«Кружемодзи», живопись, фотография на благотворительном аукционе Фонда Cosmoscow

Слева: Максим Свищев, «Квашня». Справа: Катя Любавская, Tulle Curtain II
Благотворительный аукцион Фонда Cosmoscow проходит ежегодно с момента перезапуска одноименной ярмарки в 2014 году. Вся выручка обычно идет на помощь художникам, закупку работ в российские музеи, создание арт-проектов к предстоящей ярмарке и другие программы фонда. В этом году торги намечены на 10 апреля. Начиная с 8 апреля коллекционеры могут ознакомиться с лотами на предаукционной выставке в Центре современной культуры «Солодовня». Закрытый формат предпоказа (вход только по приглашениям) компенсируется подробным онлайн-каталогом. В любом случае тематическая подборка лотов — это всегда срез актуальных арт-тенденций, который любопытно изучать, даже если вы ничего не собираетесь покупать.
Каждый год лоты для аукциона, исходя из заявленной темы, собирает приглашенный куратор. На этот раз им стала Ксения Чилингарова — российский публицист, издатель, поэт и коллекционер. По ее словам, сегодняшний человек разучился чувствовать и принимать самостоятельные решения. Вместо этого мы готовы опираться на уже сформированные мнения. Современное искусство способно вернуть нам чувственное измерение жизни и веру в себя. Так родилась концепция аукциона «Несколько поводов доверять себе», объединившая 30 лотов.
На пресс-показе выставки были объявлены победители ежегодных программ Фонда. Арт-группа «Провмыза» получила статус «Художник года» Cosmoscow 2025, красноярский Музейный центр «Площадь Мира» был выбран «Музеем года», а московский Центр творческих индустрий «Фабрика» стал «Институцией года».
Искренность как единственный способ достучаться до зрителя
Дополненная реальность и поверхности, «оживающие» при наведении на них камеры телефона. Казалось бы, круг возможностей расширить чувственную составляющую современного искусства растет с каждым днем. Но среди лотов предстоящего аукциона преобладают вполне классические живопись, графика, фотография и объекты. Как рассказала Ксения Чилингарова, при отборе работ она, скорее, думала про их содержание. «Сегодня художники часто берутся за модные формы, хотя художественная задача этого не требует, — добавляет куратор аукциона. — Но внешнее рождается только из внутреннего, иначе в работе отсутствует искренность. Если художник не чувствует сам, он никогда не заставит зрителя реагировать».
Тему эмоционального выгорания исследует работа Саши Лемиша «Сегодня не смогу плохо себя чувствую» (эстимейт: 235000–285000 руб.). Художник работает в технике цифровой живописи, которую заливает эпоксидной смолой. К этому методу Лемиш пришел в результате непростых творческих поисков, когда, по его собственным словам, «потерял все надежды стать современным художником». Выставленная на продажу работа посвящена тому, как человек выражает свои эмоции в соцсетях, используя анимэ-эстетику, в которой чувства всегда очень утрированы. Еще один лот — работа Кати Любавской Tulle Curtain II (120000–150000 руб.) — отсылает к практике использования смайликов в электронных сообщениях. При этом художница создает собственную технику «кружемодзи», когда смайлики вплетаются в узор, позаимствованный из традиционной вышивки или кружева.

Саша Лемиш, «Сегодня не смогу плохо себя чувствую»
Автобиографичный образ маленькой девочки с огромными глазам стал проводником по вселенной художницы Арины Франк. Он сквозной линией проходит через ее серию из четырех работ под названием «Погремушки» (105000–125000 руб.), создавая перед глазами зрителя калейдоскоп трогательных детских воспоминаний. Работой «Квашня» (285000–350000 руб.) представлен на аукционе цифровой художник Максим Свищев, смело экспериментирующий с лентикулярной печатью (в похожей технике в СССР печатались стереооткрытки с эффектом движения).

Арина Франк, из серии «Погремушки»
Фотография на пике популярности
Фотография всегда была сильной стороной аукционов Фонда Cosmoscow. Работы мировых звезд вроде Патрика Демаршелье и Мариано Виванко и отечественных классиков, таких как Сергей Борисов или Игорь Пальмин, традиционно становились жемчужинами торгов. В этот раз фотография представлена на торгах как никогда широко. Сразу две из них в свой личный топ-три включила и Ксения Чилингарова. Первая — это снимок Николая Бахарева из цикла «Типаж» (400000–450000 руб.). «Это советский фотограф со сложной, великолепной композицией и серьезным, очень чувственным контекстом», — комментирует Чилингарова. Ее взгляд разделяет и Руслан Потамошнев, директор галереи сцена/szena, предоставившей лот. «Сегодня во всем мире мы наблюдаем бешеный интерес к фотографии, — рассказывает Потамошнев. — Если посмотреть на программы международных музеев, ей посвящено множество выставок. Что касается Бахарева, то это исключительный мастер, значимость которого будет все больше осознаваться со временем».
Еще один лот, на который обращает внимание Ксения Чилингарова, это пара фотографий Полины Рукавичкиной (150000–200000 руб.). На одном из них изображены два черных пса, которые кажутся абсолютно идентичными. «Близнецы как феномен завораживают меня с детства, — объясняет художница. — Наверное, это такой универсальный образ двойственности: поиска идеального соулмейта и одновременно поиск индивидуальности, различия».

Полина Рукавичкина, Twins
Наследие советского фотожурналиста Андрея Князева представлено на торгах снимком 1970 года с ироничным названием «Скамейка юности» (150000–200000 руб.). Работа идеально вписывается в концепцию аукциона, которая предлагает при восприятии искусства отталкиваться от собственных впечатлений, а не ориентироваться на чужой авторитет. Сам Князев, хоть и чтил старших художников-авангардистов, но любил повторять, что «лучший преподаватель — это жизнь». Единственная цветная фотография в подборке — снимок уличной работы Тимофея Ради «Кое-что» (235000–285000 руб.).


Чувственная живопись на грани абстрактного и фигуративного
Признаваясь, что она ратует за возрождение классической живописи, Ксения Чилингарова выделяет работу Вики Бегальской и Александра Вилкина «Егорка» (375000–460000 руб.). «Я очень люблю цвет, именно через него я в первую очередь переживаю единение с искусством, — признается куратор. — Эти два художника — совершенно потрясающие колористы». В своем творчестве дуэт исследует отношения современного человека с природой и искусством. Мерцающие образы полулюдей-полуживотных на их полотнах складываются в единый поэтический мир.
Среди выставленных на торги живописных работ непременно присутствует абстракция, спрос на которую на мировом арт-рынке растет последние несколько лет. За этот тренд на аукционе отвечает полотно Стаса Фалькова «Без названия» (330000–400000 руб.), балансирующее на грани фигуративности и беспредметности. Ведя незримый диалог с французскими философами Жаном Бодрийяром и Жаком Деррида, художник размывает границы между реальностью и иллюзией.


Текстиль, керамика, стекло и металл
Бум на текстильное искусство, который охватил мировые выставочные площадки пару лет назад, несколько поутих, но все еще продолжает будоражить кураторские умы. За это направление на аукционе в первую очередь отвечает шпалера Сергея Сонина и Елены Самородовой «Усадьба Знаменское-Раек» (470000–570000 руб.). В начале этого года ее можно было увидеть на персональной выставке художников в ММОМА. По словам Алины Крюковой, основательницы галереи a—s—t—r—a, предоставившей работу на торги, Сонин и Самородова выстраивают альтернативную историю, доверяясь собственной творческой интуиции. Образ усадьбы, построенной «русским Леонардо», архитектором Николаем Львовым, они создают при помощи аппликации и вышивки по ситцу. При этом классический архитектурный ансамбль обживают старый гвардеец, женщины-сфинксы и стая пеликанов. Еще одна текстильная работа — вышитая композиция Кирилла Манчунского (350000–420000 руб.), представляющая своего рода картину в картине. «Моя несуществующая работа «Три окурка» пытается вписаться в пространство грязного подъезда, который и так уже собрал восемь бычков», — объясняет художник.


Керамика среди лотов представлена объектом Ирины Дрозд Avis de Tinea (200000–270 000 руб.) и работой Даниила Антропова PAWN (d2) (400000–480 000 руб.). Несмотря на родство материала, это совершенно разные произведения. Сюрреалистичная фигура Дрозд напоминает пугающего сказочного персонажа, в то время как объект Антропова, скорее, демонстрирует результаты его художественных экспериментов с процессом обжига глины.


Самой обманчивой работой аукциона стал комплект кованых металлических объектов Дмитрия Булныгина с говорящим названием «Зимний гербарий» (500000–600000 руб.). С расстояния эти предметы и вправду кажутся хрупким сухостоем, который готов рассыпаться в пыль от одного прикосновения. На поверку же они оказываются мастерски выполненной колючей имитацией из металла, которая сама способна поранить любого неосторожного зрителя. К категории «не то, чем кажется», можно отнести и напечатанную на стекле работу Полины Шилкините (285000–340000 руб.). С первого взгляда она представляется просто яркой абстракцией, но на самом деле это изображение имеет реальную первооснову. Все работы художницы из этой серии созданы на основе найденного в лесу фотоархива, сквозь который в буквальном смысле уже начала прорастать новая жизнь. Точно так же и во всех остальных лотах предстоящего аукциона Фонда Cosmoscow при должном зрительском внимании способны взойти пусть хрупкие, но зато собственные ростки эмоций.


Торги состоятся при поддержке партнеров: MR Private, BORK, edis.