Быть добрее: о чем безумный фильм «Все везде и сразу»
Эвелин (Мишель Йео), владеющая прачечной в Нью-Йорке мигрантка из Китая, склоняется над кипой счетов для налоговой. Из ниоткуда возникает вечно лебезящий и раздражающий муж Уэймонд (Ке Хюи Куан) и настаивает на разговоре, на который у Эвелин нет времени: нужно разобрать счета, отпустить клиентку, приготовить завтрак нагрянувшему из Китая отцу. Еще дочь Джой (Стефани Сюй) явилась со своей возлюбленной и хочет — немыслимо! — познакомить девушку с дедушкой.
Вечером Эвелин устраивает праздник в честь китайского нового года, а днем нужно добежать до налоговой и узнать, грозит ли прачечной банкротство с конфискацией имущества. В суматохе и усталости Эвелин не находит добрых слов ни для кого: дочери она заявляет, что та растолстела, с мужем говорит только о делах их бизнеса, перед недовольным отцом пытается выставить все в лучшем свете.
Но в лифте здания налоговой инспекции Уэймонд внезапно сообщает Эвелин, что она — единственная надежда на спасение мультивселенной, которой угрожает разрушительная сущность Джобу Тупаки. Финансовые дела прачечной уходят на второй план — и начинается черт-те что!
Налоговый инспектор Дейрдре Бобейрдра в гротескном исполнении Джейми Ли Кертис с накладным животом, указывая на три анальные пробки, оформленные в виде наградных статуэток, заявляет, что эти призы получают только те налоговики, которые «повидали некоторое дерьмо». Эта декларация моментально разрушает любые чаяния на приличествующий характер последующих событий: черный юмор будет сменяться абсурдными фантазиями и неистовыми картинами бытия.
В мультивселенных, фильмы о которых стали хитами кинопроката последних лет, есть место не только супергероям, но и и уставшим женщинам. Это убедительно доказывают Дэн Кван и Дэниэл Шайнерт, известные как режиссерский дуэт Дэниелы. К слову, в 2016-м они заставили Дэниела Рэдклиффа изображать труп в гротескной комедии «Человек — швейцарский нож», а годом позже добавили галлюцинаций в сериал «Легион» с Дэном Стивенсом. То, что они придумали для своего нового фильма, напоминает выкрутасы из мультсериала «Рик и Морти», так что нетрудно представить масштаб происходящей на экране шизофрении.
Прожившая в осознании собственной никчемности (во многом благодаря строгому отцу), Эвелин получает шанс своей кожей ощутить, насколько материальными бывают мысли. Как бы ей жилось, будь она популярной киноактрисой на родине? Или поваром, в коллегах у которой извращенная вариация главного героя мультфильма «Рататуй»? Или, может, народной певицей? Или жительницей вселенной, где эволюционировали приматы с пальцами-сосисками (возникающая здесь цитата из «Космической одиссеи» Кубрика — совершенно бесстыдный прием, которому остается только рукоплескать)? Эвелин все это узнает, и зритель вместе с ней — через бурный монтаж, фантастический труд художников-постановщиков, изобретательные боевые сцены и отборные гэги.
Малайзийская актриса Мишель Йео, исполнившая главную роль, растрогалась, когда рассказывала, что такого сценария, как «Все везде и сразу», ждала без малого всю жизнь. Эта картина — действительно уникальная для любого артиста возможность проявить себя в разных образах. Многослойность повествования прямо требует актера, который бы удерживал зрителя своим мастерством, и Йео здесь блистает. Неуклюжая и недалекая домохозяйка с СДВГ, грациозная кинодива, кунг-фу боец — во всех ролях она превосходна. Душа фантастической исторической драмы «Крадущийся тигр, затаившийся дракон», звезда боевика «Полицейская история» с Джеки Чаном, попавшая в поле зрения Голливуда после выхода «Завтра не умрет никогда» о Бонде, Мишель Йео могла сыграть роль Серафима в «Матрице» Вачовски, но тогда отказалась из-за нестыковок в графике. Кто бы мог подумать, что «Матрица» догонит ее спустя 20 лет — в виде оммажа от Дэниелов.
Отдельного признания заслуживают Ке Хуи Куан и Стефани Сюй, исполнившие роль Уэймонда и Джой. Куан — американский актер вьетнамского происхождения, в 2002-м забросил кинематограф, расстроенный его недружелюбием по отношению к азиатским артистам, но успех «Безумно богатых азиатов» вдохновил его вернуться. У Дэниелов он предстает сразу в трех ипостасях: мужа-плаксы, вариации Морфеуса и версией Тони Люна из «Любовного настроения». У Стефани Сюй, сыгравшей пробивную переговорщицу мафиози из Чайна-тауна в «Удивительной миссис Мейзел», в партнерстве с Куан и Йео случился сногсшибательный бенефис, о котором хотя бы специалисты по кинокостюму будут говорить не один год.
На фоне новостей о покидающих российские киносети зарубежных студиях, лишивших зрителя сначала «Бэтмена», а потом и надежд на такие хиты как «Доктор Стрэндж. Мультивселенная безумия» с Бенедиктом Камбербэтчем и «Фантастические твари: Тайны Дамблдора», появление силами прокатной компании «Вольга» фильма с азиатскими актерами «Все везде и сразу» — настоящее и, увы, последнее громкое событие. Блокбастер от кинокомпании A24, которая произвела на свет такие картины, как «Солнцестояние», «Леди Берд», «История призрака» и вышеупомянутый «Человек — швейцарский нож», — это шанс выключиться из безумия реальности на 2,5 часа и оказаться в непредсказуемой, яркой и впечатляющей мультивселенной кинематографа. Из легальных в доступе пока только такая, но она ничем не хуже, чем у Marvel и Камбербэтча: в продюсерах «Все везде и сразу» — Энтони и Джо Руссо, которые подытожили третью фазу киновселенной Marvel двумя «Мстителями».
«Все везде и сразу» ступает на путь борьбы с нигилизмом — отрицанием жизни как достойного внимания конструкта. Неслучайно самой яркой метафорой становится дырка от бэйгла, поглощающая время и пространство подобно черной дыре и рожденная из боли, одиночества и острого недостатка в любви. Ни один укромный уголок мультиверса не укроет от разрушительного безразличия — лишь ни на что негодная Эвелин, увидев все свои настоящие разные жизни, окажется способна преодолеть эту пустоту. Несмотря на все мелькающие везде и сразу спецэффекты, отсылки к «Бойцовскому клубу», «Любовному настроению» и другой киноклассике, пляску на суперпопулярной теме мультивселенных, это в первую очередь фильм о семье, который эпично провозглашает наивную, но жизнеспасительную необходимость быть добрее и внимательнее к тем, кто рядом прямо сейчас.