Стиль
Впечатления Венеция-2024: Анджелина Джоли в роли Марии Каллас и другие метаморфозы
Стиль
Впечатления Венеция-2024: Анджелина Джоли в роли Марии Каллас и другие метаморфозы
Впечатления

Венеция-2024: Анджелина Джоли в роли Марии Каллас и другие метаморфозы

Кадр из фильма «Мария»

Кадр из фильма «Мария»

Первой в основном конкурсе Венецианского кинофестиваля показали «Марию» — новый байопик Пабло Ларраина

«Мария» Пабло Ларраина

Как и «Джеки» и «Спенсер», фильмы Пабло Ларраина о Жаклин Кеннеди и принцессе Диане соответственно, назвать «Марию» байопиком весьма сложно: действие происходит в последние семь дней жизни Каллас и почти полностью в ее воображении. Она рассказывает о своей жизни выдуманному репортеру, чье имя совпадает с названием медикамента, которым она злоупотребляет, она поет под оркестр, расположившийся то у Эйфелевой башни, то прямо в ее парижской квартире. С реальностью диву связывают только кухарка (Альба Рорвахер) и дворецкий (Пьерфранческо Фавино). Первая нужна только для того, чтобы комплементарно оценивать голос хозяйки, хотя с ним последнее время большие проблемы (в любом случае дива неделями ничего не ест), второй — для того, чтобы бесконечно передвигать рояль, на котором давно никто не играет.

В разделенном на три акта потоке сознания (сценарий Стивена Найта, автора «Спенсера» и создателя «Острых козырьков»), впрочем, всплывают все основные детали биографии великой певицы — и бедная юность в Греции, и триумфы в «Ла Скала» и «Ковент Гардене», и роман с миллиардером Онассисом (с которым, как выясняется, она познакомилась на Венецианском фестивале). Но именно всплывают, а не составляют основу драматургической конструкции. Этот фильм, лучший в биографической трилогии Ларраина, — попытка проникнуть в сознание «Ла Каллас», единственной и неповторимой, хорошо знающей цену и себе, и своему мифу, и именно поэтому сознательно убивающей себя после потери голоса: между жизнью и оперной сценой она ставила знак равенства и доживать, утилизируя остатки былой славы, явно не собиралась, ибо это дурной тон.

Любой «байопик», традиционный или нет, являет собой шаткую и опасную территорию. Столько интересных вопросов и комментариев (всегда одних и тех же, всегда отрицательных, всегда с позиций морального и интеллектуального превосходства по отношению к авторам): было / не было, похож(а) / не похож(а) и т.д, и т.п. Стала ли Анджелина Джоли Марией Каллас? Нет, не стала. Да и цели такой не было: в финале зрителя ждут традиционные хроникальные кадры, удостоверяющие непохожесть двух див. Но то, что мы видим на экране, — это и не Анджелина Джоли, какой мы ее до сих пор знали. То, что мы видим, называется честной работой и бесстрашным актерским преображением. Перед съемками Джоли полгода занималась оперным вокалом, а на самих съемках отнюдь не открывала рот под фанеру (что всегда видно), а реально, уж как могла, исполняла арии Пуччини и Верди перед полным оперным залом (вокал поздней Каллас в фильме — сложный микс голоса актрисы и специально приглашенной сопрано именно греческого происхождения). Не вызывает сомнений, что Джоли сумела воплотить образ, характер Каллас, передала не только ее драму, но и физическое присутствие — осанку, взгляд. Очень интересно, как оценит ее работу председательница жюри Изабель Юппер.

Венеция-2024: после смерти чувствуешь себя значительно лучше

«Жокей» Луиса Ортеги

Аргентинский конкурсный фильм «Жокей» (El Jockey) талантливого Луиса Ортеги (у нас в прокате был его «Ангел», спродюсированный Педро Альмодоваром) заинтересованно следит за цепочкой превращений, случающихся с парнем по фамилии Манфредини (великолепный, как всегда, Науэль Перес Бискаярт из «Уроков фарси») — тоже очень талантливым и всегда нетрезвым. Ему явно наскучила его конноспортивная деятельность, и потому он, как Каллас, активно занимается саморазрушением. Провалив гонки на жеребце Мисиме, купленном его мафиозным боссом за миллион долларов в Японии, жокей просыпается в больнице с травмой, после которой не живут, и весом в ноль килограммов и отправляется бродить по улицам Буэнос-Айреса в шокирующе новом обличье, усложняющем задачу пущенных по его следу гангстеров, намеревающихся его убить. Манфредини, в общем, не против — вот только зачем, если смысл жизни как раз в том и состоит, чтобы покончить с собой старым и переродиться во что-то новое?

Кадр из фильма «Жокей»

Кадр из фильма «Жокей»

«Разделенные» Эррола Морриса

Звездный документалист Эррол Моррис (лауреат «Оскара» за картину «Туман войны») показал вне конкурса фильм «Разделенные» (Separated) — расследование жестокой практики разделения семей нелегальных мигрантов во времена Трампа. Более 4 тысяч детей, в том числе грудных, разлучили с родителями, более тысячи остаются лишены семей и при более гуманно настроенной администрации Байдена. Людей, которые проворачивали эту бесчеловечную практику, фильм Морриса называет худшими абьюзерами детей в истории (вероятно все-таки после тех, кто истреблял детей во время Холокоста). Смысл издеваться над и без того несчастными людьми, бегущими в США отнюдь не от хорошей жизни? В том, чтобы заставить задуматься тех, кто стремился и всегда будет стремиться как-то изменить свою жизнь и приехать в Америку. Надо ли говорить о бессмысленности таких предприятий?

Кадр из фильма «Разделенные»

Кадр из фильма «Разделенные»

«Тихая жизнь» Александроса Авранаса

Показанная во втором по значению венецианском конкурсе «Горизонты» картина Александроса Авранаса «Тихая жизнь» (Quiet Life) повествует о семье российских эмигрантов (Чулпан Хаматова, Григорий Добрыгин + двое девочек), безуспешно пытающихся получить вид на жительство в Швеции. Не в состоянии пережить отказа шведских властей, одна из дочерей впадает в состояние, близкое к коме. Власти винят в этом родителей — ведь по их правилам, дети никоим образом не должны быть в курсе проблем взрослых, даже если это и сказывается на них самих. Страна Швеция, где так хотят остаться герои, нарисована авторами без малейшей симпатии — эта пространство, населенное роботами (кроме буквально одной пожилой женщины и медсестры, которая не в счет, ибо тоже эмигрантка из Черногории), холодными людьми-функциями, которые только и норовят заставить русских людей улыбаться, а это, как известно, пустой номер.

Действие отнесено к 2018 году, но в процессе развития событий фильм как будто приобретает чуть неловкое фантастическое измерение: выясняется, что дети впадают в коматозную отключку именно в тот момент, когда их родителям отказывают в убежище, и выходят из нее, как только они указанное убежище получают. Фантасмагорический элемент не удивляет, ведь режиссер Авранас — один из представителей греческой «странной волны». Лучшая сцена в фильме — та, в которой герои Хаматовой и Добрыгина, надев темные очки, поют по-русски песню группы СБПЧ «Провал» («Все, что может провалиться, — проваливается»).

Но реальность давно изумляет больше всякого вымысла и нарочитого абсурдизма: как сообщает финальный титр фильма, синдром детской травматической абстиненции действительно существует и был клинически обнаружен именно в Швеции, где он даже признан местными здравоохранительными органами. Только в Швеции было диагностировано более 700 случаев этой «мистической», как ее называют, болезни, причем чаще всего от нее почему-то страдают дети из стран бывшего СССР и бывшей же Югославии. Интересно, действительно, почему?

Кадр из фильма «Тихая жизнь»

Кадр из фильма «Тихая жизнь»

«Антиквариат» Русудан Глурджидзе

Один из самых интригующих фильмов программы Venice Days — грузинский «Антиквариат» (Antikvariati) Русудан Глурджидзе. Талантливый, хотя и несколько непоследовательный в своей прерывистой мысли. Действие происходит в Санкт-Петербурге: довольно невыносимый, хотя и не без особой питерской интеллигентности и ядовитого обаяния, старик Вадим Вадимович (недавно ушедший от нас великолепный актер Сергей Дрейден) в состоянии пред-деменции за бесценок продает свою шикарную квартиру… вместе с собой. Таким образом его душеприказчицей оказывается совершенно посторонняя грузинская девушка Медея (Саломе Демурия): с родным сыном (Владимир Вдовиченков) отношения у всем и всегда недовольного петербуржца, мягко говоря, сложные. Медея, как и ее бойфренд Ладо, связана с торговлей антиквариатом. Но и сам старик со всеми его культурными предпочтениями и политическими взглядами — такой же антиквариат. «Многоуважаемый шкаф», который без реставрации продать невозможно, можно только в нагрузку отдать. Впрочем, шкаф — предмет крайне полезный, в нем можно, например, спрятаться во время обысков: время действия фильма отнесено к «нулевым», когда грузин, как сообщает фильм, в массовом порядке депортировали из России. Медея же не дала себя депортировать и осталась дожидаться в Питере лучших времен. Кстати, Каллас играла Медею у Пазолини.

Кадр из фильма «Антиквариат»

Кадр из фильма «Антиквариат»

Подписывайтесь на телеграм-канал «РБК Стиль»