наш сформированный костяк продолжает обрастать бодрыми, талантливыми, любопытствующими и небезразличными людьми.
О мире современного искусства и его влиянии
Современное искусство с нами еще с момента проектирования, оно лежало в концепции пространства. Мастерская то ли архитектора, то ли художника, где все постоянно меняется: вот какой-то недорисованный скетч, вот на стене мурал Артема Зайцева, вот большая работа Маши Ревы, которую нам подарили друзья из «Рихтера». Так появилась своя постоянная экспозиция, которая сложилась из подаренных работ, произведений, выкупленных у авторов после проведенных выставок или оставленных друзьями «на передержку» после переездов.
С первого же дня у нас был крошечный раздел в меню из трех позиций с отобранным нами искусством и книгами, его придумала и курировала Саша Десенко. Сейчас у нас достаточно часто проходят выставки и для искусства всегда есть отдельный буклет. Мне кажется, нам удалось привнести в «КК» искусство в широком смысле, это одно из важнейших направлений, без которого сложно представить весь проект, и это здорово, так как поначалу было неясно, насколько вообще уместно проводить в баре выставку и интересно ли это кому-то.
Благодаря искусству мы много с кем подружились. Например, с художницей и керамистом Машей Егоровой, которая представлена у нас с момента открытия и по сей день. У нас даже есть серия керамических ваз, придуманных специально для «КК», их нельзя купить, это подарок. Еще мы делали персональную выставку, Маша проводила мастер-класс по керамике для нашей команды и друзей — и созданные на нем вазы мы тоже активно используем, — разработала для нас фирменный стиль (стаканчики с собой, наклейки, чек-буки). Но самое важное, что мы стали близкими людьми, которые любят что-то придумывать вместе, а потом берут и делают это.
Здорово, что мы стали местом, которое зарекомендовало себя в этой сфере, и мы действительно можем сами поддерживать симпатичных нам людей, художников и кураторов. А еще, конечно, цветы! Цветочные композиции и сет-дизайн Аси Ричардсон, которые она собирает, — это самое настоящее искусство. Я даже не могу выделить цветы в отдельное направление. Еженедельная, неповторимая, сменяющаяся выставка, которую нам посчастливилось наблюдать, быть в ней.
О личных контекстах и выводах
«КК» стал для меня местом сверки с самой собой и новым этапом, следующей ступенью куда-то дальше. Благодаря успеху «КК» я поняла, что у меня уже все есть, чтобы быть, например, предпринимателем, которым я сейчас и стала. Оказалось, что не обязательно заканчивать для этого «Сколково», иметь два высших, богатого мужа и дальше по списку. Лично для себя я выявила несколько пунктов, с которыми буду жить еще какое-то продолжительное время:
- доверять интуиции, развивать ее и всегда оставаться на своей стороне;
- делать бизнес из своих потребностей и увлечений. Я человек безумно фанатичный, во все, что мне начинает нравиться, ныряю с максимальной вовлеченностью;
- пробовать и не бояться ошибаться, потому что все — навык и все можно развивать путем постоянного «деланья», только так будет результат, пару раз он может быть сомнительный, но в любом случае он будет вести к тому, что действительно нужно;
- грандиозно мечтать. Удивительно, мне всегда казалось, что все с детства так делают. Но в какой-то момент я поняла, что то, что в моих мечтах оказывается минимальной базой, для некоторых людей уже что-то сверхестественное, и эти люди не понимают, зачем вообще о таком мечтать, если этого все равно не случится. Мягко говоря, я была удивлена такому подходу, и мне он совсем не близок;
- ну и, конечно же, много впахивать, выкладываться на максимум и окружать себя такими же людьми. Мне, например, очень важно, чтобы ребята, когда выполняют рабочие задачи, могли ответить по каждой своей задаче, для чего и почему она есть в списке, почему важно, чтобы это было сделано в обозначенный срок. Важны вовлеченность, интерес, трудолюбие, совместное желание команды выкрутить все на максимум. Беспрерывный улучшайзинг.
А если говорить о наших планах и как раз мечтах, в конце апреля мы познакомились с независимым театральным проектом «а39», и за две недели запустили совместный проект — буфет «КаК39». Теперь в дни, когда у ребят идут спектакли, в холле Музея Москвы стоит буфет от «Кривоколенного». В обозримом будущем мы планируем открыть полноценное место рядом с театром. Это будет какой-то новый формат, с большим влиянием театра и вовлеченностью ансамбля.