«Почувствовать вращение самой Земли»: почему нужно побывать в Гонконге
Гонконг остается уникальным городом: это финансовый центр Азии и место силы для мирового бизнеса, но в то же время многими обычными туристами он все еще воспринимается как нечто экзотическое. К тому же строгие правила и ковидные ограничения последние три года сильно изолировали «благоухающую гавань» (так дословно переводится название города) от остального мира. И вот буквально в марте Гонконг отменяет все ограничения, включая даже маски в общественных местах. Гонконг вернулся.
Гонконг определенно желает вернуть доковидный поток туристов. В начале года власти объявили о розыгрыше 500 тыс. авиабилетов: в марте и апреле принять участие могут жители стран Юго-Восточной Азии и Китая, а в мае — все остальные. Раздавать билеты будут авиакомпании Cathay Pacific, HK Express и Hong Kong Airlines. Для граждан России въезд без визы и каких-либо ограничений до 14 дней.
И тут может возникнуть вопрос: почему в Гонконг можно летать совершенно беспрепятственно, а в Китай только по визе и с результатом ПЦР?
Все дело в том, что у Гонконга уникальная ситуация. Он стал районом Китая в 1997 году. До этого с 1842 года он был колонией Великобритании, откуда взялись его экономические правила, левостороннее движение и двухэтажные трамваи с автобусами. Согласно договору между двумя странами, у Гонконга сейчас до 2047 года широкая автономия, Китай отвечает только за его оборону и внешнюю политику, а вот все остальное по-прежнему в руках местной власти.
Таким образом, Гонконг — как бы Китай, но еще нет. Здесь свои законы, выборы, работают социальные сети, которые запрещены в континентальном Китае, своя валюта. В Гонконге говорят на кантонском диалекте, большая часть населения владеет английским языком.
Гонконг из тех городов, которые называют многоликими: многочисленные люксовые сети отелей от Four Seasons до Peninsula, все премиальные fashion бренды, штаб-квартиры главных аукционных домов Christie's, Sotheby's и Phillips, мишленовские рестораны и самое большое количество в мире небоскребов в рамках города — все это соседствует с аутентичной китайской стороной. Магазинчики с китайской медициной, сохнущие прямо на улице рыбьи внутренности и лавки с птичьими гнездами из слюны (из них варят суп). Неоновые вывески и красные фонарики, гадалки в уличных палатках, буддистские и даосские храмы, «дыры» в новостройках, чтобы по фэн-шую там летали драконы. Это смешение европейской и китайской культур, старого и нового, зеленых и каменных джунглей дает Гонконгу свой уникальный характер.
Типичный Гонконг — это чай с молоком, дим самы свинина-креветка, лапша, жареные гуси, булочки с ананасами и кунжутный суп, такой ели герои «Любовного настроения», самого известного гонконгского режиссера Вонга Кар-Вая. Но город не испытывает недостатка и в первоклассных кулинарных впечатлениях: здесь 7 ресторанов с тремя (это максимальное количество) мишленовскими звездами, еще 64, у которых звезд поменьше, и ряд тех, кто регулярно попадает в списки The World's 50. Хотите ли вы попробовать раканского голубя от всемирно известного шефа Гийома Галлио в Caprice или голубя в стиле дай-пай-донг в аутентичном хипстерском Ladys Street Sik Fan — найдется все!
Жизнь здесь кипит на каждом миллиметре, который кстати стоит очень дорого. Плотность населения в Гонконге очень высокая, размер территории небольшой, к тому же у них есть ограничения по сохранению «зеленой части». Все вместе создает невероятную разницу между спросом и предложением, поэтому Гонконг уже давно является самым дорогим городом мира для покупки недвижимости. Средняя стоимость квадратного метра недвижимости достигает $28,6 тыс.
Центром бизнеса Гонконг стал благодаря своей географической расположенности и экономическим условиям. Это оффшорная территория, которая не взимает таможенных сборов на импорте, там нет налога на добавленную стоимость или его эквивалентов. Гонконг регулярно занимает топовые позиции в рейтингах легкости ведения бизнеса, налоговых систем, ВВП на душу населения и так далее. Для рядового туриста это означает шоппинг без НДС, то есть по аналогии с duty free. А шопинг здесь один из лучших в мире!
Гонконг привык к огромному количеству туристов, в 2017-м году он даже был лидером в списке самых посещаемых городов. Но в 2020-м этот показатель буквально рухнул на 94% (то есть минус десятки миллионов человек), поскольку в городе были введены одни из самых строгих карантинных правил и закрыты границы. Сейчас, когда все наконец выдохнули, власти планируют вернуть себе прошлую славу.
В частности все ограничения в этом году были сняты буквально накануне громкого для города события — юбилейной десятой ярмарки Art Basel. Впервые за три года она прошла в прежнем формате: десятки тысяч туристов, в том числе крупные бизнесмены и знаменитости, сотни галерей из разных стран и огромная культурная программа по всему городу.
Art Basel — это одна из крупнейших, старейших и уважаемых арт-ярмарок. Она была основана в 1970-м и ежегодно проводится в четырех городах: Базель, Майами, Гонконг и Париж (он добавился лишь в 2022 году). Это знак качества и высочайший уровень арт-событий.
«Эта неделя (с 20 по 26 марта) ознаменовалась грандиозным открытием Гонконга после трех лет проблем, связанных с пандемией, и наша ярмарка подтвердила свою позицию высшего культурного события в регионе», — говорит Ноа Горовиц, генеральный директор Art Basel. «Коллекционеры из Гонконга, материкового Китая, Азии и других стран собрались в большом количестве, и мне действительно приятно наблюдать за необычайным ростом и жизнеспособностью местной арт-сцены, поддерживаемой новым поколением коллекционеров и открытием институций мирового уровня. В очередной раз Гонконг продемонстрировал свою неоспоримую позицию ведущего центра арт-рынка в Азии и свою критическую важность в мировой торговле».
В этом году на Art Basel Hong Kong было представлено 177 галерей и несколько специальных секций. Среди них безусловно были и гиганты арт-рынка: буквально в меридиане по центру зала можно было увидеть Perrotin, Pace Gallery, Gagosian, David Zwirner, Lehmann Maupin, White Cube, Hauser & Wirth, Simon Lee и других. Если собрать все работы, которые только они привезли на ярмарку, может получиться неплохая институциональная выставка. Помимо азиатского искусства здесь можно было найти и даже успеть купить Дэмьена Херста, Георга Базелица, Герхарда Рихтера, Джорджа Кондо, Такаси Мураками, Яёи Кусаму, Дэвида Хокни, Сесили Браун и многих (реально многих) других.
Цены на ярмарке традиционно высокие, за А-лист можно отдать и несколько миллионов долларов. Например, Кондо ушел за $4,75 млн. Hauser & Wirth в первые пару дней распродали искусства на $15 млн в «уважаемые коллекции» азиатского региона. LGDR продала новую кинетическую видеоскульптуру Beeple за $9 млн, включая ее NFT. Сам художник, кстати, тоже был в Гонконге и активно позировал для фото.
Джордж Кондо, Purple Compression, 2011. Галерея Hauser & Wirth
Безусловно, значительную часть занимали и азиатские художники. Именно здесь всегда можно увидеть отменную подборку всего самого актуального и модного в этом регионе. Среди тех, что выделяла команда Art Basel: Ли Хуайи, китайский художник, работающий тушью; известный на западе Лю Вэй; бьющий аукционные рекорды Цзэн Фаньчжи; французский китаец Ян Пеймин, а также японские и корейские художники.
Правда, пока Гонконг был закрыт «за семью печатями» и выдерживал протесты местного населения, например, из-за закона о национальной безопасности в 2020-м (нарастающее влияние Китая), у него в этом плане появились сильные конкуренты: Сингапур и Сеул. В первом городе в январе 2023 прошла первая ART SG, наделав много шума. А во втором — в сентябре 2022 открылась Frieze, еще одна крупная сеть уважаемых арт-ярмарок.
Неудивительно, что Гонконг хотел триумфального возращения культурной жизни. Кроме подборки в рамках самой ярмарки, в это время по всему городу можно было найти «якоря» для туристов. Выставка Кусамы в буквально недавно открывшемся М+, который уже стал важнейшей точкой для искусства в Гонконге и одним из крупнейших художественных музеев Азии. Различные паблик-арты от мировых звезд, типа JR. Первая подобная выставка уличного искусства в K11 с Жаном-Мишелем Баския, Китом Харингом, KAWS, Futura 2000 и другими. И даже мировой тур более попсовых, но культовых BEARBRICK.
«Здесь так много энергии, и так много молодых, образованных, сильных коллекционеров, которые действительно знают, что ищут, и глубоко увлечены историей искусства», — говорит Тиан Лян, директор по Азии лондонской галереи Timothy Taylor, для Artnet. «Art Basel Hong Kong — это будущее. Думаю, через пять лет это будет самая важная ярмарка в мире».
Гонконг скучал по туристам, но и туристы скучали по нему. Это уникальный город, который редко кого может оставить равнодушным. Однажды писательница и историк Ян Моррис написала про него: «Это место, которое вы буквально чувствуете. Основанный европейцами, разработанный азиатами, управляемый китайцами, спроектированный и управляемый предпринимателями, архитекторами, экономистами и авантюристами со всех концов света, на улицах и на воде там вы можете почувствовать вращение самой Земли». Это идеально описывает энергию Гонконга, которая захватывает тебя с первых часов, хочешь ты или нет. Очень похожее ощущение от одного известного фильма? Один из режиссеров «Все везде и сразу» — наполовину гонконгец. Дэн Кван в детстве обожал гонконгские боевики, а в фильме есть отсылки к Вонгу Кар-Ваю.